Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Занятия по Экологии
Автор: Хасанова Алсу Наилевна   
05.06.2021 00:27

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Автор – Хасанова Алсу Наилевна

Научный руководитель – Миннуллина Розалия Фаизовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет, отделение психологии и педагогики

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образование

Аннотация. В статье представлен анализ теоретической литературы по проблеме экологического воспитания. Рассмотрены педагогические условия экологического воспитания дошкольников в ДОУ. Проанализированы взгляды на проблему экологического воспитания современных исследователей и великих педагогов прошлых столетий. Отмечена роль детской литературы о природе в развитии личности ребенка, в особенности природоведческих произведений М.М. Пришвина и В.В. Бианки.

 

Ключевые слова: экологическое воспитание, детская литература, природоведческая детская литература, экологическая воспитанность, эмоционально-ценностное отношение к природе.

Дошкольные образовательные учреждения в рамках ФГОС ДО должны уделять внимание экологическому воспитанию детей дошкольного возраста [14]. В настоящее время это одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Именно дошкольный возраст является благоприятным для формирования экологических знаний, которые в будущем станут основой экологических представлений ребенка.

Решением проблемы экологического воспитания занимались великие педагоги прошлых столетий – это Я.А. Коменский А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д Ушинский. Все они отстаивали позицию природосообразности, которая должна стать основой содержания воспитательного процесса детей. Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли [9]. И.Г. Песталоцци видел процесс воспитания только в условиях, максимально приближенных к природе. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы более глубоко познать природу человека, его анатомию, физиологию и психологию. В.А. Сухомлинский утверждал, что у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному» [12]. Все эти педагоги говорили о влиянии природы развитие личности ребенка и не представляли организацию педагогического процесса вне природы.

Среди современных исследователей методики экологического воспитания можно выделить И.Д. Зверева [6], А.Н. Захлебного [5], Л.П. Печко [10], А.А. Плешакова [11]. Н.Н. Кондратьева [8], С.Н. Николаева [9], П.Г. Саморукова [7], Н.А. Рыжова [13] занимались решением проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Эти авторы говорили о том, что предпочтительно начинать экологическое воспитание именно с дошкольного возраста.

И.Ф. Харламов справедливо указывал на дошкольный возраст, как особо оптимальный для начала экологического воспитания, так как в этот период проявляется любопытство и стремление сблизиться с природой, понять ее и лучше изучить. Он отметил, что в дошкольном возрасте формируется осознанное эмоциональное отношение к природе, т.е. дошкольник уже может выражать и отрицательные эмоции (например, когда разрушен муравейник, оборваны ветки деревьев), так и положительные эмоции (восхищение красотой природы, забота о природных ресурсах, о животных) [12].

Е.И. Тихеева подчеркивает значение радости, которую испытывает ребенок в процессе общения с природой. Ведь дети воспринимают окружающий мир непосредственно и поэтому они видят мир природы во всем ее разнообразии цветов, форм, запахов, звуков, движений. Именно эта непосредственность создает первоначальные, яркие и конкретные представления о природе. Общаясь с животными, растениями, ребенок становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества: гуманность, доброта, забота. Природа активно влияет на чувства и разум ребенка, развивает его восприятие, эмоциональность. Природа становится источником внутреннего обогащения ребенка, его одухотворения [2].

Арсенал педагога содержит многообразие методов и средств экологического воспитания дошкольников, но нужно выделить детскую литературу как одно из основных. Книга на протяжении многих веков являлась первым источником духовного обогащения, эмоционального и умственного развития. Это, прежде всего, книги и произведения о природе. Н. В. Виноградова [1], З.А. Гриценко [3], Л.М. Гурович [4] отмечают, что детская литература о природе раскрывает природный мир во всем его многообразии в разных жанровых формах, который достаточно широк: это рассказы, сказки, охотничьи были, повести, стихотворения, очерки, миниатюры в жанре притчи, зарисовки-пояснения к иллюстрациям.

Такие детские писатели, как М.М. Пришвин, В.В. Бианки, К. Паустовский, В. Чаплин, А, Б. Житков, Е. Чарушин создали целый ряд детских рассказов и сказок о природе, через чтение которых дети учились внимательно приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть ее хрупкость, незащищенность; стремились беречь и охранять все живое.

В.В. Бианки и М.М. Пришвин это основоположники детской природоведческой книги, поэтому заслуживают особого внимания. Их произведения просты для понимания и легки в восприятии, они способствуют в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы, многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействие среды и организма.

