Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы "Знай и люби родную природу" |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Красникова Наталия Витальевна | |||
25.11.2017 18:56 | |||
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы "Знай и люби родную природу" Подготовила: Красникова Н.В. – воспитатель МБДОУ д/с № 6 г. Лебедянь, 2017 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 г. Лебедяни Липецкой области Программное содержание. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Липецкой области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. Оборудование. Иллюстрации растительного и животного мира Липецкой области; фотографии, на которых изображены хвосты разных животных: зайца, белки, лисы, волка, бобра; ноутбук; аудиозапись песен М. Бернесса «С чего начинается Родина», Ю. Антонова «Не рвите цветы»; плакат. Ход занятия: Слайд 1. 1. Аутотренинг «Мы — друзья природы» Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце, Дует лёгкий ветерок Мы вдыхаем его чистый Свежий воздух. Нам хорошо и приятно. Мы хотим жить в мире с природой, И будем с друзьями защищать всё живое. А теперь послушайте песню. (Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается Родина") - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина? Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина — это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (Дети называют страну, область, город.) Да, мы с вами живём в Липецком крае, для нас он родной. Лип медовых шатры И берез лебединые взлеты, Дона тихого омуты, Мечи Красивой разлив… Есть такая земля - Вековечной любви и заботы, И печали, и веры, Что душу берут на разрыв… Ребёнок: Слышишь песенку Ручья? Это Родина твоя. Слышишь голос соловья? Это Родина твоя. Звон дождей и шум ветвей, И в саду смородина — Это тоже Родина. (М. Пляцковский) Слайд 2. 2. Путешествие по родному краю Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по Липецкому краю и вспомнить всё, что вы знаете о его флоре и фауне. А что такое флора (растения) и фауна (животные)? (Ответы детей.) - Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. Давайте поприветствуем всё живое: Здравствуй небо голубое, Здравствуй солнце золотое, Здравствуй матушка — Земля, Здравствуйте мои друзья. Слайд 3. 3. Знакомство с понятием «Красная книга». Воспитатель: На Липецкой земле живет много разных зверей, птиц, растений. Есть такие, которых мы видим каждый день, но есть и редко встречающиеся, их осталось очень мало. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей.) Часто люди не задумываются о хрупкости окружающей среды: неправильно ведут себя во время отдыха на природе; стремятся заготовить как можно больше ягод и грибов, не соблюдая простые правила сбора; неоправданно ломают ветки, рвут цветы и растения; разрушают птичьи гнезда; мусорят. А ведь все это ведет к нарушению среды обитания животных и птиц, к уменьшению их численности и в некоторых случаях к исчезновению. Для того, чтобы сохранить все богатство и разнообразие природы, люди создали Красную книгу. (Воспитатель показывает детям Красную книгу.) В эту книгу занесены редкие, исчезающие виды растений, животных, птиц, которые охраняются законом. - Как вы думаете, почему эту книгу назвали красной? Что означает красный цвет? (Предположения детей.) Красный цвет всегда предупреждает об опасности, о том, что все это богатство и разнообразие природы может исчезнуть. Слайд 4. 4. Беседа о разнообразии природы нашего края. – Благодатна и красива природа нашего края: бескрайние поля, более 120 рек и речушек, озера, пруды, леса и рощи, живописные холмы по берегам Дона, известняковые скалы и пещеры, которыми славится река Воргол. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций.) На фото река Красивая меча и заповедник «Галичья гора» у реки Дон. – Наша область расположена в лесостепной зоне, поэтому на её территории мы можем встретить растения, животных и птиц, характерных как для лиственных лесов, так и для степи. Слайд 5. Физминутка «Зверобика». Слайд 6. 5. Растения нашего края. Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями. На проталинке в лесу Первым встретил я весну Я мороза не боюсь, Первым из земли пробьюсь. (Подснежник). На зелёном шнурочке Белые звоночки Знают даже малыши То лесные... (ландыши). Как зовут меня, скажи Часто прячусь я во ржи Скромный полевой цветок Синеглазый... (василёк). Разбежались по лужайке Беззаботной лёгкой стайкой Словно девочки-подростки Белоствольные... (берёзки). Наша белоствольная красавица — берёзка нравится всем. Это дерево — символ нашей Родины. Ребёнок: Люблю берёзку русскую То светлую, то грустную, В белом сарафанчике С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Динамическая пауза «Берёзка». Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру. - Какие ещё растения нашей области вы знаете? (Ответы детей.) Слайды 7-8. Воспитатель показывает несколько растений, занесенных в Красную книгу (прострел раскрытый (сон-трава), алтей лекарственный, адонис весенний (горицвет), фиалка душистая, ландыш, колокольчик, подснежник Воронова, пион тонколистный, венерин башмачок, кувшинка белая, рябчик русский). Рассказывает о них. Например: Прострел раскрытый (сон-трава) – многолетнее растение из семейства лютиковых. Высотой 7-15 см. Растет в Европейской части России в сосновых, сосново-берёзовых и сосново-дубовых лесах. Цветет в апреле – мае. В медицине известен как успокаивающее, снотворное средство. Это растение часто упоминается в поэзии как снотворное средство. Алтей лекарственный – многолетнее растение. Название происходит от греческого Althaca, что означает «исцелять». Народные названия – проскурняк, калачики, дикая роза. Высотой растение 60-150 см., цветы светло- или ярко-розового цвета из пяти лепестков длиной до 10 см. Препараты из этого растения уменьшают воспалительный процесс, помогают при кашле. Адонис весенний (горицвет) – многолетнее травянистое лекарственное растение до 30-40 см. высотой с ярко-желтыми цветками. Цветет одновременно с появлением листьев в апреле – мае. Растет на сухих степных склонах, лесных опушках. В медицине применяется как средство регулирующее сердечную деятельность. Один из мифов появления этого растения связан с финикийским богом солнца Адонисом. Согласно мифу, бог солнца Адонис каждый год воскресал вместе с появлением растения и так же каждую осень умирал. Фиалка душистая – многолетнее зимне-зеленое растение высотой до 15 см., цветки одиночные, темно-фиолетовые, лепестков 5. Произрастает в широколиственных лесах, в России встречается в европейской части. Цветет в апреле – начале мая. Семена распространяются исключительно муравьями. В медицине известна как отхаркивающее средство, применяется при ревматизме, мочекаменной болезни. Применяют в ароматерапии. О фиалке есть множество легенд. 6. Животные нашего края. Животный мир – это шестьдесят с лишним видов млекопитающих. (Воспитатель показывает детям иллюстрации животных, среди которых есть и окантованные красной полосой, предлагает им назвать тех, кого они узнали.) Благородный олень, лось, косуля, волк, лисица, кабан, горностай, барсук, обыкновенная белка, бобр, речная выдра, заяц-беляк, серый хомячок, большой тушканчик, европейская норка. – Дети, как вы думаете, почему некоторые иллюстрации с красной окантовкой? (Ответы детей.) Слайды 9-18. – Да, действительно, эти животные редко встречаются, поэтому занесены в Красную книгу Липецкой области и охраняются законом. Местом обитания многих из них являются заповедник «Галичья гора». Слайд 19. 7. Беседа о заповедных местах нашего края. Заповедник — это неприкосновенное, запретное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. И в нашем крае есть много красивых необычных мест, которые находятся под охраной государства. Одним из памятников природы и является заповедник «Галичья гора», который находится в центральной части Липецкой области в долинах Дона, Быстрой Сосны. В этом заповеднике сохраняется значительное число редких и исчезающих видов растений и животных, занесенных в Красную книгу. Слайд 20. Игра – «Чей хвост?» (Заяц, белка, лиса, волк, бобер) Слайд 21. 8. Закрепление правил поведения в природе. Но беречь нужно не только редких животных и растения. Беречь нужно и тех, которых еще много, которые пока не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные нам еж и белка, синица и дятел, лягушка и жаба, разные насекомые и многие, многие другие животные и растения. Их жизнь часто зависит от нас, нашего поведения в природе. Знаете ли вы как нужно вести себя в природе правильно, мы сейчас проверим. Слайд 22. Проведем игру «Если можно – хлопни, если нет – топни». Если я приду в лесок и сорву ромашку. (Топают) Если съем я пирожок и выброшу бумажку. (Топают) Если хлебушка кусок на пеньке оставлю. (Хлопают) Если ветку подвяжу, колышек поставлю. (Хлопают) Если разведу костер, а тушить не буду. (Топают) Если сильно насорю и убрать забуду. (Топают) Если лейку я возьму и полью цветочек. (Хлопают) Если мусор уберу, банку закопаю. (Хлопают) Я люблю свою природу, я ей помогаю. (Хлопают) Воспитатель: Молодцы, знаете правила поведения в природе. Наше путешествие в природу подошло к концу. Слайд 23. Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано «ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ». - Как вы понимаете эту пословицу? Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно, природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком. Слайд 24. Ребёнок: Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Ребёнок: Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок Если вместе я и ты Если все сорвут цветы, То останутся пусты Все деревья и кусты И не будет красоты! Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю превратиться в волшебников и расколдовать картинки волшебной краской (дети наносят кисточками воду на раскраску и на ней появляются цветы, птицы, животные, деревья). (Пока дети работают, звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы»). 9. Итог НОД: - Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды? - Что такое заповедник? - Какие заповедные места находятся на территории нашей области? - Какие виды растений и животных находятся в них под охраной?
|