Экологический проект «Приключение Капитошки» (для дошкольников 5-6 лет с участием родителей)
Выполнила: Порубова Наталья Михайловна воспитатель МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 49 «Родничок»
Пояснительная записка:
Актуальность:
Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет очень высо-кая: каждый ответ педагогов на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно до-школьник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы, в этом ему помогают педагоги, родители (ФГОС ДО, п. 3.1.), старшие друзья.
Любознательность ребенка вызывает неподдельный интерес ко всему окружающему, что дает возможность самостоятельно делать маленькие открытия. Знания, добытые самостоятельно или совместно с родителями, будут более прочными.
Скачать конспект
Родители, вовлекаемые в совместные мероприятия, становятся активными участниками образовательного и воспитательного процесса. Это дает возможность воспитателям в рамках конкретного мероприятия реализовать следующие цели взаимодействия с родителями:
1)добиваться более качественного результата в обучении и воспитании дошкольников;
2)применять различные формы и приемы обучения (экскурсии на предприятия, посеще-ние музеев и выставок, подготовка материала для проведения опыта и т.д.);
3)развивать навык общения между родителями и детьми в рамках образовательной си-туации, предполагаемый настоящим проектом;
4)осуществлять свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов обра-зовательной деятельности в рамках проекта.
Содержание проекта
Целью образовательной программы, по которой работает наш детский сад, является «создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного дет-ства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подго-товка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника».
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и образовательной программы образовательно-воспитательной целью проекта является формирование культуры бережного отношения к водным ресурсам нашей Родины.
Задачи проекта:
- Развивать потребность в исследовательской деятельности в рамках экологического воспитания через организацию совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
- Формировать у детей потребность в бережном и рачительном отношении к окружаю-щему миру, в частности к водным ресурсам.
- Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью нагляд-ных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
- Развивать мышление, речь, анализировать, сравнивать, обобщать.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, са-мостоятельность.
- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
- Развивать навыки доверительного общения взрослых и детей.
- Создавать условия взаимодействия родителей и детей в рамках образовательной си-туации.
Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игро-вой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкаль-ной, изобразительной, двигательной, восприятие художественной литературы.
Проект, ориентированный на ребенка, создает комплексные возможности для развития детей дошкольного возраста во всех образовательных областях, указанных в п. 2.7. ФГОС ДО, а именно:
- в социально-коммуникативном развитии
- в познавательном развитии
- в речевом развитии
- в художественно-эстетическом развитии
- в физическом развитии.
Основные методы работы:
- словесные (чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, сло-весный инструктаж)
- наглядные (рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и при-роды, показ опытов)
- практические (дидактическая игра, опыты, экспериментирование).
Формы работы с детьми: беседа, игра, экскурсия, проведение занятий с применением опытов по изучению свойств воды.
Формы работы с родителями: консультации, родительский коучинг, родительский се-минар.
Предполагаемый результат для воспитанников:
Воспитанники, вовлеченные в проект, в результате прохождения программного
материала по изучению свойств водных объектов окружающей среды
Будут знать:
- правила техники безопасности, требования к организации рабочего места и места для проведения исследования
- свойства воды
- специальные термины и понятия в области лабораторных исследований.
Будут уметь:
- экспериментировать
- использовать различные предметы, вещества для изучения их свойств
- владеть научным языком
Активно применять информационные образовательные ресурсы в учебной деятельности и для решения различных жизненных ситуаций.
У них будут развиты:
- наглядно-образноемышление, воображение, творческаяактивность, фантазия
- самостоятельность в изучении свойств того или иного предмета, вещества
- общие умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетен-ции.
Будут обладать следующими качествами:
- самостоятельное мышление, потребность в познании
- самокритичность в оценке своих действий и поступков
- умение воспринимать прекрасное в жизни
- бережно относиться к своему здоровью и беречь окружающую среду.
Предполагаемый результат для родителей:
- Родители ощущают личную причастность к проекту.
- Родители начинают лучше ориентироваться в процессах развития ребенка.
