Проект формирования первичных представлений об особенностях природы |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Степанова Валентина Викторовна | |||
22.10.2017 14:57 | |||
Проект формирования первичных представлений об особенностях природы Старший воспитатель Степанова В.В., г. Уфа МБДОУ Детский сад №280 «Росинка» Для привлечения внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшения состояния экологической безопасности страны 2017 год в России объявлен Годом экологии и также Годом особо охраняемых природных территорий. Для того чтобы, привлечь внимание общественности к вопросам экологического развития нашей страны, сохранения биоразнообразия и обеспечения экологической безопасности. Природа – неисчерпаемый источник познания, развития и воспитания детей. С раннего детства мы должны научить ребенка понимать природу, видеть ее красоту, беречь ее, видеть связи и отношения в окружающем мире. Важное условие формирования у дошкольников отчетливых представлений об особенностях природы – это понимание того, что жизнь в природе многообразна в своих проявлениях, что характер и ход этих проявлений не случайны, что между явлениями природы существуют связи и зависимости.
Однако, как показывает практика, в большинстве случаев представления дошкольников об особенностях природы недостаточно систематизированы, разрозненны, поверхностны; при достаточно большом объеме информации отсутствует осознание дошкольниками различных взаимосвязей в природе. В современных условиях актуальна задача формирования активной, инициативной позиции воспитанников в образовательном процессе, при которой дети не просто усваивают предлагаемый материал; они познают мир, вступая с ним в активный диалог. Одним из средств ознакомления дошкольников с особенностями природы является организация чувственно-эмоционального и практического опыта общения ребенка с природой. Многие исследователи считали, что те знания, которые ребенок добывает самостоятельно в результате практической деятельности, всегда являются осознанными и более прочными (Я. А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и другие). В работах отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.) подчеркивается необходимость включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Одним из методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектно-исследовательской деятельности, при котором создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно или вместе со взрослым добывать новый практический опыт, открывать его поисковым путем. При этом у детей возникает особый интерес к природе, желание наблюдать, думать, у них развиваются такие качества, которые формируются лишь в процессе деятельности, а не усваиваются вербально. По мнению Н.Н. Поддъякова, заинтересованность и любознательность детей играют важную роль для умственного развития. Проблема нашего исследования заключается в совершенствовании организации познавательной деятельности дошкольников на основе чувственно-эмоционального и практического опыта общения ребенка с природой и в разработке адекватных дидактических средств для формирования первичных представлений о природе. Изучив имеющийся опыт дошкольного образования по исследованию проблемы общения ребенка с окружающими людьми, мы пришли к выводу, что необходима непрерывная, системная, поэтапная работа в данном направлении. На основе «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО), изученного нами теоретического и практического материала, я разработала и апробировала проект «Календарь природы», который включал в себя содержание деятельности детей и родителей, был основан на системном подходе к работе по формированию у дошкольников представлений о природе. Необходимость разработки данного проекта была обусловлена тем, что представления детей об особенностях природы, в том числе и о сезонных явлениях в природе, как указывалось ранее, были недостаточно глубокими, разрозненными, поверхностными. Дети не всегда могли вспомнить свои наблюдения, сопоставить их с предыдущими, сравнить те или иные явления. Одной из причин возникновения данной проблемы являлось отсутствие адекватных дидактических средств – инструментальной опоры для фиксации наблюдений в природе и последующего анализа полученных знаний. В связи с этим я решила создать оригинальную модель «Календаря природы», который позволит фиксировать наблюдаемые детьми сезонные изменения в природе, а также обеспечит системный подход к работе по формированию представлений о природе и интеграцию с другими видами деятельности детей. Актуальность данного проекта обусловлена высокой социальной значимостью проблемы формирования первичных представлений детей об особенностях природы, поскольку общество заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение бережно относилось к природе, а основой осознанно-правильного отношения к природе являются именно элементарные представления о ее особенностях. В разработке модели Календаря природы и в его изготовлении принимали активное участие родители. Они также осуществляли информационное обеспечение проекта: подбирали стихи, пословицы, поговорки о временах года. Были подобраны интересные видеоролики о природе, которые мы также использовали в образовательном процессе. Вовлечение родителей в образовательный процесс очень важно, потому что первые уроки нравственности, правильного отношения к природе ребенок получает именно в семье. Общность интересов, совместная деятельность детей и родителей позволяет им лучше понять друг друга, установить доверительные отношения. В результате повышается интерес ребенка к той деятельности, которой он занимается вместе с родителями, в данном случае к природе. Опытно-экспериментальное исследование осуществлялась на базе МБДОУ Детский сад №280 г. Уфы, под руководством заведующей Мирсаяповой Зульфии Фаридовны. Также в работе приняли участие родители воспитанников и педагоги. В ходе реализации проекта создана оригинальная модель «Календаря природы» а также по В.Э. Штейнбергу, модели — это логико-смысловые модели (ЛСМ). Они предназначены, чтобы фиксировать наблюдаемые детьми сезонные изменения в природе, а также обеспечить системный подход к работе по формированию представлений о природе и интеграцию с другими видами деятельности детей. Следует заметить, что представления детей о сезонных изменениях в природе носят более глубокий и системный характер и выражают осознанно-правильное отношение к природе. Данный проект является завершением работы на этом возрастном этапе. Этот проект мне очень близок и интересен, потенциал группы высок, дает основание говорить о том, что в будущем эту работу необходимо продолжить. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|