Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектная деятельность, как средство экологического просвещения дошкольников.
Занятия по Экологии
Автор: Леонова Елена Александровна   
22.10.2017 16:56

Проектная деятельность, как средство экологического просвещения дошкольников.Проектная деятельность, как средство экологического просвещения дошкольников.

Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего Мир
природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный
источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Современное дошкольное воспитание и образование направлено на формирование у детей основ экологической культуры и знаний. Поэтому, именно от того, насколько бережно дети уже с раннего дошкольного возраста начнут относиться к лесам, полям, воздуху, воде и животному миру, зависит наше будущее.

 

Скачать проект

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование любви к окружающей его природе, в процессе экологического просвещения дети получают базовые знаний о явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Основы экологического воспитания дошкольников заключаются в познании ребенком всего живого и воспитании правильного отношения к природе, которое вырабатывается в тесном контакте с ней и предполагает различные формы взаимодействия ребенка с растениями и животными. В процессе такого познания ребенок должен узнать о том, что все живое не меньше, чем человек, имеет какие-то потребности, связанные с жизнедеятельностью, для которых необходимы определенные внешние условия — среда обитания, пригодная для того или иного организма.

Целью экологического воспитания в ДОУ конечно же является — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Формирование основ экологических знаний у дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования происходит через ознакомление с миром природы. В процессе работы происходит формирование первичных представлений о живой и неживой природе. Мы производим закладку гуманного, бережного и заботливого отношения как к миру природы, так и к и окружающему в целом.

Именно в процессе экологического образования, у детей дошкольного возраста проявляется познавательный интерес. Мы можем наблюдать как у дошкольников начинает проявляться любознательность, развивается творческая активность. Таким образом, достигаются поставленные целевые ориентиры, которые представлены в ФГОС ДОО.

Сегодня вопросы экологического образования напрямую связываются с проблемой обеспечения личностного развития. В качестве системообразующего компонента экологичной личности многие ученые, педагоги, рассматривает экологическую культуру, в состав которой входят:

  • культура познавательной деятельности
  • культура труда, формирующаяся в процессе трудовой деятельности
  • культура духовного общения с природой.

Цель формирования основ экологической культуры у детей -воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её.

Для реализации обозначенной цели требуется решение следующих задач:

  1. Образовательная — пробудить живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы. Кроме того, реализация образовательной задачи требует проведения информационной работы, направленной на экологическое просвещение, развитие компетентности и внутренней культуры непрагматических отношений с природой.
  2. Развивающая — сформировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды.
  3. Воспитательная — становление экологического мышления, совершенствование эмоционально-мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.

Экологическое воспитание осуществляется в рамках педагогически целенаправленной организации различных форм деятельности дошкольника:

  1. Игровая — вовлечение ребёнка в традиционные и народные игры экологического содержания, в которых он символически борется за здоровую и процветающую жизнь природы, осваивает в ролевой импровизации правила и законы экологической этики и учится отличать негативные по направленности действия, несущих разрушение гармонии.
  2. Познавательная — активное участие ребёнка в экологических экспериментальных проектах, экскурсиях, прогулках; формирование понимания гармонического единства и взаимодействия природы, умения видеть закономерности, ценить неповторимость и особенность каждого объекта, признавать право на существование каждого живого существа без ложного чувства собственного превосходства.
  3. Трудовая — осознание потребности растений или животных в заботливом уходе и внимании, формирование ответственности за живое существо и осторожности в обращении с ним, воспитание стремления к экономии природных ресурсов, созиданию и восстановлению среды обитания.
  4. Художественно-эстетическая — гуманизация отношений ребёнка с природой, актуализация эмоционального восприятия в процессе творческого воплощения красоты окружающего мира в формах рисунка, песни, стихотворения.

Экологические проекты познавательно-экспериментальной направленности помогут педагогу выстроить эффективную работу по части экологического воспитания дошкольников

В своей работе в ДОУ, совместно с родителями мы реализовали следующие проекты, направленные на экологическое воспитание и просвещение дошкольников различных возрастных групп:

«Наш чудесный огород».

Тип проекта: краткосрочный

Участники проекта: младший дошкольный возраст, родители.

Цель — в процессе ухода и наблюдения за растениями пробудить любопытство детей, интерес и любовь к труду. У детей дошкольного возраста ограниченные представления о том, где и в каких условиях растут растения. Для успешной практической реализации проекта полезно привлечь родителей к организации необходимых условий.

Задачи:

  1. Сформировать у детей представление о том, что растения живые и требуют ухода, их выращивают из семян, поливают, удобряют почву и т. д.
  2. Ознакомить с названиями и предназначением трудового инвентаря.
  3. Воспитать осознанное бережное обращение с живыми организмами, прививать навыки трудолюбия, нацеливать на получение положительных эмоций от процесса общения с растениями.

Ожидаемый результат: Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях, формирование на этой основе экологического, нравственного и личностного отношения к действительности. Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется растение. Выставка детских рисунков «От семени к ростку».

Описание проекта: В ходе реализации проекта у детей возник интерес к жизни и росту растений. Дети узнали, как выращивают овощи, осуществляется уход за растениями, какие витамины в них содержаться и как они влияют на здоровье человека.

Активное участие детей, организация выставок, создание альбома позволило детям узнать много загадок, поговорок об овощах.

