Использование наглядных пособий в экологическом образовании детей дошкольного возраста |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Кручинова Елена Ивановна, Денисова Юлия Викторовна | |||
24.11.2017 19:12 | |||
Использование наглядных пособий в экологическом образовании детей дошкольного возраста Авторы:
Воспитатели МБДОУ детский сад № 152 г.Пензы "Виктория" г.Пенза, Пензенская область У детей дошкольного возраста преобладает образное мышление, потому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель активно использует различные формы наглядности. Демонстрационные учебные картины и небольшие раздаточные картинки, слайды и видеофильмы позволяют показать ребенку то, что стоит за словом и недоступно пока его наблюдению. В каждом дошкольном образовательном учреждении имеется различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, репродукции произведений известных художников, вырезки из календарей и журналов, фотографии. Данный материал может быть использован в педагогическом процессе самым различным образом – для беседы, рассказывания, рассматривания, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр и т.д.
Большое значение для ознакомления детей с природой имеют картины, на которых животные представлены в крупном масштабе и со своими детенышами. Такие «портретные» картины особенно важны для младших дошкольников, восприятие которых еще недостаточно развито и легко сосредоточивается на четко прорисованных (без излишней детализации) цветных изображениях. Такие картины помогают формировать у маленьких детей первоначальные представления о домашних и диких животных и их детенышах, позволяют обучать, сравнивать, обозначать словом увиденное. Для детей старшего дошкольного возраста такого рода картины целесообразны, если на них представлены экзотические, малоизвестные животные. Особую ценность в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеют цветные, большого размера учебно-наглядные пособия. Наиболее значимыми из них являются пособия, на которых изображены разные экосистемы (лес, луг, степь, тундра, пустыня, полярный край, пруд или озеро, море), а также картины, на которых представлена природоохранная или сельскохозяйственная деятельность людей. Рассматривать такие картины с целью формирования у детей отчетливых и правильных представлений о природе, целесообразно с детьми средней группы и старше. Картина дает возможность: показать реальные объекты и события; сделать доступным восприятию из жизни экосистемы то, что обычно скрыто, показать обитателей экосистемы в их естественной среде. Формирование реалистических представлений о природе на основе картин пойдет эффективнее и быстрее, если воспитатель в процессе их рассматривания употребляет правильные обозначения-термины (например, не мишка, а бурый медведь; не зайчик, а заяц-беляк), делает пояснения достоверного содержания, исключает уменьшительно-ласкательные формы и обороты речи. Наборы маленьких карточек с четким цветным изображением самых различных объектов природы используются как раздаточный материал. С ними можно проводить дидактические игры, различные упражнения. Например, воспитатель старшей группы комплектует одинаковые конверты для каждого ребенка с 10-12 карточками, предлагает разложить их в два ряда: в один – домашних, а в другой – диких животных. Интересными могут быть проблемные экологические ситуации, когда к картинам, изображающим среду обитания (например, лес, пустыня), дети подбирают животных, которые могут в ней жить, а потом объясняют, почему они сделали такой выбор. Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы. Неоднократный показ детям животного и растительного мира различных стран расширяет их кругозор, вызывает интерес к окружающему миру. Есть учебные фильмы, в которых запечатлена жизнь диких зверей, полярных птиц, подводных обитателей рек, морей и океанов. Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий в дошкольном учреждении, содержательно и эмоционально отражающих объекты и образы природы, является важным условием полноценного экологического образования детей. Список литературы
|