- Родители получают большее представление о работе воспитателей и начинают испы-тывать большее уважение к ним.
- Родители обучаются тому, как можно взаимодействовать с ребенком дома.
- Объединяясь в сообщество, семьи поддерживают друг друга в решении задач образо-вания детей.
Предполагаемый результат для воспитателей:
Педагоги ДОО образуют команду и получают истинное удовлетворение от работы с детьми, осуществляя самостоятельное и ответственное профессиональное действие. Участники включены в сетевое взаимодействие и работают в ситуации постоянного профессионального развития через разные формы взаимодействия с родителями, коллегами и тренерами.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный (с сентября по май), исследовательский, творческий.
Участники: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители, воспитатели, спе-циалист МАДОУ, социальные партнеры.
Система проектных мероприятий:
- Изучение теоретических и методических основ подготовки ребенка к формированию взаимодействия с окружающим миром.
- Проведение тестирования и диагностики на начало реализации проекта и его оконча-ние.
- Практическая реализация проекта: открытые занятия для педагогов, родителей, отра-ботка полученных знаний, умений и навыков по данной проблеме.
- Создание творческой группы из числа педагогов и родителей по разработке вариантов проводимых исследований и мероприятий, касающихся водных ресурсов.
- Подбор методической, научно-популярной литературы, игрушек, иллюстрационного материала, атрибутов для игровой деятельности по данной проблеме, материал для изобразительной и продуктивной деятельности, а также оборудование для опытов.
Формы организации работы: занятие, игра, экскурсия, беседа, праздничное мероприя-тие.
Условия реализации этапа проекта
Главенствующая роль в реализации проекта принадлежит семье, и поэтому родители воспитанников – наши первые помощники и партнеры. При обсуждении проекта еще на на-чальном этапе необходимо достичь согласия в необходимости оказания помощи. Родители воспитанников должны быть сами заинтересованы в том, чтобы их ребенок стал автором того или иного «открытия», статьи, мема, коллажа или простой памятки.
Условия для возможности дошкольникам действовать самостоятельно:
- создание соответствующей среды: оборудование места работы, приобретение посо-бий, материалов, удобное их размещение;
- использование широкого ассортимента материалов для опытов;
- удобное место деятельности для ребёнка, способствует развертыванию работы;
- разнообразие материалов и оборудования;
- грамотное руководство со стороны воспитателя, совместная деятельность с деть-ми (метод прямых указаний не приемлем!);
- индивидуальный подход, творческое взаимодействие воспитателя и ребёнка.
Техническая оснащенность проекта не требует больших материальных вложений, соответствует уже созданным в МАДОУ особенностям образовательной среды:
Мультимедийный кабинет, оснащенный оборудованием, позволяющим демонстрировать видео, презентации;
- бассейн
- компьютер или ноутбук, сканер, принтер, цифровая камера, рабочие места для детей и стол воспитателя
- оборудование для проведения опытов с водой (пробирки, пипетки, весы и т.д.).
Оценка возможных рисков
При реализации Проекта возможны следующие ситуации риска, которые могут привести к снижению результативности деятельности:
- Активность участия родителей в совместных мероприятиях. Для этого предусмот-рено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Также, с целью активизации деятельности ро-дителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций для родителей по теме проекта.
- Взаимодействие всех работников МАДОУ с целью решения целей и задач проекта, за-груженность воспитателей дополнительной деятельностью. Предусмотрев это на этапе под-готовки проекта, проведена коррекция перспективного планирования специалистов МАДОУ и воспитателей.
- Снижение интереса детей к деятельности. Для устранения данного риска в проект включены инновационные формы работы с детьми. Они разнообразны и, как правило, пред-ставлены в игровой или интерактивной форме. Это стимулирует познавательную и двигатель-ную активность детей.
Правовые основы организации проекта:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29. 12. 2012 №273 ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стан-дарта дошкольного образования».
- Основная образовательная программа МАДОУ г.Нижневартовска ДС №49 «Родни-чок».
