Консультация для педагогов: «Экологическая тропа в ДОУ, как одна из форм воспитания и развития нравственности, духовности и интеллекта дошкольников» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Есоян Элина Владиславовна | |||
06.04.2021 21:11 | |||
Консультация для педагогов: «Экологическая тропа в ДОУ, как одна из форм воспитания и развития нравственности, духовности и интеллекта дошкольников» Автор: Есоян Элина Владиславовна, воспитатель МАДОУ д/c №2 п. Новосмолинский Нижегородской области. Цель:
Актуальность «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Организация экологической тропы В нашей работе очень важно использовать интересные и разнообразные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию. Такие формы, которые позволяют решить экологические задачи в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением. Сейчас самым эффективным методом является экологическая тропа, которая организует деятельность детей на прогулке и помогает продуманно, с пользой оформить территорию ДОУ. Экологическая тропа – это разработанный маршрут, на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Немного научных фактов об экологической тропе. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании используется термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку. Цель экологической тропы: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам. Основные задачи экологической тропы:
Но главная задача тропы, конечно же, – пробудить у ребенка любовь к природе. Функции экологической тропы (в ДОУ):
3 основных типа экологических тропинок:
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих, культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, божьих коровок), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.д. Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых. В нашей в целом северной стране дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада). Формы работы на экологической тропинке (тропе):
Эффективной организации работы с детьми на экологической тропе способствует прием использования сказочных героев (Дядюшка АУ, Незнайка, Старичок Лесовичок, Пёс Барбос, Почтальон Печкин), которые помогают ребятам в решении экологических проблем. Занятия на экологической тропе Система занятий на экологической тропе составляется в соответствии с требованиями образовательного компонента по экологическому образованию в рамках программы, которую реализует ДОУ. Содержание экологического образования разрабатывается для каждой возрастной группы, как части целостной программы или проекта работы на экологической тропе. Занятия на экологической тропе проводятся в течение года, исходя из принципа сезонности, продолжительность экскурсий-путешествий в зависимости от возрастных особенностей детей может составлять от 15 до 30 минут. Этапы создания и оформления экологической тропы:
Вывод: надо помнить, что на экологической тропе всё должно быть разнообразным, привлекательным и доступным для детей. Объекты экологической тропы: 1. «Сельский дворик» — специально созданный объект на территории детского сада с малыми архитектурными формами. Цель: знакомства детей с домашней птицей и домашними животными, особенностями их внешнего облика, поведения, их способы передвижения, повадки, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Объекты для наблюдений: деревенский дом, колодец, ветряная мельница, телега, фигуры домашних животных и птиц. Формы организации детской деятельности: -Экскурсии к объекту. -Познавательные занятия. -Беседы с детьми о домашних животных и птицах. -Чтение художественной литературы К. Ушинский «Бодливая корова», М. Яснов «Лошадь», заучивание стихов о домашних животных и птицах, отгадывание загадок.
