Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарных форм детского туризма
Занятия по Экологии
Автор: Шубина Любовь Владимировна   
05.02.2020 18:47

Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарных форм детского туризма

Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях.

Арманд Давид Львович

В современном мире компьютерных технологий и очень сложной экологической ситуацией в мире особенно важно сохранить связь человека с природой. Ведь, если человек живёт в гармонии с природой, то он живёт в гармонии с самим собой, а гармония – это, прежде всего залог счастья и здоровья. Поэтому, исходя из данной ситуации, мы, педагоги и родители наших детей просто обязаны воспитать экологическую культуру у детей. Воспитание культуры человека закладывается в самом раннем возрасте ребёнка. Почему именно в дошкольном возрасте? Потому что именно в этом возрасте ребёнок познаёт себя и окружающий его мир, исследует этот мир и задаёт много вопросов. Дети очень активны и подвижны в этом возрасте и в прямом значении слова «пробуют всё на зубок». Дети, как «губка», впитывают в себя всё, что их окружает. И только от взрослых зависит, что именно впитает в себя маленький человек общества.

Мы решили, что наилучшим образом воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста можно решить средством реализации проекта «Элементарные формы детского туризма».

Целью проекта стало формирование научных и практических знаний целостных ориентаций дошкольников по отношению к природе, используя ресурсы туристической деятельности.

Перед собой поставили следующие задачи:

  1. расширить и систематизировать элементарные экологические знания дошкольников через доступные формы детского туризма;
  2. развивать познавательно-исследовательский интерес к объектам живой и неживой природы, используя элементы туризма (туристической деятельности);
  3. формировать понимание того, что человек – это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, учить самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды;
  4. воспитывать осознанное, осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека объектам и явлениям природы;
  5. устанавливать партнёрские взаимоотношения с родителями воспитанников, мотивировать родителей к участию в исследовательской и проектной деятельности детей.

Мы прекрасно понимаем, что природа даёт людям жизненные силы. И в доказательство этому можно привести слова известного датского писателя Ханса Кристиана Андерсена:

Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.

Нам, взрослым и детям, нужно сохранить нашу Матушку-природу.

 

Формами реализации детского туризма является прогулка, экскурсия или поход. Для того, чтобы воспитать у дошкольников старшего возраста понимание того, что человек является частью природы, и, что он должен беречь, охранять и защищать её – нам, педагогам, нужно организовать и сходить с детьми в «сказочный» поход. А помогут нам в этом всем знакомые Герда и Кай из «Снежной Королевы» Х.К. Андерсена. В сказке очень хорошо отражены мир, гармония и тесная взаимосвязь человека с природой. Опираясь на эту сказку можно детям показать очень много примеров, заставить их задуматься над действиями человека. Одним из самых главных вопросов будет следующий: Почему Снежная Королева завладела сердцем Кая, а сердцем Герды не смогла? Ответ прост. На протяжении всего нашего путешествия по сказке Герда очень бережно относится к окружающей её среде: деревьям, птицам, зверям, реке. И вся природа ей помогает. А почему Кай попал в беду? Ответ тоже очевиден. Кай очень плохо, небрежно, высокомерно вёл себя по отношению к природе. Данная сказка была теоретическим подготовительным путешествием по природе.

Дальше перед нами встаёт вопрос: как грамотно сформировать у дошкольников практические навыки и умения при помощи элементарных форм детского дошкольного туризма. Прежде всего, нужно разобраться какие вообще существуют формы детского туризма. А поможем нам в этом Распоряжение Правительства РФ от 06. 07. 2018 N 1375-р (ред. от 01. 12. 2018) «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства (с изм. и доп., вступ. в силу с 14. 12. 2018)». В пункте 73 предлагают популяризовать детский туризм в России, создать условия для занятий детей туризмом, формировать у них навыки здорового образа жизни, приобщить их к историко-культурному наследию, природным ценностям регионов России. По данным этого распоряжения уже тысячи детей приняли участие в походах и экскурсиях, и количество детей растёт с каждым годом.

