Конспект беседы по экологии с использованием интеллект-карты в подготовительной к школе группе по теме «Что такое природа? Живая и неживая природа» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Попугай Ирина Ивановна | |||
17.03.2020 23:18 | |||
Конспект беседы по экологии с использованием интеллект-карты в подготовительной к школе группе по теме «Что такое природа? Живая и неживая природа» Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление — гром и молнию. Задачи:
Материал: объекты природы и «неприроды» (например, кусочек гранита, кирпича, букет цветов); картинки с изображением живой и неживой природы. Графические рисунки с изображением правил поведения человека по отношению к объектам природы. Лист А3, клей, фломастеры; два воздушных шарика для опыта.
Предварительная работа: наблюдения, беседы, развивающие игры экологического содержания, чтение художественной и энциклопедической литературы. Ход Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в обычном доме, в котором есть стены, крыша, пол и потолок. Нам в нем хорошо, уютно и тепло, но как только выходим за порог нашего дома мы попадаем в другой дом. Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко. Вот на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой, Живут в нем птицы и цветы, Веселый звон ручья. Живешь в том доме светлом ты И все твои друзья. Куда б дороги ни вели, Всегда ты будешь в нем. Природою родной Земли Зовется этот дом. Воспитатель: Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает? Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа. Воспитатель: Почему вы относите тот или иной объект к природе? А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.) Воспитатель: А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделана руками человека; а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек, — это уже природа. Человек их только приручил, сделал их домашними, они и без него существовали в природе.) Воспитатель: Природа — это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» — это все то, что сделано руками человека. Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу». Воспитатель: Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка — на кита... (Дети продолжают этот ряд.) Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы их попробуйте отгадать. Еще вам надо определить к какой природе относится. Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь. А больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь. А печет. (Солнце) Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Туча) Я и туча, и туман, И ручей, и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу. (Вода) На нем бурый колпачок, Колпачок-набочок. Кто в лесу бывает-тот его и знает. (Белый гриб, боровик) На овчарку он похож. Что ни зуб-то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк) Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел) Воспитатель: На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой – неживую природу. Дети расставляют и объясняют: живая природа — это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается. Воспитатель приглашает детей на волшебную поляну: Игра «Живая и неживая природа» Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Воспитатель: А что собой представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (Человек – сам часть живой природы и одновременно существо мыслящее.) Воспитатель: Докажите, что человек – часть живой природы. Как он связан с живой и неживой природой? (Человек движется, растет, развивается, умирает и размножается – значит, он часть живой природы. А поскольку человек — сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух!) Воспитатель: Человека называют царем природы. Правильно ли это? Почему человека так называют? (Дети высказывают свои соображения.) Воспитатель дополняет ответы детей. Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы. На Земле он всех умней, Потому и всех сильней! Воспитатель: Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе. Что значишь ты без трав и птиц, И без любви к пчеле жужжащей, Без журавлей над хвойной чащей, Без миловидных лисьих лиц? Когда поймешь ты, наконец, Врубаясь в мертвые породы, О человек, венец природы, Что без природы твой конец? (С. Кирсанов) Дидактическая игра «Угадай правила» Воспитатель предлагает детям вспомнить правила поведения в природе. Дети по-очереди берут карточки-схемы, отвечают, что нельзя делать: разводить костёр в лесу, ломать ветки, разрушать гнёзда, разорять муравейники, ловить насекомых, рвать цветы и т.д. Воспитатель: Ребята, кто из вас видел интересное природное явление — гром и молнию (грозу). (Ответы детей) «Гроза» Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил ее края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, А раскаты громовые Все сердитей и смелей. Ф. Тютчев Воспитатель: Почему бывают грозы? (В одном месте воздух сильно нагрелся, в другом – остыл.) - В какое время года чаще бывают грозы? (Чаще летом.) -Бывают ли грозы в пустынях? (Нет – сухой воздух.) - Где грозы бывают почти каждый день? (В тропиках, где очень жарко, влажно.) -Что такое молния? (Электрические разряды.) -Что такое гром? (На месте вспышки молнии образуется пустота и тотчас она заполняется воздухом – мы слышим гром.) Опыт «Гром и молния» Воспитатель предлагает детям на опыте познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате. Понадобится два надутых продолговатых шарика. Шарики натрите шерстяной варежкой или шарфом. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры – как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание – как гром. Воспитатель: Ребята, я предлагаю составить интеллект-карту по теме «Природа» используя наши знания. Дети выделяют ключевые слова, рисуют ветви и распределяют картинки на листе формата А3. Воспитатель: Вот такая интеллект-карта у нас получилась. Предлагаю вспомнить, что сегодня вы узнали о природе. Ведь сегодня мы нашли ответы на многие вопросы. Кто готов рассказать о природе с помощью зафиксированной информации – интеллект-карты. Какая информация о природе для вас была самой интересной… новой? Литература: Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»
|