«Вода-это жизнь»

Тип проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, родители, музыкальный руководитель, воспитатели старшей группы

Цель проекта: Проведение музыкального экологического мероприятия, посвященного «Дню воды», в рамках работы с детьми старшего дошкольного возраста по проекту «Мусор»

Задачи проекта

  1. Познакомить детей с проблемой «Мусор — загрязнение водоемов»
  2. Научить детей понимать значимость воды в жизни человека, и всего окружающего нас мира природы
  3. Расширять знания детей о видах бытовых отходов – химические, технические (батарейки, компьютерные диски), развивать навыки участия в познавательной деятельности — исследовании, экспериментировании, умение самостоятельно делать выводы
  4. Обогащать представления о художественных образах, отражающих мир природы в искусстве, формировать у детей восприятие природы, как объекта эстетического
  5. Воспитывать любовь к природе, бережное отношения к воде и окружающему.

Ожидаемые результаты:

Дети узнают о существовании проблемы «Мусор – загрязнение водоемов», расширят знания о видах бытовых отходов и способах их утилизации и переработки, научатся понимать, насколько вода значима для жизни человека и окружающей нас природы.

Ребята познакомятся с произведениями живописи и музыки, воспевающими красоту природы, рассказывающими о ее неповторимости, и жизни людей среди природы, научатся понимать и любить природу.

Описание проекта: так как в феврале и марте месяце очень много различных мероприятий, праздников, где дети будут принимать участие, подготовка к экологическому мероприятию, в основном, будет проводиться во время досугов, или во время работы с детьми по подгруппам в утренние часы. Последовательность и время проведения определены планом проведения мероприятий по подготовке музыкального развлечения «Вода – это жизнь». Наглядный, литературный, музыкальный, художественный, материал подобран в соответствии с ознакомлением с темой. Дополнительный материал подобран с учетом возрастных особенностей детей, его использование позволит расширить знания детей по проблеме «Мусор».

«Путешествие Фасолинки.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Цель: развитие интереса к исследовательско – творческой деятельности у детей в процессе выращивания фасоли. Анализировать, как свет различного происхождения влияет на рост растений и что произойдет с растением без влияния на него света. Раскрыть взаимосвязь растительности со светом и без света. Повышение уровня речевой активности детей через взаимодействие с воспитателями, с детьми, родителями.

Задачи:

  1. Систематизировать и закрепить имеющиеся знания о бобовых растениях.
  2. Научить проращивать семена и сажать их в землю.
  3. Вырабатывать умения наблюдать за ростом растений.
  4. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Ожидаемые результаты.

  1. Дети научатся сажать и ухаживать за растениями, растущими на огороде, познакомятся с условиями их содержания.
  2. Появятся знания и представления о росте растений в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
  3. Обогатится словарный запас по теме проекта, появится опыт коммуникативного общения при партнерских взаимоотношениях.

Описание проекта:

Рассматривание лука и семян овса, фасоли.

Опытно — экспериментальная деятельность: посадка фасоли, в стаканчик с водой для проращивания.

Посадка семян овса, фасоли в землю.

Цикл наблюдения за посадками (сравнение, анализ).

Ведение журнала наблюдений за ростом посадок.

Регулярный уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы).

«Аптека с грядки»

Срок реализации проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.

Вид проекта: краткосрочный.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи:

  1. Ознакомление и расширение знания детей о лекарственных растениях.
  2. Показать ценность растений для здоровья человека.
  3. Научиться выращивать и собирать растения.
  4. Научить правильно пользоваться целебными растениями.

Ожидаемые результаты:

Расширение представления детей о лекарственных растениях, развитие умения различать и называть их;

Умение выполнять поручения по уходу за растениями, помогать при их посадке и выращивании;

Чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;

Экологически грамотное поведение в природе;

Проявление навыков элементарной исследовательской деятельности.

Комплексно-тематическое планирование.

Описание проекта: Рассказ беседа о целебных свойствах растений. Сбор информации о различных видах мяты (обобщение полученных данных совместно с родителями). Высадка мяты на грядке. Познакомить детей с лекарственным растением — подорожником, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку. Сбор листьев подорожника и засушка их для гербария. Рассказать о лекарственных свойствах крапивы. Вызвать желание детей узнать из различных источников информацию о его использовании. Сбор крапивы и ее засушка ее для гербария. Продолжать сбор информации о лекарственных растениях (картинки, рисунки, стихи, загадки, рецепты) анализ и систематизация ее. Рассказ о целебных свойствах ромашки, показать способ выращивания ее на участке, ухода за ней. Полоскание горла отваром, рассматривание ромашки и ее семян. Познакомить детей с практическими навыками посева и выращивания лекарственных растений, Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас на улице. Мы вырастили лекарственные растения на участке, обеспечили уход за ними в летний период, а также провели ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений.

Я и мои коллеги считаем, что проектная деятельность-это действительно продуктивная деятельность, которая приносит нам важные положительные плоды совместной деятельности. Она может стать полноценным средством экологического просвещения дошкольников, в процессе которой у ребенка происходит формирование умения безопасно жить в мире людей, природы, вещей; развивается способность общения с природными объектами; развивается эмпатия (способности сопереживать, сочувствовать и содействовать другому); воспитываются чувства родства со всем живым; происходит принятие ребёнком нравственных норм и правил, ребенок начинает осознавать всю красоту и доброту окружающего мира, доброту людей по отношению к природе. Восприятия всего нового позволяет нам расположить ребенка к миру прекрасного, сделать его частью этого огромного мира. А мы, взрослые, должны повести детей по волшебной тропинке в удивительный и увлекательный мир экологии.

Список литературы.

  1. Аксёнова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. – (Библиотека воспитателя)
  2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2015. — 128с.
  3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 2012. — 336с.
  4. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. — 2-е изд., стереотип. / авт. -сост. О.Ф. Горбатенко. — Волгоград: Учитель, 2012. — 286с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год