Конспект ОД «Знакомство с творчеством В. Бианки» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Шевченко Евгения Александровна | |||
12.01.2021 23:59 | |||
Конспект ОД «Знакомство с творчеством В. Бианки» Шевченко Евгения Александровна воспитатель группы «Родничок» с. Б. Поселки МКДОУ детский сад №6 «Белоснежка» р. п. Карсун Цель: знакомить детей с миром природы через творчество писателя- природоведа В. Бианки. Задачи:
Оборудование: портрет В. Бианки, маски для драматизации, иллюстрации животных, пластилин, семечки.
Предварительная работа: чтение произведений В. Бианки, разучивание ролей для драматизации произведений В.Бианки. ХОД: Включается запись – «Звуки природы» Воспитатель: Ребята, закройте глазки и послушайте. Что вы чувствуете? (Ответы детей) Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждёт момента, чтобы поделиться с ними сокровенными секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи. Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку книг в нашем книжном уголке. (дети подходят к книжному уголку) Воспитатель: Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки, с которым я и хочу вас сегодня познакомить (показываю портрет). В Бианки написал много сказок и рассказов о природе. Многие мы уже с вами прочитали. А сегодня я вам расскажу о жизни и творчестве писателя. В. В. Бианки родился в г. Санкт — Петербург. С самого детства его интересовало все то, что «дышит, цветет и растет». Его отец был ученым – орнитологом (орнитология – раздел науки, изучающий птиц), а мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Маленький Виталий пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие – в чистом поле, а третьи – под водой. Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Именно там он впервые отправился в лесное путешествие. С тех пор лес для В. Бианки стал волшебной страной. Главным своим лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать свои наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. Сам Бианки называл свои произведения «сказки-несказки». В них нет «волшебной палочки», или того, чего не бывает, но, читая их, мы как будто живем вместе с птицами и зверями, слушаем их разговоры, участвуем в их приключениях. Перед вами только часть этих книг, которые написал В. Бианки. Вот например, самая первая напечатанная книга В. Бианки «Чей нос лучше?», в которой животные хвалят свои носы. А вот сказка «Хвосты», мы с вами ее уже читали. Кто помнит, о чем эта сказка? (рассматривание иллюстраций к книгам В. Бианки с сопровождением рассказа воспитателя) Но главной книгой для писателя стала его «Лесная газета». Эта книга была настоящей энциклопедией русской природы. Давайте послушаем некоторые факты из жизни леса, природы: (Выступление детей с демонстрацией иллюстраций животных)
Ведущий: Эта книга много раз переиздавалась и постоянно пополнялась новыми материалами. Материал в книге был подобран как в настоящей газете: корреспонденции, статьи, очерки, заметки, телеграммы, письма, рисунки читателей, загадки. Вот некоторые из них. Это не просто загадки, а жалобы жителей леса на нерадивых посетителей. Я зачитаю, а вы постарайтесь узнать, кто же жалуется. Игра «Узнайте их!» – Жалуемся! А что же нам делать? Когтей у нас нет, клыков – нет, вот всяк обидеть норовит. Кто ягод рябины захочет – срывает вместе с ветками с дерева кисти. Жёлуди нужны – сшибают с дуба камнями, палками, только треск идёт! Растопка для костра нужна – кору кольцом с берёзы или ели стешут. Да ещё топор в живой ствол по обух воткнут. Мы болеем, мы чахнем, а им и горя мало: в лесу, говорят вас много. – Кто жалуется? (Деревья) – Жалуемся! Оскорбили словом и действием! Кого обзывают мерзкими тварям? Почему на руках бородавки? Разве мы виноваты? А раз так – бей нас! – Кто жалуется? (Жабы) – Что хотите делайте с нами: режьте, жарьте, варите, даже маринуйте! Только не портите нашу лесную подстилку! – Кто жалуется? (Грибы) Ведущий: Узнайте, кто пришел на наш праздник: И в лесу, заметьте, дети, Есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих Мыши – прячутся, дрожа: Очень уж суровы Филины и... Драматизация рассказа В.Бианки «Сова» Ведущий: Вот оказывается какая полезная и нужная птица сова. Ну что ж, Совушка, поиграй с нами. Пигра «Совушка» Ведущий: ребята, Виталий Бианки очень любил отгадывать лесные загадки, которые оставляли звери. Попробуйте и вы отгадать их. - Вот иголки и булавки вылезают из- под лавки, на меня они глядят, молока они хотят (ёжик) - Кто осенью спать ложится, а весной встает? (медведь) - Без рук, без топорёнка построена избёнка (гнездо) - Днем спит, ночью летает, прохожих пугает – о жизни рассуждает (сова) - Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет (лиса) Воспитатель: Сегодня, я хочу познакомить вас с новой сказкой В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Итак, сказка начинается. (показ настольного театра «Лесной колобок – колючий бок») Воспитатель Как называется сказка, которую вы сейчас посмотрели? Воспитатель: Вам понравилась сказка? Воспитатель: Кто написал сказку «Лесной колобок – колючий бок» Воспитатель: Кто был главным героем сказки? Воспитатель: Так кто же это «лесной колобок – колючий бок»? Воспитатель: Конечно же? это лесной ежик. Давайте, сегодня сделаем главного героя сказки В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Для этого нам понадобятся пластилин и природный материал – семечки. (показ воспитателя) Воспитатель: Сначала мы катаем из пластилина шарик и превращаем его в овал (форма яйца). Затем вытягиваем носик остренький и четыре лапки. Колючками послужат семечки. Их вставляем острыми кончиками вверх. Вот и получился лесной колобок. (дети самостоятельно выполняют работы, воспитатель помогает) (анализ детских работ) ИТОГ Воспитатель: Ребята, выставку какого писателя вы сегодня посетили? Воспитатель: О чем писал В. Бианки? Воспитатель: А сейчас давайте поделимся друг с другом вашими впечатлениями, что больше всего вам понравилось на занятии? (Дети отвечаю.) Воспитатель: Я надеюсь, что и дома вы будете просить ваших родителей читать рассказы и сказки Виталия Бианки. Эти замечательные произведения позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое.
|