-Музыкальные игры «Курочки и петушок» муз. Фрида, «Гости ходят в огород» муз. Кабалевского, «Кто пасется на лугу?» -Проведение досугов «На бабушкином дворе», «Наши друзья». - Выставка детского творчества «Сельский дворик». 2. «Метеоплощадка» — это специальный участок местности на территории нашего детского сада, на котором установлено метеорологическое оборудование для элементарного прогнозирования погоды. Цель: развивать любознательность, желание наблюдать и изучать явления природы (осадки, направление ветра), обучать детей элементарному прогнозированию состояния погоды, познакомить детей с приборами- помощниками, с профессией метеоролога, формировать простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силе ветра. Объекты для наблюдений: Флюгер — прибор для определения направления ветра. Ветряной рукав — прибор для измерения силы ветра. Солнечные часы для определения времени. Календарь природы, на котором можно отметить погодные условия, время года, дни недели и т.д. Метеобудка, в которой хранятся барометр (прибор для измерения атмосферного давления), термометр (прибор для изменения температуры воздуха.), гигрометр (прибор для определения влажности воздуха), а также осадкомер (прибор для измерения количества осадков). Линейка – прибор для измерения снежного покрова. Формы организации детской деятельности: -Экскурсии на метеостанцию. -Наблюдение за температурой воздуха в разное время суток, в разное время года, за направлением и силой ветра, за взаимосвязью солнечной погоды и таянием снега, за восходом и закатом солнца. -Ведений дневников наблюдений. -Познавательные занятия с детьми. -Опытно-экспериментальная деятельность. -Беседы с детьми. -Чтение художественных произведений В. Бианки «Лесная газета», чтение тематических стихов о временах года, пословиц и поговорок о погоде, загадывание загадок о природных явлениях. -Дидактические игры «Термометр- умный прибор», «Откуда дует ветер», «Компас», «Волшебница-вода» и др. 3. «Птичья столовая» — это объект на территории детского сада, на котором размещены скворечники, кормушки для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми. Цель: закреплять знания детей о птицах, учить находить между ними сходства и различия, различать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, знакомить детей с повадками, условиями жизни птиц. Объекты для наблюдений: кормушки, скворечники, поилки, птицы: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири, скворцы. Формы организации детской деятельности:
4. “Избушка Лесовичка” – хозяина экологической тропы. Цель: помочь ребятам в решении экологических проблем. 5. «Уголок смешанного леса» с полянкой для отдыха Цель: уточнить и обобщить знания детей о лесе, о деревьях, о взаимосвязях (цепи питания), развивать умение видеть красоту дерева в разное время года, закреплять правила поведения в лесу. Объекты для наблюдения: разные породы деревьев (дуб, береза, рябина, сосна, ель, осина и др.), полянка с пеньками, с обитающими под ним насекомыми (муравьи, червяки и др.), кустарники, цветы. Формы организации детской деятельности:
Беседы «Лес- наше богатство».
6. “Цветник” — это ограниченная территория, где выращиваются различные декоративные растения. Цель: знакомить детей с особенностями внешнего вида растений, поддерживать интерес к жизни растений и насекомых, учить дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть её красоту. Объекты для наблюдения: многолетние и однолетние цветущие растения (бархатцы, астры, сентябринки, петуньи). Формы организации детской деятельности:
7. “Огород” Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях. Объекты для наблюдения: мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.). Формы организации детской деятельности:
8. “Тропа здоровья” выполнена из природных материалов: спилы сухих деревьев, бревна, галька, песок и т.д. Цель: профилактика и коррекция здоровья детей в игровой форме в природных условиях. Формы организации детской деятельности:
9. “Мини пруд” — это небольшое углубление, заполненное водой. Цель: познакомить детей с природным водоёмом и его обитателями, помочь понять, что пруд-сообщество разных организмов, воспитывать грамотное поведение у водоёма. Формы организации детской деятельности:
10. “Альпийская горка” — это фрагмент горного пейзажа с искусственным водоёмом, сухим ручьём и различными растениями. Цель: расширить знания детей о горных ландшафтах, об особенностях и видах почв, камнях и растениях, растущих среди камней, формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника, дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы (фигурки лягушки, цапли, уток). Формы организации детской деятельности:
11. “Зелёная аптека” — это специально выделенный участок на территории детского сада, насажденный некоторыми видами лекарственных растений. Цель: познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть, расширять знания о пользе и применении лекарственных растений, обучать правилам сбора и сушки лекарственных растений. Объекты для исследования: лекарственные растения (подорожник, ромашка, мята). Формы организации детской деятельности:
12. “Фруктовый сад” — это участок земли, занятый многолетними плодовыми насаждениями. Цель: расширить и уточнить знания детей о фруктовых деревьях, уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, закрепить у детей представление о том, что витамины, содержащиеся во фруктах, полезны для здоровья человека. Объекты для наблюдения: яблоня, облепиха, калина, шиповник, смородина. Формы организации детской деятельности:
13. “Белоствольная красавица” Цель: расширять представления детей о березе, как символе нашей Родины, о частях березы, ее целебных свойствах, воспитывать бережное отношение к природе, потребность ее охранять. Формы организации детской деятельности:
Вывод Я считаю, что работа на экологической тропе дает много ценного для педагогов:
|