ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Занятия по Экологии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Хасанова Алсу Наилевна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
05.06.2021 00:27 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Автор – Хасанова Алсу Наилевна Научный руководитель – Миннуллина Розалия Фаизовна Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет, отделение психологии и педагогики Кафедра теории и методики дошкольного и начального образование Аннотация. В статье представлен анализ теоретической литературы по проблеме экологического воспитания. Рассмотрены педагогические условия экологического воспитания дошкольников в ДОУ. Проанализированы взгляды на проблему экологического воспитания современных исследователей и великих педагогов прошлых столетий. Отмечена роль детской литературы о природе в развитии личности ребенка, в особенности природоведческих произведений М.М. Пришвина и В.В. Бианки.
Ключевые слова: экологическое воспитание, детская литература, природоведческая детская литература, экологическая воспитанность, эмоционально-ценностное отношение к природе. Дошкольные образовательные учреждения в рамках ФГОС ДО должны уделять внимание экологическому воспитанию детей дошкольного возраста [14]. В настоящее время это одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Именно дошкольный возраст является благоприятным для формирования экологических знаний, которые в будущем станут основой экологических представлений ребенка. Решением проблемы экологического воспитания занимались великие педагоги прошлых столетий – это Я.А. Коменский А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д Ушинский. Все они отстаивали позицию природосообразности, которая должна стать основой содержания воспитательного процесса детей. Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли [9]. И.Г. Песталоцци видел процесс воспитания только в условиях, максимально приближенных к природе. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы более глубоко познать природу человека, его анатомию, физиологию и психологию. В.А. Сухомлинский утверждал, что у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному» [12]. Все эти педагоги говорили о влиянии природы развитие личности ребенка и не представляли организацию педагогического процесса вне природы. Среди современных исследователей методики экологического воспитания можно выделить И.Д. Зверева [6], А.Н. Захлебного [5], Л.П. Печко [10], А.А. Плешакова [11]. Н.Н. Кондратьева [8], С.Н. Николаева [9], П.Г. Саморукова [7], Н.А. Рыжова [13] занимались решением проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Эти авторы говорили о том, что предпочтительно начинать экологическое воспитание именно с дошкольного возраста. И.Ф. Харламов справедливо указывал на дошкольный возраст, как особо оптимальный для начала экологического воспитания, так как в этот период проявляется любопытство и стремление сблизиться с природой, понять ее и лучше изучить. Он отметил, что в дошкольном возрасте формируется осознанное эмоциональное отношение к природе, т.е. дошкольник уже может выражать и отрицательные эмоции (например, когда разрушен муравейник, оборваны ветки деревьев), так и положительные эмоции (восхищение красотой природы, забота о природных ресурсах, о животных) [12]. Е.И. Тихеева подчеркивает значение радости, которую испытывает ребенок в процессе общения с природой. Ведь дети воспринимают окружающий мир непосредственно и поэтому они видят мир природы во всем ее разнообразии цветов, форм, запахов, звуков, движений. Именно эта непосредственность создает первоначальные, яркие и конкретные представления о природе. Общаясь с животными, растениями, ребенок становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества: гуманность, доброта, забота. Природа активно влияет на чувства и разум ребенка, развивает его восприятие, эмоциональность. Природа становится источником внутреннего обогащения ребенка, его одухотворения [2]. Арсенал педагога содержит многообразие методов и средств экологического воспитания дошкольников, но нужно выделить детскую литературу как одно из основных. Книга на протяжении многих веков являлась первым источником духовного обогащения, эмоционального и умственного развития. Это, прежде всего, книги и произведения о природе. Н. В. Виноградова [1], З.А. Гриценко [3], Л.М. Гурович [4] отмечают, что детская литература о природе раскрывает природный мир во всем его многообразии в разных жанровых формах, который достаточно широк: это рассказы, сказки, охотничьи были, повести, стихотворения, очерки, миниатюры в жанре притчи, зарисовки-пояснения к иллюстрациям. Такие детские писатели, как М.М. Пришвин, В.В. Бианки, К. Паустовский, В. Чаплин, А, Б. Житков, Е. Чарушин создали целый ряд детских рассказов и сказок о природе, через чтение которых дети учились внимательно приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть ее хрупкость, незащищенность; стремились беречь и охранять все живое. В.В. Бианки и М.М. Пришвин это основоположники детской природоведческой книги, поэтому заслуживают особого внимания. Их произведения просты для понимания и легки в восприятии, они способствуют в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы, многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействие среды и организма. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. М.М. Пришвин является мастером короткого жанра. Он в своих этюдах кратко и довольно тонко описывает природу. Небольшие рассказы М.М. Пришвина — это этюды о природе, наблюдения за растениями и животными, короткие очерки из жизни леса в разное время года [2]. Нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа по экологическому воспитанию дошкольников средствами детской литературы. Данная работа включала в себя проведение диагностики, развивающей работы и контрольного исследования. Таблиц 1 Уровень экологической воспитанности у дошкольников на констатирующем этапе
Таким образом, мы выявили, что у большинства дошкольников выявлен средний уровень экологического воспитания, знания детей о растительном, животном мире, о неживой природе, о временах года находятся на среднем уровне, не достаточно сформировано эмоционально-ценностное отношение детей к миру природы. Для расширения и углубления знаний о природе и развития эмоционально-ценностного отношения к миру природу были разработаны и проведены занятия с применением такого средства экологического воспитания, как чтение детской литературы. На наш взгляд детям особенно нравятся и доступны для понимания произведения М.М. Пришвина, В.В. Бианки и экологические сказки современных авторов. В рамках экологического воспитания мы познакомились с такими произведениями М.М. Пришвина, как Этажи леса», «Еж», «Золотой луг», «Ребята и утята», «Берестяная трубочка» и «Филин»; с произведениями В.В. Бианки – Первая охота», Муравьишка спешил домой»; а также с экологическими сказками – экологическая сказка об озере (автор М. Скребцова), экологическая сказка о временах года «Сказ ка о царе Сезоне». (автор М. Скребцова), экологическая сказка о круговороте воды в природе «Приключения капельки» (автор А. Лопатина), экологическая сказка «Песок и Глина» (автор Н.А. Рыжова), экологическая сказка «Приключение одного горного камня» (автор Н. Сырых). Анализ результатов опытно-экспериментального исследования позволяет нам утверждать об эффективности педагогической работы. Мы наблюдаем положительную динамику в экологической воспитанности дошкольников. В ходе формирующего эксперимента повысил кругозор дошкольников, которые прочно усвоили представленный учебный материал, расширились и углубились знания о растительном, животном мире, о мире неживой природы, о временах года; сформировалось положительно-эмоциональное отношение к природе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|