Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы "Знай и люби родную природу"
Занятия по Экологии
Автор: Красникова Наталия Витальевна   
25.11.2017 18:56

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы Знай и люби родную природуКонспект НОД для детей подготовительной к школе группы "Знай и люби родную природу"

Подготовила: Красникова Н.В. – воспитатель МБДОУ д/с № 6 г. Лебедянь, 2017 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 г. Лебедяни Липецкой области

Программное содержание. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Липецкой области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Оборудование. Иллюстрации растительного и животного мира Липецкой области; фотографии, на которых изображены хвосты разных животных: зайца, белки, лисы, волка, бобра; ноутбук; аудиозапись песен М. Бернесса «С чего начинается Родина», Ю. Антонова «Не рвите цветы»; плакат.

Ход занятия:

Слайд 1.

1. Аутотренинг «Мы — друзья природы»

Ребята, закройте глаза и представьте:

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Ярко светит солнце,

Дует лёгкий ветерок

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать всё живое.

А теперь послушайте песню.

(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается Родина")

- О чём поётся в этой песне?

- Как вы думаете, что такое Родина?

Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина — это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (Дети называют страну, область, город.)

Да, мы с вами живём в Липецком крае, для нас он родной.

Лип медовых шатры

И берез лебединые взлеты,

Дона тихого омуты,

Мечи Красивой разлив…

Есть такая земля -

Вековечной любви и заботы,

И печали, и веры,

Что душу берут на разрыв…

Ребёнок:

Слышишь песенку Ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина — Это тоже Родина.

(М. Пляцковский)

Слайд 2.

2. Путешествие по родному краю

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по Липецкому краю и вспомнить всё, что вы знаете о его флоре и фауне. А что такое флора (растения) и фауна (животные)? (Ответы детей.)

- Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. Давайте поприветствуем всё живое:

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка — Земля,

Здравствуйте мои друзья.

Слайд 3.

3. Знакомство с понятием «Красная книга».

Воспитатель: На Липецкой земле живет много разных зверей, птиц, растений. Есть такие, которых мы видим каждый день, но есть и редко встречающиеся, их осталось очень мало. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей.) Часто люди не задумываются о хрупкости окружающей среды: неправильно ведут себя во время отдыха на природе; стремятся заготовить как можно больше ягод и грибов, не соблюдая простые правила сбора; неоправданно ломают ветки, рвут цветы и растения; разрушают птичьи гнезда; мусорят. А ведь все это ведет к нарушению среды обитания животных и птиц, к уменьшению их численности и в некоторых случаях к исчезновению. Для того, чтобы сохранить все богатство и разнообразие природы, люди создали Красную книгу. (Воспитатель показывает детям Красную книгу.) В эту книгу занесены редкие, исчезающие виды растений, животных, птиц, которые охраняются законом.

- Как вы думаете, почему эту книгу назвали красной? Что означает красный цвет? (Предположения детей.) Красный цвет всегда предупреждает об опасности, о том, что все это богатство и разнообразие природы может исчезнуть.

Слайд 4.

4. Беседа о разнообразии природы нашего края.

– Благодатна и красива природа нашего края: бескрайние поля, более 120 рек и речушек, озера, пруды, леса и рощи, живописные холмы по берегам Дона, известняковые скалы и пещеры, которыми славится река Воргол. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций.)

На фото река Красивая меча и заповедник «Галичья гора» у реки Дон.

– Наша область расположена в лесостепной зоне, поэтому на её территории мы можем встретить растения, животных и птиц, характерных как для лиственных лесов, так и для степи.

Слайд 5.

Физминутка «Зверобика».

Слайд 6.

5. Растения нашего края.

Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).

На зелёном шнурочке

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные... (ландыши).

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи

Скромный полевой цветок

Синеглазый... (василёк).

Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные... (берёзки).

Наша белоствольная красавица — берёзка нравится всем. Это дерево — символ нашей Родины.

Ребёнок:

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Динамическая пауза «Берёзка».

Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.

- Какие ещё растения нашей области вы знаете? (Ответы детей.)

Слайды 7-8.

Воспитатель показывает несколько растений, занесенных в Красную книгу (прострел раскрытый (сон-трава), алтей лекарственный, адонис весенний (горицвет), фиалка душистая, ландыш, колокольчик, подснежник Воронова, пион тонколистный, венерин башмачок, кувшинка белая, рябчик русский). Рассказывает о них. Например:

Прострел раскрытый (сон-трава) – многолетнее растение из семейства лютиковых. Высотой 7-15 см. Растет в Европейской части России в сосновых, сосново-берёзовых и сосново-дубовых лесах. Цветет в апреле – мае. В медицине известен как успокаивающее, снотворное средство. Это растение часто упоминается в поэзии как снотворное средство.