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
1. С целью мотивации участия в проекте необходимо провести предварительную работу с родителями и педагогами, работающими с данными воспитанниками. В ходе этой работы на-до познакомить участников с основной целью и задачами данного проекта. Родителям расска-зать об их роли и участии в проекте.
Для успешного включения всех дошкольников в проект важно уже на стадии подготовки активно взаимодействовать с детьми для того, чтобы выявить желания и потребности каждого ребенка. Для этого необходимо, особенно на стадии разработки проекта, применять различные технологии сотрудничества:
- личностно-ориентированные (индивидуальные беседы, совместное дело)
- коллективные (опрос, совместные праздники, дискуссии, коллективная творческая дея-тельность, «шоу-технологии»).
Мотивация через игровую ситуацию с воспитанниками, с опорой на имеющийся жизненный опыт:
1. Перед началом проекта (первые числа сентября) необходимо провести совместный «брифинг» по теме «Мой отпуск». Для этого каждая семья предварительно (еще в мае!) получает задание, во время отпуска подготовить красивые видовые фотографии. На «брифинге» семьи в свободной форме делятся своими впечатлениями о проведенном времени. Задумка данного мероприятия состоит в том, что редко на фотографиях с отпуска нет водных ресурсов, наверняка это море или река, фонтан или ручей, а это и есть «мостик» к объявлению темы нашего проекта.
В заключение брифинга воспитатель объявляет о том, что поступило письмо с фотографиями от Капитошки, волшебного персонажа, который будет сопровождать все мероприятия в рамках данного проекта. На фотографиях будут изображения с пересохшей рекой, загрязнен-ным океаном, грязной водой из водопровода и т.д. Эта история станет мотиватором к началу исследовательской деятельности.
Важно, чтобы у воспитанников возникло желание заняться исследованием водных ресурсов, такая развивающая среда позволит каждому воспитаннику найти занятие по душе, по-верить в свои силы и способности, стать причастным к защите водных ресурсов.
2. Составить объявление- призыв для родителей (табл. 1).
Таблица 1
Образец объявления для родителей
Дорогие наши родители!
Наш детский посетил Капитошка, он просит помочь ему в спасении водных ресурсов, ведь вода – это жизнь! Одним нам не справится, предлагаем вместе отправиться в путешествие. Мы уверены, что каждый желающий сможет сделать свое первое открытие. Пока мы ещё маленькие и не все можем делать самостоятельно, поэтому обращаемся к вам!
Учёными, спасателями, экологами без специальной подготовки, конечно, не станешь, поэтому мы собираемся многое узнать вместе с вами и нашими воспитателями.
Ваши детки
3. Подготовить карты-схемы занятий с применением опытов, исследований.
4. Организоватьчтениехудожественнойлитературыоволшебстве, о превращениях с использованием воды, водной стихии ит. д.
5. Дать домашнее задание воспитанникам и их родителям: подготовить какой-либо фокус с использованием воды.
6. Подготовиться к конкурсу на лучшую эмблему «Капитошки».
7. Подготовить совместно с родителями «фирменную» спецодежду, можно только атри-бут (футболка или фартук с логотипом, бейсболка и т.д.).
II. Основной этап
Задачи этапа:
- Осуществлять системный подход в ознакомлении детей с окружающим миром.
- Развивать системное мышление, воображение, творчество, речь.
- Воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую деятель-ность.
- Закрепить и систематизировать знания об окружающей действительности (например, вода, ее свойства и качества, значение в жизни человека), названия состояния воды.
- Формировать умения безопасного поведения при проведении научных опытов.
- Научить исследовать водные ресурсы через проведение обучающих занятий с приме-нением различных опытов (табл. 2).
Содержание проекта «Приключение Капитошки»
Месяц
|
Тема
|
Форма
|
Цель
|
Задание для совместной работы детей и
родителей
|
Май
|
«Ура!