В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. М.М. Пришвин является мастером короткого жанра. Он в своих этюдах кратко и довольно тонко описывает природу. Небольшие рассказы М.М. Пришвина — это этюды о природе, наблюдения за растениями и животными, короткие очерки из жизни леса в разное время года [2].

Нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа по экологическому воспитанию дошкольников средствами детской литературы. Данная работа включала в себя проведение диагностики, развивающей работы и контрольного исследования.

Таблиц 1

Уровень экологической воспитанности у дошкольников на констатирующем этапе

 

Уровень развития

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Экспериментальная группа

Знания о растительном мире

6

30%

12

60%

2

10%

Знания о животном мире

5

25%

13

65%

2

10%

Знания о неживой природе

4

20%

10

50%

6

30%

Знания о временах года

6

30%

10

50%

4

20%

Отношение к миру природы

4

20%

11

55%

5

25%

Контрольная группа

Знания о растительном мире

8

45%

10

50%

1

5%

Знания о животном мире

5

25%

14

70%

1

5%

Знания о неживой природе

4

20%

12

60%

4

20%

Знания о временах года

4

20%

12

60%

4

20%

Отношение к миру природы

8

40%

8

40%

4

20%

Таким образом, мы выявили, что у большинства дошкольников выявлен средний уровень экологического воспитания, знания детей о растительном, животном мире, о неживой природе, о временах года находятся на среднем уровне, не достаточно сформировано эмоционально-ценностное отношение детей к миру природы.

Для расширения и углубления знаний о природе и развития эмоционально-ценностного отношения к миру природу были разработаны и проведены занятия с применением такого средства экологического воспитания, как чтение детской литературы. На наш взгляд детям особенно нравятся и доступны для понимания произведения М.М. Пришвина, В.В. Бианки и экологические сказки современных авторов.

В рамках экологического воспитания мы познакомились с такими произведениями М.М. Пришвина, как Этажи леса», «Еж», «Золотой луг», «Ребята и утята», «Берестяная трубочка» и «Филин»; с произведениями В.В. Бианки – Первая охота», Муравьишка спешил домой»; а также с экологическими сказками – экологическая сказка об озере (автор М. Скребцова), экологическая сказка о временах года «Сказ ка о царе Сезоне». (автор М. Скребцова), экологическая сказка о круговороте воды в природе «Приключения капельки» (автор А. Лопатина), экологическая сказка «Песок и Глина» (автор Н.А. Рыжова), экологическая сказка «Приключение одного горного камня» (автор Н. Сырых).

Анализ результатов опытно-экспериментального исследования позволяет нам утверждать об эффективности педагогической работы. Мы наблюдаем положительную динамику в экологической воспитанности дошкольников. В ходе формирующего эксперимента повысил кругозор дошкольников, которые прочно усвоили представленный учебный материал, расширились и углубились знания о растительном, животном мире, о мире неживой природы, о временах года; сформировалось положительно-эмоциональное отношение к природе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2013. – 510 c.
  2. Герасимова, Л.А. Художественная литература как средство экологического воспитания дошкольников / Л.А. Герасимова, Н.В. Маринина, А.В. Богатырева, Н.В. Барышева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 1 (28). – С. 4-7
  3. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – М.: Академия, 2015. – 312 с.
  4. Гурович, Л.М. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. сада / Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Академия, 2012. – 214 с.
  5. Захлебный, А.Н. На экологической тропе: опыт экологического воспитания /А. Н. Захлебный. – М.: Проспект, 2016. –77 с.
  6. Зверев, И.Д. С любовью к природе / И.Д. Зверев. – М.: Педагогика, 2013. –232с.
  7. Как знакомить дошкольников с природой: Пособия для воспитателей дет. сада / Под. ред. П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.
  8. Кондратьева, Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей: учебник / Н. Н. Кондратьева. – Санкт — Петербург: Детство-пресс, 2014. – 240 с.
  9. Николаева, С.Н. Методика экологического образования дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2013. — 184 с.
  10. Печко, Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе /Л. П. Печко // Педагогика. – 2018. – №3. – С.132
  11. Плешаков, А.А. Экологические проблемы и начальная школа /А. А. Плешаков // Начальная школа. – 2018. – №5. – С. 2-8.
  12. Плохий, З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников /З. П. Плохий. – М.: Академия, 2002. – 268 с.
  13. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2011. – 432 с.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 26 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год