Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект беседы по экологии с использованием интеллект-карты в подготовительной к школе группе по теме «Что такое природа? Живая и неживая природа»
Занятия по Экологии
Автор: Попугай Ирина Ивановна   
17.03.2020 23:18

Конспект беседы по экологии с использованием интеллект-карты в подготовительной к школе группе по теме «Что такое природа? Живая и неживая природа»Конспект беседы по экологии с использованием интеллект-карты в подготовительной к школе группе по теме «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление — гром и молнию.

Задачи:

  1. Развивать познавательные способности детей.
  2. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
  3. Учить детей различать и называть объекты живой и неживой природы, сравнивать, логически мыслить и устанавливать причинно — следственные связи.
  4. Тренировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
  5. Воспитывать любознательность, ощущение личной причастности к природе.

Материал: объекты природы и «неприроды» (например, кусочек гранита, кирпича, букет цветов); картинки с изображением живой и неживой природы. Графические рисунки с изображением правил поведения человека по отношению к объектам природы. Лист А3, клей, фломастеры; два воздушных шарика для опыта.

 

Скачать конспект

Предварительная работа: наблюдения, беседы, развивающие игры экологического содержания, чтение художественной и энциклопедической литературы.

Ход

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в обычном доме, в котором есть стены, крыша, пол и потолок. Нам в нем хорошо, уютно и тепло, но как только выходим за порог нашего дома мы попадаем в другой дом.

Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко.

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Воспитатель: Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа.

Воспитатель: Почему вы относите тот или иной объект к природе? А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)

Воспитатель: А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделана руками человека; а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек, — это уже природа. Человек их только приручил, сделал их домашними, они и без него существовали в природе.)

Воспитатель: Природа — это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» — это все то, что сделано руками человека.

Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».

Воспитатель: Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка — на кита...

(Дети продолжают этот ряд.)

Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы их попробуйте отгадать. Еще вам надо определить к какой природе относится.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь. А больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь. А печет.

(Солнце)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Туча)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

(Вода)

На нем бурый колпачок,

Колпачок-набочок.

Кто в лесу бывает-тот его и знает.

(Белый гриб, боровик)

На овчарку он похож.

Что ни зуб-то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

(Дятел)

Воспитатель: На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой – неживую природу.

Дети расставляют и объясняют: живая природа — это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.

Воспитатель приглашает детей на волшебную поляну:

Игра «Живая и неживая природа»

Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.

Воспитатель: А что собой представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (Человек – сам часть живой природы и одновременно существо мыслящее.)

Воспитатель: Докажите, что человек – часть живой природы. Как он связан с живой и неживой природой?

(Человек движется, растет, развивается, умирает и размножается – значит, он часть живой природы. А поскольку человек — сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух!)

Воспитатель: Человека называют царем природы. Правильно ли это? Почему человека так называют? (Дети высказывают свои соображения.)

Воспитатель дополняет ответы детей. Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней!

Воспитатель: Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания.

Человеку надо бережно относиться к природе.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?

(С. Кирсанов)

Дидактическая игра «Угадай правила»

Воспитатель предлагает детям вспомнить правила поведения в природе.

Дети по-очереди берут карточки-схемы, отвечают, что нельзя делать: разводить костёр в лесу, ломать ветки, разрушать гнёзда, разорять муравейники, ловить насекомых, рвать цветы и т.д.

Воспитатель: Ребята, кто из вас видел интересное природное явление — гром и молнию (грозу). (Ответы детей)

«Гроза»

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

А раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Ф. Тютчев

Воспитатель: Почему бывают грозы? (В одном месте воздух сильно нагрелся, в другом – остыл.)

- В какое время года чаще бывают грозы? (Чаще летом.)

-Бывают ли грозы в пустынях? (Нет – сухой воздух.)

- Где грозы бывают почти каждый день? (В тропиках, где очень жарко, влажно.)

-Что такое молния? (Электрические разряды.)

-Что такое гром? (На месте вспышки молнии образуется пустота и тотчас она заполняется воздухом – мы слышим гром.)

Опыт «Гром и молния»

Воспитатель предлагает детям на опыте познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате. Понадобится два надутых продолговатых шарика. Шарики натрите шерстяной варежкой или шарфом. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры – как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание – как гром.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю составить интеллект-карту по теме «Природа» используя наши знания.

Дети выделяют ключевые слова, рисуют ветви и распределяют картинки на листе формата А3.

Воспитатель: Вот такая интеллект-карта у нас получилась. Предлагаю вспомнить, что сегодня вы узнали о природе. Ведь сегодня мы нашли ответы на многие вопросы. Кто готов рассказать о природе с помощью зафиксированной информации – интеллект-карты.

Какая информация о природе для вас была самой интересной… новой?

Литература:

Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год