Алтей лекарственный – многолетнее растение. Название происходит от греческого Althaca, что означает «исцелять». Народные названия – проскурняк, калачики, дикая роза. Высотой растение 60-150 см., цветы светло- или ярко-розового цвета из пяти лепестков длиной до 10 см. Препараты из этого растения уменьшают воспалительный процесс, помогают при кашле.

Адонис весенний (горицвет) – многолетнее травянистое лекарственное растение до 30-40 см. высотой с ярко-желтыми цветками. Цветет одновременно с появлением листьев в апреле – мае. Растет на сухих степных склонах, лесных опушках. В медицине применяется как средство регулирующее сердечную деятельность. Один из мифов появления этого растения связан с финикийским богом солнца Адонисом. Согласно мифу, бог солнца Адонис каждый год воскресал вместе с появлением растения и так же каждую осень умирал.

Фиалка душистая – многолетнее зимне-зеленое растение высотой до 15 см., цветки одиночные, темно-фиолетовые, лепестков 5. Произрастает в широколиственных лесах, в России встречается в европейской части. Цветет в апреле – начале мая. Семена распространяются исключительно муравьями. В медицине известна как отхаркивающее средство, применяется при ревматизме, мочекаменной болезни. Применяют в ароматерапии. О фиалке есть множество легенд.

6. Животные нашего края.

Животный мир – это шестьдесят с лишним видов млекопитающих. (Воспитатель показывает детям иллюстрации животных, среди которых есть и окантованные красной полосой, предлагает им назвать тех, кого они узнали.) Благородный олень, лось, косуля, волк, лисица, кабан, горностай, барсук, обыкновенная белка, бобр, речная выдра, заяц-беляк, серый хомячок, большой тушканчик, европейская норка.

– Дети, как вы думаете, почему некоторые иллюстрации с красной окантовкой? (Ответы детей.)

Слайды 9-18.

– Да, действительно, эти животные редко встречаются, поэтому занесены в Красную книгу Липецкой области и охраняются законом. Местом обитания многих из них являются заповедник «Галичья гора».

Слайд 19.

7. Беседа о заповедных местах нашего края.

Заповедник — это неприкосновенное, запретное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. И в нашем крае есть много красивых необычных мест, которые находятся под охраной государства. Одним из памятников природы и является заповедник «Галичья гора», который находится в центральной части Липецкой области в долинах Дона, Быстрой Сосны. В этом заповеднике сохраняется значительное число редких и исчезающих видов растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Слайд 20.

Игра – «Чей хвост?» (Заяц, белка, лиса, волк, бобер)

Слайд 21.

8. Закрепление правил поведения в природе.

Но беречь нужно не только редких животных и растения. Беречь нужно и тех, которых еще много, которые пока не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные нам еж и белка, синица и дятел, лягушка и жаба, разные насекомые и многие, многие другие животные и растения. Их жизнь часто зависит от нас, нашего поведения в природе. Знаете ли вы как нужно вести себя в природе правильно, мы сейчас проверим.

Слайд 22.

Проведем игру «Если можно – хлопни, если нет – топни».

Если я приду в лесок и сорву ромашку. (Топают)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку. (Топают)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю. (Хлопают)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю. (Хлопают)

Если разведу костер, а тушить не буду. (Топают)

Если сильно насорю и убрать забуду. (Топают)

Если лейку я возьму и полью цветочек. (Хлопают)

Если мусор уберу, банку закопаю. (Хлопают)

Я люблю свою природу, я ей помогаю. (Хлопают)

Воспитатель: Молодцы, знаете правила поведения в природе.

Наше путешествие в природу подошло к концу.

Слайд 23.

Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано «ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ».

- Как вы понимаете эту пословицу?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно, природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Слайд 24.

Ребёнок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребёнок:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю превратиться в волшебников и расколдовать картинки волшебной краской (дети наносят кисточками воду на раскраску и на ней появляются цветы, птицы, животные, деревья). (Пока дети работают, звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы»).

9. Итог НОД:

- Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?

- Что такое заповедник?

- Какие заповедные места находятся на территории нашей области?

- Какие виды растений и животных находятся в них под охраной?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год