Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Идеальный цветок для начинающих садоводов»
Разработала: воспитатель, Сорокина С.Ю. г. Межгорье, 2019г. МАДОУ Д/С №3 ЗАТО город Межгорье, Республики Башкортостан
Содержание
- Информационная карта проекта
- Актуальность
- Цель проекта
- Задачи проекта
- Ожидаемые результаты
- План реализации проекта
- Подготовительный этап
- Основной этап
- Заключительный этап
- Список используемой литературы
- Приложение
Скачать конспект
Информационная карта проекта
- Полное название проекта: «Идеальный цветок для начинающих садоводов»
- Автор проекта: воспитатель Сорокина С. Ю.
- Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
- Вид, тип проекта: групповой, долгосрочный, исследовательский.
Актуальность
На данный момент экологическое образование считается приоритетным во всем мире. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Растения окружают нас с момента появления на свет. Сначала мы удивляемся каждому цветочку, но потом все становится для нас привычным, и мы попросту перестаем все это замечать. Проект призван решать задачи развития в детях чувства восхищения природой во всем ее разнообразии, развития потребности общения с природой и формирование навыков взаимодействия с ней. Забота о слабом, требующем защиты и ухода за ним, позволяет человеку чувствовать и развивать свою нравственную силу, силу доброты, уверенности в себе и в своей способности влиять на окружающее, чтобы не только получать, но и самому создавать, формировать мир, вносить в него новое, совершенствовать его, дарить добро. Разнообразие способов отражение этапов этого процесса служит не только развитию, но и разносторонней наглядности изменений, происходящих в душах каждого из участников проекта. И детей, и родителей, и воспитателей, и питомцев – растений.
Цель проекта
Развивать познавательный интерес детей;
Расширять представления о разнообразии растительного мира;
Знакомить со свойствами и способами ухода за природными объектами;
Воспитывать бережное отношение к природе и окружающему нас миру;
Прививать любовь к природе.
Задачи проекта
Обучающие:
- познакомить с разнообразием растительного мира, его значимостью для всего живого на планете;
- вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность;
- формировать представление о строении, развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды;
- учить выращивать растения и ухаживать за ними.
Развивающие:
- развивать интерес к наблюдениям за процессом роста растений;
- развивать любознательность, речевое общение, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности за живое существо, желание проявлять заботу и уход;
- воспитывать самостоятельность, трудолюбие, любовь и бережное отношение к природным объектам.
Ожидаемые результаты
- Дети обладают навыками ухода за растениями, активно познают и действуют с природными объектами, оценивают результат своего труда.
- Дети имеют представление об особенностях строения растений (комнатные растения, дерево, куст), их потребностях (свет, влага, тепло).
- Определяют значимость растений на планете, видят взаимосвязь между живыми организмами и средой в экосистеме.
- Самостоятельны в процессе познавательно – исследовательской деятельности (в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижения результата), находят ответ на вопрос воспитателя в собственных наблюдениях.
- Проявляют интерес к природе, вовлечены в природоохранную деятельность.
План реализации проекта
Этапы проекта:
- подготовительный;
- основной;
- заключительный.
Сроки реализации проекта:
Август, 2018 – июнь, 2019.
Подготовительный этап
- определение направленности проекта, целей и задач;
- подбор дидактических игр, художественной литературы, иллюстративного материала;
- подготовка развивающей предметно – пространственной среды (подготовка инвентаря, места для роста бальзамина, обеспечение доступа воды, света), просмотр презентаций «Самые удивительные растения на нашей планете», «Строение растений», «Опасные комнатные растения»;
- вовлечение родителей в проектную деятельность (приобретение семян, грунта для выращивания бальзамина, наблюдения и ухода);
- создание проблемных ситуация:
- «Растения – живые или нет?»
- «Почему вянут цветы?»
- «Ванька мокрый. Кто это?»
- «Как вырастить цветок?»
- создание условий для роста и развития бальзамина.
Основной этап
Направление деятельности Содержание деятельности
Беседы — рассуждения
- «Живое вокруг нас»;
- «Люди и растения»;
- «Растения – лёгкие Земли»;
- «Лекарственные растения»;
- «Ядовитые растения»;
- «Комнатные растения, и их польза»;
- «Человек – часть природы»;
- «Ванька мокрый, огонек, недотрога».
Основной этап
Направление деятельности Содержание деятельности
Опытно – экспериментальная деятельность
- «Как пьют растения»;
- «Хорошо ли растению без воды?»;
- «Самая важная часть растения»;
- «Что вырастит из семечка»;
- «Рассматривание луковой шелухи под микроскопом»;
- «Откуда берутся растения»;
- «На свету и в темноте»;
- «Посадим лук»;
- «Наш огород».
