Педагогическая статья «Экологическое воспитание в детском саду» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Байбурина Венера Анасовна | |||
04.04.2021 07:09 | |||
Педагогическая статья «Экологическое воспитание в детском саду» Все мы – дети Природы. Природа – богатство всех людей, живущих на земле, и нельзя допустить, чтобы она оскудела. Уберечь природу от катастрофы может только человек. И с малых лет человек должен познать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей, от того, какие ценности они будут использовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления, прогматизму, эгоизму. Перед дошкольно-образовательными учреждениями встали такие задачи по экологическому воспитанию дошкольников:
Решение этих задач направлено на достижения основной цели – культурно-экологического воспитания, т.е. бережного, осознанного, ценностно-ориентированного отношения к миру, в позитивном настрое на жизнь. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера, относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Я хочу дать детям сведения о взаимосвязи конкретным растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. О том, что человеку нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. В своей работе я руководствовалась программой авторов Белавина И.Г., Найденская Н.Г. «планета – наш дом». Данная программа основана на взаимодействии и активизации зрительных, тактильных, обонятельных, осязательных и слуховых ощущений. Условия для эмоционального воздействия на чувства ребенка создаются путем использования ярких художественных и музыкальных образов Природы. Экологические знания базируются на привычном для детей мире сказок, легенд, мифов, наблюдений, игр, опытов и рисования. Мы с детьми проходили маршрут, знакомились с растительном миром, с его сезонными изменениями, красотой природы и зависимостью человека от природы. Старалась создать для детей игровые ситуации, которые улучшают интерес к этим прогулкам, ходьбе. Например, «Помоги найти птенцу маму», «В гости к муравью», «Дары леса», «Краски леса». Через наблюдения старалась детям дать экологические знания и уроки доброты. Наблюдали с детьми за насекомыми (шмель, пчела, кузнечик, бабочки, гусеницы, муравей, муха, стрекоза, божье коровка, жук, оса). Мы наблюдали за тем, как они двигаются, прячутся, чем заняты, как устроены, как заботятся о своем потомстве, какую имеют защитную окраску. Беседуя с детьми о диких животных, рассматривая их на иллюстрациях, смотря слайды, старалась объяснить им, что нет вредных и хороших. Что все дикие звери живут в естественных условиях и поддерживают равновесие на планете. Например, если истребить волков, то травоядных станет больше и они погубят всю растительность. Старалась объяснить детям, что хищники как санитары леса убивают только слабых и больных травоядных животных. Только здоровое, сильное и осторожное травоядное животное может спастись от хищника. Даже больной хищник погибает, не сумев добыть себе еды. Особое внимание детей я старалась обратить на птиц. Во время прогулок в лесу мы слушали голоса птиц. Наблюдали за ними на участке, рассматривали следы, любовались их оперением, повадками. В зимнее время подкармливали их на участке. У нас на участке есть уголок кормушки. После каждой беседы или рассказа о животных, о птицах или насекомом, о растениях. Я читала детям художественную литературу таких авторов: В. Бианки, Чарушин, К. Паустовский, Л. Толстой. Еще мы с детьми наблюдаем за объектами неживой природы: солнце, заря, радуга, туман, иней, ветер, звезды, луна, пузыри в лужах, роса, снег и т.д. Прогулки в природу доставляют детям огромную радость. Во время наблюдений дети учатся рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Сравнивать, анализировать, делать выводы. Особое внимание уделяют правилам поведения в природе, о необходимости бережного отношения к природным объектам, их охране. беседовали о дарах и богатстве леса. Создала для детей предметно- развивающую среду, обеспечивающую ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющий развивающий характер. Это дидактические игры по естествознанию, об экосистемах, о правилах поведения в природе, игры о неживой природе, кубы об экологии. Особенно детям нравится уголок для практических опытов. Здесь есть все необходимое для опытов с водой, магнитом, светом и зеркалами. Детям очень нравятся уроки мышления. Основу которых составляют ответы на разнообразные; «Как?», «Почему?», «Отчего?». При помощи этих уроков мышления ребенок понимает зависимость между объектами и явлениями природы.
|