Экологическое воспитание дошкольников |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Тарасенко Татьяна Владимировна | |||
20.01.2020 16:12 | |||
Экологическое воспитание дошкольников Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её значение становится всё сильнее, ибо уже сейчас в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как не планируемое им производство губительных эффектов, причем в таком масштабе, что это может грозить уничтожением всего живого на Земле. Причиной экологических проблем является не только технический прогресс, идущий всё с возрастающим темпом, но и экологическое мировоззрение современных людей. Современные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Первым звеном экологического образования является дошкольное образование. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Экологическое воспитание дошкольника – это формирование на основе научных знаний о природе бережного и заботливого отношения к ней, которое должно проявляться во всех видах деятельности ребёнка. Оно должно строиться на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке. Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания – эмоциональное отношение, практические поступки и поведение. Основы экологической культуры личности должны начинать закладываться уже с дошкольного возраста. Обучение дошкольников нормам экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром должно производиться целенаправленно и систематически, конечной целью данного педагогического процесса является экологически воспитанная личность. В дошкольном возрасте происходит формирование чувственных отношений к природе, что важно для гармонического развития личности. В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Мною были изучены и проанализированы разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: программы экологической направленности. Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Для решения задач экологического воспитания мы в нашем саду опираемся на следующие программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Открой себя» Е. В. Рылеевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой. Элементы этих программ внедряем в свою работу. Понимание значимости экологических проблем позволяет проводить обширную целенаправленную работу с детьми в данном направлении. Для воспитателей оно стало приоритетным в воспитании и обучении детей. В ДОУ проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. В методическом кабинете имеется: природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. Экологические знания включаются во все занятия и другие виды детской деятельности. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки. В своей работе мы используем нетрадиционные формы занятий с детьми: детские проекты, квесты, КВН, “Поле чудес”, “Экологический калейдоскоп” и т. п. Интересны интегрированные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной). Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные: это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия, беседы познавательного характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности в «Лаборатории природы». Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому воспитатели стараются не упустить очень важный вид деятельности детей — экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и многое другое. Опыты необходимы для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Помимо этого, мы круглый год выращиваем с детьми овощи: летом на грядках, в остальное время на окне «Огород на подоконнике». Дети очень гордятся результатами своего труда, выращивая отдельные экземпляры культурных растений на огороде и в теплице, такие как: арбузы, дыни, перец, укроп, лук, салат, огурцы и.т. д. Они познают их характер, потребности на разных стадиях роста и развития. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений — это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Отдельно взятое наблюдение – это короткое педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой детей в уголке природы или на участке со всей группой. Любое наблюдение это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Необходимо предоставить возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детский садов, палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания. Интерес к природным явлениям у ребёнка проявляется, прежде всего, в желании приблизиться к наблюдаемому объекту, вступить с ним в непосредственный контакт. Наблюдения природы фиксируется в календаре природы. Это имеет очень большое значение для детей. Здесь закладываются первые представления об изменениях в природе и осознание, что все эти изменения имеют свои естественные причины. Так же неотъемлемой частью экологического воспитания дошкольников являются экскурсии. Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Это одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Часто с детьми организовываем видео — экскурсии: «Прогулка по осеннему лесу", "Разноцветный луг", " Зимняя сказка» и др.. Красота природы, окружающая их в видео-экскурсиях, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Прогулки тоже широко используются для экологического воспитания детей. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно на прогулках воспитатели обращают внимание детей на красоту родной природы. Ознакомление детей с природой не ограничивается пассивным созерцанием ее явлений. Всюду, где возможно, организовывают практическую деятельность детей, их труд. На прогулках также организовываем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. На участке сада вывешиваем кормушки. Каждый день, дети проверяют их и досыпают зерна для птиц. Так простыми способами мы учим детей любить природу. Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит экологическим играм. Они также являются неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Дидактические игры делятся на: предметные, настольно-печатные и словесные. Предметные игры – игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты, овощи, камни). В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Настольно-печатные игры – игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы ( «Четыре времени года», «Собери картинку»). Словесные игры – игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов ( «Доскажи цепочку», «Опиши предмет»). Игры, нашедшие применение в детском саду это: игры-путешествия, игры поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка — это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Для того чтобы стихотворения, сказки или рассказы воспринимались ребенком с интересом и их эстетическое воздействие было максимальным, необходимо пользоваться разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно соблюдать чувство меры. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Работа с родителями проводиться в форме: родительских собраний, информационных листов, анкетирования, индивидуальных бесед, ведения экологических дневников. В нашем дошкольном учреждении дети и родители вовлечены в различные экологические мероприятия. Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Ежегодно совместно мы проводим акции «Ёлочка живи!», «Покорми птиц зимой!», «Смастерим скворечник», «Не загрязняй природу!», «Сохрани лес живым!» и др. Для детей и родителей организуются тематические выставки рисунков по Охране природы. Проведение таких конкурсов мотивируют родителей к воспитанию ребёнка в детском саду. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей. В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию происходят изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники начинают осознанно относиться к природным богатствам; ко всему живому – внимательнее; трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней. Тарасенко Татьяна Владимировна Старший воспитатель МКДОУ «Большемуртинский детский сад № 1» Пгт. Большая Мурта, Красноярский край
|