Отпуск!»
|
Родительское собрание
|
Подготовка материала для будущего проекта
|
Дать задание: сделать видовые фотографии на фоне водных объектов: море, река, ручей, фонтан.
Подготовить интерактивную видеопрезентацию
|
Сентябрь
|
«Приключения Капитошки или «На старт!»
|
Брифинг
|
Мотивация участников проекта
|
Придумать «кричалки» на тему водных ресурсов, оформить презентацию.
|
Сентябрь
|
«Вода –
источник жизни»
|
Обучающее практико-ориентированное занятие
|
Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
|
Нарисовать в альбоме свойства воды
|
Октябрь
|
Родительский всеобуч
|
Коучинг
|
Научить родителей взаимодействовать с детьми в формате образовательной ситуации
|
Сформулировать реальные предложения родителей в организации и проведении данного проекта
|
Октябрь
|
«Волшебные пузыри»
|
Обучающее практико-ориентированное занятие
|
Вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь
|
Подготовиться к конкурсу «Самый красивый мыльный пузырь»
|
Ноябрь
|
«А что
течет из крана?»
|
Экскурсия на МУП «Горводоканал» города Нижневартовска
|
Познакомить детей с работой МУП «Горводоканал», рассказать, как вода попадает в дом каждого из нас.
|
Обсудить тему экономии воды, придумать лайфхаки «Как сократить платежи за воду», оформить мемы на заданную тему.
|
Ноябрь
|
«Звук
воды»
|
Обучающее практико-ориентированное занятие
|
Научить слушать звуки дождя, моря, ручейка и т.д.
|
Придумать звуковые загадки
|
Декабрь
|
«Цветные льдинки»
|
Практико-ориентированное занятие
|
Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.
|
Составить из льдинок цветное панно и сфотографировать
|
Декабрь
|
«Капитошкины игры»
|
Занятия по плаванию
|
Научить детей играть в различные игры в бассейне, развивать физические качества детей в игровых ситуациях, привлечение к систематическим занятиям физкультурой.
|
Провести детско-родительские соревнования в бассейне «Кубок Капитошки».
|
Январь
|
«По капельке, по капельке!»
|
Акция по формированию навыка экономного отношения к воде
|
Научить детей экономно и рачительно относится к воде.
|
Создание коллажа «Советы Капитошки»
|
Январь
|
«Горячо – холодно»
|
Обучающее практико-ориентированное занятие
|
Научить определять температурные качества веществ и предметов.
|
Измерить температуру воды (под руководством родителей)
|
Февраль
|
«Вот беда – был снег, стала вода»
|
Обучающее практико-ориентированное занятие
|
Продолжать изучать свойства снега – он тает, превращается в воду.
|
На прогулке с родителями построить фигурки из снега во дворе
|
Февраль
|
«Мы сосульку не сосали»
|
Обучающее практико-ориентированное занятие
|
Дать представления о качественной характеристике льда (сосулька прозрачная, длинная, холодная, в теплом месте превращается в воду)
|
Сходить на каток с родителями и представить фотоотчёт
|
Март
|
«У меня живёт цветок»
|
Практическое занятие
|
Учить детей заботиться о растениях, правильно поливать, знать их потребности.
|
Поухаживать за цветами дома и сделать фотоотчёт
|
Март
|
«Кругом вода»
|
Практико-ориентированное занятие
|
Показать состояние снега на улицах города путем фильтрации.
|
Исследовать состояние снега во время совместной прогулки, зафиксировать в виде фотоотчёта
|
Апрель
|
«Сделаем нашу планету чище!»
|
Акция по очистке местного пляжа
|
Сформировать потребность в бережном отношении к природе
|
Записать мини-интервью с участниками акции, сделать фотографии.
|
Май
|
Выезд на турбазу
|
Итоговое мероприятие
|
Подвести итог проделанной работы с презентациями накопленных семейных работ
|
Оформить страницу сайта «Путешествие Капитошки»: «научные доклады» на тему «Вода - это жизнь!», видео путешествий, презентация об акции «По капельке, по капельке!», отзывы участников проекта.
|
III. Заключительный этап
Задачи этапа:
- Подвести итоги.
