Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Буланова И. П., Кузнецова Н.Е. | |||
11.11.2019 01:47 | |||
Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников МБДОУ детский сад №31 г. Владимира Воспитатели: Буланова И. П., Кузнецова Н.Е. Цель создания экологической тропы: Создание на территории детского сада эколого – развивающей среды с целью формирования человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности. Задачи: создания условий для организации игровой и познавательной деятельности в области экологического воспитания дошкольников;
использование естественных уголков природы на территории ДОУ для экологического, эстетического и познавательного развития дошкольников; привлечение всех участников образовательного процесса (сотрудников, родителей, воспитанников) к созданию эколого — развивающей среды на территории ДОУ. Ведущая педагогическая идея Организовать экологическую тропу для того, чтобы создать условия для формирования экологического сознания детей через общение с окружающим миром с параллельным включением детей в процесс экспериментального исследования. Картосхема тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов Объекты экологической тропы: Лесовичок – Боровичок (хозяин тропы) Водоём Лесная опушка Солнечные часы Метеостанция Огород Сельский дворик Тропа здоровья Зелёная аптека Хозяин тропы Лесовичок — Боровичок Вместе с детьми мы выбрали "хозяина" тропинки – "Лесовичка — Боровичка", который дает ребятам задания, и приглашает их в гости; Лесовичок — Боровичок помогает проводить занятия на тропинке. Периодически он "оживает", посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. Водоём Мы создали небольшой водоем с растениями и животными (используем муляжи) Это дает положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения. Одиноко лежащие камни не только украшают тропинки, но и служат убежищем для различных, насекомых, улиток, мокриц и т. д. У водоема обитают разнообразные прибрежные растения. Лесная опушка На территории участка нашего детского сада создан объект «Лесная опушка» имитирующий дикую природу. Помимо высаженных кустарников, размещены старые пеньки, покрытые мхом, лишайником. Представителями лесной опушки являются ель и сосна, дуб, береза, рябина. Лесная опушка создает условия для проведения наблюдений за ростом, и развитием растений смешанного леса. Солнечные часы Солнечные часы — это круг с цифрами ( «циферблатом», посередине которого находится стержень. Тень от последнего, перемещаясь в течение дня вслед за движением Солнца по небу, показывает солнечное время. Метеостанция "Метеостанция" – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.) Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Огород Наш овощной огород -эта видовая точка представляет собой сюжетный овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве. На огороде произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений (помидоры, фасоль, горох, лук, морковь, редиска, свекла, картошка, кабачки, укроп, петрушка). Сельский дворик На участке детского сада создан объект "Сельский дворик" с малыми архитектурными формами: фигуры животных (лошадка, поросенок, овечка, теленок, курочка и петушок, гусь и др.), плетень, улей для пчел. Тропа здоровья "Тропа здоровья" включает в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме. Дети охотно занимаются на «тропе здоровья» во все времена года. Хождение по траве босиком, воздушные и солнечные ванны являются одними из главных закаливающих факторов в период летней оздоровительной кампании; хождение на лыжах — зимой. Зеленая аптека Точка "Зеленая аптека" создана нами для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности.. Вместе с детьми мы выращиваем: мяту перечную, календулу лекарственную, подорожник, душицу, мать-и-мачеху, тысячелистник обыкновенный. Формы и методы работы с родителями на экологической тропе Взросло-детские проекты; Изготовление рисунков, поделок; Субботники по облагораживанию территории ДОУ; Участие в конкурсах Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах; Фотовыставки; Изготовление книжек-малышек (экологические сказки). Правила поведения на нашей экологической тропе Поприветствуйте хозяина тропы! Не мешайте жить обитателям тропы – уважайте и не тревожьте их. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы. Запрещается рвать цветы и другие растения, ломать ветки, ловить насекомых, разорять гнезда птиц, сорить.. На тропе разрешается рассматривать, экспериментировать, играть, размышлять. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение! Формы и методы работы на экологической тропинке: Экологические беседы; Наблюдения; Элементарные опыты; Экскурсии; Целевые прогулки; Экологические конкурсы, викторины; Решение экологических ситуативных задач; Чтение художественной литературы; Обсуждение и проигрывание ситуаций; Трудовой десант; Труд в природе; «Красная книга природы»; Коллекционирование; Экологические досуги, развлечения, праздники; Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные); Театрализации, инсценировки. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно, заботливо и гуманно относиться к природе. И что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром. Экологическая тропа достаточна эффективна в воспитании экологической культуры у детей дошкольного возраста. Спасибо за внимание!
|