Основной этап
Направление деятельности Содержание деятельности
Наблюдения
- «Деревья и кустарники на нашем участке»;
- «Пробуждение земли – первые проталинки
- «Сосна»;
- «Береза зимой»;
- «Ель»;
- «Первоцветы»;
- «Комнатные растения нашей группы»;
- «Ты расти наш кабачок»;
- «Рост и развитие лука»;
- «Рост и развитие рассады для клумбы»;
- «Выросла клубничка на нашей грядке»;
- «Такой разный бальзамин».
Основной этап
Направление деятельности Содержание деятельности
Познавательная деятельность
(мир природы)
- «Мир комнатных растений»;
- «Рассматривание комнатных растений.
Знакомство с новыми растениями и цветами»;
- «Как ухаживать за растениями»;
- «Растительный мир Республики Башкортостан»
- «Красная книга Башкортостана»
- «Рассматривание плодов и семян»;
- «Удивительные растения»;
- «Пришла весна – земля проснулась»;
- «Рассматривание веток ели, тополя, березы».
Основной этап
Направление деятельности Содержание деятельности
Художественно – эстетическое развитие Лепка:
- «Волшебные деревья»;
- «Букет для мамы»;
Аппликация:
- «Ваза с цветами»;
- «Осеннее дерево»;
- «Блюдо с фруктами»;
- «Гиацинты» — подарок для мамы на 8 марта».
- «Лилии»
Рисование:
- «Цветы для мамы»;
- «Что созрело в огороде»;
- «Яблоня с золотыми яблоками»;
- «Осеннее дерево»;
- «Нарисуй, какое знаешь дерево».
Конструирование:
- «Елочка – оригами»;
- «Чудо – цветок» (природный материал).
Основной этап
Направление деятельности Содержание деятельности
Игровая деятельность
Дидактические игры:
- «Собери растение»;
- «Наоборот»;
- «Что где растет?»;
- «Найди по описанию»;
- «Опиши, я отгадаю»;
- «Сравни»;
- «Что лишнее?»;
- «Куда спряталась матрешка?»;
- «Что изменилось»;
- «Магазин цветов»;
- «Лекарства на лугу, в поле и саду».
Основной этап
Направление деятельности Содержание деятельности
Игровая деятельность
Сюжетно – ролевые игры:
- «Садовники»;
- «В живом уголке»;
- «Огородники»;
- «Спасатели растений».
Подвижные игры и игры – импровизации:
- «1, 2, 3 – к дереву бегу»;
- «Трудовой десант»;
- «Я – семечко»;
- Этюд «Цветок»;
- «Мы – друзья природы»;
- «Следопыты»;
- «Съедобное – не съедобное» — игра с мячом;
- «Юные натуралисты»;
- «Садовник» (народная игра).
Основной этап
Направление деятельности Содержание деятельности
Чтение художественной литературы
Рассказы и сказки:
- Л.Герасимова «Василек», «Цветок»,» Крапива».
- Г.Охапкина «История одного растения. Камелия».
- Т.А. Шорыгина «Маленькие путешественницы».
- Н.Павлова «Хитрый одуванчик».
- А.П. Платонов «Неизвестный цветок».
- Анна Саксе «Сказки о цветах. Восточный букет».
- С.Л. Прокофьев «Про Машу и Ойку», «Маленький дубок».
- «Подборка стихотворений о растениях луга».
- «Подборка детских стихов про комнатные растения».
Основной этап
Направление деятельности Содержание деятельности
Социально – коммуникативное (труд)
Труд в уголке природы:
- Мытье комнатных растений;
- Опрыскивание комнатных растений;
- Полив комнатных растений;
- Рыхление почвы;
- Уборка сухих листьев, больных листьев «Росток на ладони»;
- Посадка лука;
- Наблюдение и уход за луком;
- Мытье поддонов;
- Уборка инвентаря;
Основной этап
Направление деятельности Содержание деятельности
Социально – коммуникативное (ОБЖ)
Просмотр презентаций
- «Природа и безопасность»;
- «Лекарственные растения»;
- «Опасные растения»;
- «Значение растений в жизни человека»;
- «Разнообразие растений»;
- «Ядовитые растения».
Основной этап
Направление деятельности Содержание деятельности
Работа с родителями
- Введение в тему проекта: рекомендации родителям по ознакомлению детей с растениями.
- Приобретение семян бальзамина, грунта, посуды для рассады (помощь в оформлении рппс);
- Совместные наблюдения за ростом бальзамина;
- Консультации для родителей:
- «О пользе комнатных растений»
- «О чем говорят растения»
- «Цветы помощники»
- «Как привить ребенку любовь к растениям»
- «Опасные соседи- ядовитые растения»
Заключительный этап
- Оформление выставки «Вот какой наш бальзамин!» (представление результатов своего труда родителям, детям других групп);
- Украшение летней клумбы ДОУ;
- Оформление презентации (фото-отчет) о проделанной работе.
Список используемой литературы
- Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях, Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. -М.: Книголюб, 2006.
- Баймашева В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. -М.: Мозайка-Синтез, 2012.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. -М.: Мозайка-Синтез, 2013.
- Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи: итнегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет. -М.: Мозайка-Синтез, 2006.
Приложение
|