- Наметить перспективы продолжения работы.
Содержание заключительного этапа
- Обобщающее мероприятие с выездом на природу, где все участники будут делиться накопленным опытом.
- Совместное развлекательное мероприятие «Гидрофокусы- гидромокусы», с привлечением инициативных родителей, которые помогут показать зрелищные фокусы с учетом соблюдения строгой техники безопасности.
- Оформление сайта и фотовыставки по результатам научной работы «Путешествие Капитошки» с возможностью обмениваться мнениями, замечаниями и предложениями.
- Встречи с экологами и работниками МУП «Горводоканал».
- Презентация проекта:
- Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию и развитию интеллектуальных познавательных способностей у дошкольников
- Подготовка материала к публикации в печатных изданиях
- выступление с докладом на педагогическом совете, профессиональном Форсайт – центре.
Формы подведения итогов реализации проекта: анкеты, тесты, выставки, презентация творческих работ воспитанников и их родителей.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью воспитанников на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков.
Результатом завершения проекта является создание конкретного продукта. В данном случае это будет сайт или страница сайта с публикациями как воспитателей, так и родителей с детьми
Таблица 3
Анализ эффективности реализации проекта «Путешествие Капитошки»
Сформированные компетенции Личностные Информаци-онные Социальные Коммуника-тивные % участия родителей
ФИ воспитанника
Общий результат:
Примечание: анализ эффективности реализации проекта предусматривает получение промежуточных и итогового продуктов совместной проектной деятельности с целью получения данных о динамике результативности.
Образовательный эффект для дошкольников
(модель воспитанника)
Кроме того, важно учесть динамику включенности воспитанников в исследовательскую деятельность! Для этого можно использовать следующую таблицу (табл. 4).
Таблица 4
Динамика включенности воспитанников и родителей в проектную деятельность
Количество воспитанников, чел
Начало проекта Середина проекта Окончание проекта
Примечание: важно, чтобы количество увеличивалось и к окончанию достигло 100%, тогда можно говорить о достижении основной цели.
Педагоги, вовлеченные в реализацию данного проекта, смогут изменить свою роль вос-питателей в соратников. Деятельность в творческих группах поможет научиться работать в ко-манде, сформируется собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Важно понимать, что даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма.
Анализ ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразо-ванию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) разви-вающую пространство и себя в нем.
Участие родителей в создании и реализации проектов вызовет интерес к познанию са-мих себя и детей, повысит их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.
Список литературы:
- Алексеева О.Д., Круглова Н.Г. «Кем быть?» //Ребенок в детском саду. -2018. — №3. — С.34.
- Бакина М.В. Современные дети //Дошкольное образование. – 2016. — №4. — С.58.
- Дыбина О.К. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. – 2017. — №7. — С.14.
- Евдокимова Е.С. Технология проектированияв МДОУ. — М.: ТЦСфера, 2014. — 64с.
- Кузнецова С.В. Проектирование развития МДОУ. Методическое пособие/С. В. Кузнецова и кол. авт. –М.: ТЦ Сфера, 2017. — 112с.
- МихайленкоН. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей /Н.Я.Михайленко,Н. А. Короткова. — 2-е изд. испр. –М.: Издательство «ГномиК», 2013. — 96с.
- Молева И.Д. Познаем окружающий мир через игру//Дошкольное воспитание. – 2017. — №7. — С.24.
- Патранова И.Г. Проектный метод//Дошкольное воспитание. – 2011. — №3. — С.81.
- Скоролупова О.А. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошколь-ного возраста /О. А. Скоролупова, Л.В. Логинова. — М.: «ИздательствоСкрипторий2012», 2013. — 94с.
- Солнцева О.Т. Играем в сюжетные игры//Дошкольное воспитание. -2005. — №4. — С.33.
- Шитова Т.К. Развитие фантазии, творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх // Ребенок в детском саду. – 2014. — №6. — С.33.
|