Итак, начнём с того, какие же есть условия в детском саду, чтобы практически заняться туризмом.

Дошкольники где-то с 3-х лет до 7-ми лет находятся в детском саду. Поэтому первый этап научной деятельности в детском туризме будет нарисовать топографическую карту местности детского сада.

Детям будет это очень интересно. Сначала каждый чертит свою карту, а потом все вместе начинают работать над этой картой и делать её понятной. Здесь ребёнку можно разъяснить, что такое топографические знаки и отметить их на своей карте. После этого этапа можно переходить на улицу (территорию детского сада) и проводить воспитательно-развивающие игры, например найти какой-то предмет по координатам. Естественно, что дошкольник ещё не умеет пользоваться компасом или навигатором, но это и не требуется. Нам нужно дать координаты в виде описания. Например: нужно найти жёлтый мяч, который находится в пяти шагах от жёлтого автобуса в сторону цветочной клумбы. Мяч можно спрятать в клумбе или рядом с забором. Также можно на карте отметить крестиком место, где находится мяч. В первом случае, мы учим детей ориентироваться на местности, а во втором – дети учатся пользоваться картой. Это будет интересно и увлекательно, и дети незаметно для себя в игровой форме научатся ориентироваться на местности и по карте. Можно придумать различные квесты, прогулки-разведки, прогулки-поиски, занятия-соревнования между туристическими группами и многое другое. Летом можно проводить следующие исследования: почему в тени трава не такая высокая или яркая, чем на солнце. И тут дети должны понять, что именно солнце и свет дают жизнь всему в природе. Насколько будут эффективны элементарные воспитательные формы детского дошкольного туризма, зависит от опыта, профессионализма и фантазии педагога-воспитателя. Но, не стоит всё класть на плечи воспитателя. Естественно, огромную роль в формировании воспитания экологической культуры ребёнка, играют родители. Но для этого педагогу необходимо провести трудоёмкую работу с родителями, чтобы установить доверительные взаимоотношения с родителями воспитанников. Сразу же возникает вопрос: как мотивировать родителей к участию в исследовательской и проектной деятельности детей? К сожалению, это очень трудно. В современном мире все люди очень загружены на работе, и как бы это печально ни звучало, но на детей остаётся очень мало времени. Но, несмотря на загруженность, выходные родители посвящают детям и ходят в походы выходного дня. Нужно сделать родительское собрание и попросить родителей объяснять своим детям, что не надо мусорить на отдыхе, так как природа – это живой организм и если мы будем оставлять мусор, то наша зелья заболеет, и привести пример, что если люди руки не моют, то на них остаются микробы и они начинает болеть. Вот и мусор для земли – это загрязнение, это микробы. Дальше, не всегда останавливайтесь на чистых полянках, выбирайте загрязнённые поляны, уберите её, а потом уже сделайте пикник и уберите за собой. Этим самым вы научите детей трудиться и уважать свой и чужой труд. И очень важно детей познакомить с костром и объяснить, как его тушить. А тушить вот как, обязательно должна быть бутылка с водой (5 литров) и ведро с песком. Это сейчас обязательное условие, если мы хотим развести огонь в разрешённом месте. То есть дети должны узнать, как и чем можно затушить огонь, а также познакомиться с правилами поведения в лесу.

В ходе нашего проекта мы решили все поставленные задачи и достигли нашу цель в соответствии с ФГОС ДО. Нам удалось мотивировать детей и их родителей. Только делая всё вместе и сообща можно добиться высоких и качественных результатов. Дети – это наше будущее. Если мы сейчас будем лениться и не будем вкладывать в наших детей любовь и заботу, то в будущем у нас не будет БУДУЩЕГО.

Литература:

  1. Андерсен Х.К. «Снежная королева». Издательство «Речь» 2015г. – 72с.
  2. Вопросы дошкольной педагогики. Международный научно-методический журнал №2 (12) /2018г. – с.34-35.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 06. 07. 2018 N 1375-р (ред. от 01. 12. 2018) «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства (с изм. и доп., вступ. в силу с 14. 12. 2018)». Пункт 73.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год