Проектная деятельность, как средство экологического просвещения дошкольников. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Леонова Елена Александровна | |||
22.10.2017 16:56 | |||
Проектная деятельность, как средство экологического просвещения дошкольников. Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего Мир В. Сухомлинский. Современное дошкольное воспитание и образование направлено на формирование у детей основ экологической культуры и знаний. Поэтому, именно от того, насколько бережно дети уже с раннего дошкольного возраста начнут относиться к лесам, полям, воздуху, воде и животному миру, зависит наше будущее.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование любви к окружающей его природе, в процессе экологического просвещения дети получают базовые знаний о явлениях, происходящих в живой и неживой природе. Основы экологического воспитания дошкольников заключаются в познании ребенком всего живого и воспитании правильного отношения к природе, которое вырабатывается в тесном контакте с ней и предполагает различные формы взаимодействия ребенка с растениями и животными. В процессе такого познания ребенок должен узнать о том, что все живое не меньше, чем человек, имеет какие-то потребности, связанные с жизнедеятельностью, для которых необходимы определенные внешние условия — среда обитания, пригодная для того или иного организма. Целью экологического воспитания в ДОУ конечно же является — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Формирование основ экологических знаний у дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования происходит через ознакомление с миром природы. В процессе работы происходит формирование первичных представлений о живой и неживой природе. Мы производим закладку гуманного, бережного и заботливого отношения как к миру природы, так и к и окружающему в целом. Именно в процессе экологического образования, у детей дошкольного возраста проявляется познавательный интерес. Мы можем наблюдать как у дошкольников начинает проявляться любознательность, развивается творческая активность. Таким образом, достигаются поставленные целевые ориентиры, которые представлены в ФГОС ДОО. Сегодня вопросы экологического образования напрямую связываются с проблемой обеспечения личностного развития. В качестве системообразующего компонента экологичной личности многие ученые, педагоги, рассматривает экологическую культуру, в состав которой входят:
Цель формирования основ экологической культуры у детей -воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её. Для реализации обозначенной цели требуется решение следующих задач:
Экологическое воспитание осуществляется в рамках педагогически целенаправленной организации различных форм деятельности дошкольника:
Экологические проекты познавательно-экспериментальной направленности помогут педагогу выстроить эффективную работу по части экологического воспитания дошкольников В своей работе в ДОУ, совместно с родителями мы реализовали следующие проекты, направленные на экологическое воспитание и просвещение дошкольников различных возрастных групп: «Наш чудесный огород». Тип проекта: краткосрочный Участники проекта: младший дошкольный возраст, родители. Цель — в процессе ухода и наблюдения за растениями пробудить любопытство детей, интерес и любовь к труду. У детей дошкольного возраста ограниченные представления о том, где и в каких условиях растут растения. Для успешной практической реализации проекта полезно привлечь родителей к организации необходимых условий. Задачи:
Ожидаемый результат: Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях, формирование на этой основе экологического, нравственного и личностного отношения к действительности. Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется растение. Выставка детских рисунков «От семени к ростку». Описание проекта: В ходе реализации проекта у детей возник интерес к жизни и росту растений. Дети узнали, как выращивают овощи, осуществляется уход за растениями, какие витамины в них содержаться и как они влияют на здоровье человека. Активное участие детей, организация выставок, создание альбома позволило детям узнать много загадок, поговорок об овощах. «Вода-это жизнь» Тип проекта: краткосрочный Участники проекта: дети старшей группы, родители, музыкальный руководитель, воспитатели старшей группы Цель проекта: Проведение музыкального экологического мероприятия, посвященного «Дню воды», в рамках работы с детьми старшего дошкольного возраста по проекту «Мусор» Задачи проекта
Ожидаемые результаты: Дети узнают о существовании проблемы «Мусор – загрязнение водоемов», расширят знания о видах бытовых отходов и способах их утилизации и переработки, научатся понимать, насколько вода значима для жизни человека и окружающей нас природы. Ребята познакомятся с произведениями живописи и музыки, воспевающими красоту природы, рассказывающими о ее неповторимости, и жизни людей среди природы, научатся понимать и любить природу. Описание проекта: так как в феврале и марте месяце очень много различных мероприятий, праздников, где дети будут принимать участие, подготовка к экологическому мероприятию, в основном, будет проводиться во время досугов, или во время работы с детьми по подгруппам в утренние часы. Последовательность и время проведения определены планом проведения мероприятий по подготовке музыкального развлечения «Вода – это жизнь». Наглядный, литературный, музыкальный, художественный, материал подобран в соответствии с ознакомлением с темой. Дополнительный материал подобран с учетом возрастных особенностей детей, его использование позволит расширить знания детей по проблеме «Мусор». «Путешествие Фасолинки. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы. Продолжительность проекта: долгосрочный. Цель: развитие интереса к исследовательско – творческой деятельности у детей в процессе выращивания фасоли. Анализировать, как свет различного происхождения влияет на рост растений и что произойдет с растением без влияния на него света. Раскрыть взаимосвязь растительности со светом и без света. Повышение уровня речевой активности детей через взаимодействие с воспитателями, с детьми, родителями. Задачи:
Ожидаемые результаты.
Описание проекта: Рассматривание лука и семян овса, фасоли. Опытно — экспериментальная деятельность: посадка фасоли, в стаканчик с водой для проращивания. Посадка семян овса, фасоли в землю. Цикл наблюдения за посадками (сравнение, анализ). Ведение журнала наблюдений за ростом посадок. Регулярный уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы). «Аптека с грядки» Срок реализации проекта: краткосрочный. Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель. Вид проекта: краткосрочный. Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека. Задачи:
Ожидаемые результаты: Расширение представления детей о лекарственных растениях, развитие умения различать и называть их; Умение выполнять поручения по уходу за растениями, помогать при их посадке и выращивании; Чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; Экологически грамотное поведение в природе; Проявление навыков элементарной исследовательской деятельности. Комплексно-тематическое планирование. Описание проекта: Рассказ беседа о целебных свойствах растений. Сбор информации о различных видах мяты (обобщение полученных данных совместно с родителями). Высадка мяты на грядке. Познакомить детей с лекарственным растением — подорожником, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку. Сбор листьев подорожника и засушка их для гербария. Рассказать о лекарственных свойствах крапивы. Вызвать желание детей узнать из различных источников информацию о его использовании. Сбор крапивы и ее засушка ее для гербария. Продолжать сбор информации о лекарственных растениях (картинки, рисунки, стихи, загадки, рецепты) анализ и систематизация ее. Рассказ о целебных свойствах ромашки, показать способ выращивания ее на участке, ухода за ней. Полоскание горла отваром, рассматривание ромашки и ее семян. Познакомить детей с практическими навыками посева и выращивания лекарственных растений, Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают нас на улице. Мы вырастили лекарственные растения на участке, обеспечили уход за ними в летний период, а также провели ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений. Я и мои коллеги считаем, что проектная деятельность-это действительно продуктивная деятельность, которая приносит нам важные положительные плоды совместной деятельности. Она может стать полноценным средством экологического просвещения дошкольников, в процессе которой у ребенка происходит формирование умения безопасно жить в мире людей, природы, вещей; развивается способность общения с природными объектами; развивается эмпатия (способности сопереживать, сочувствовать и содействовать другому); воспитываются чувства родства со всем живым; происходит принятие ребёнком нравственных норм и правил, ребенок начинает осознавать всю красоту и доброту окружающего мира, доброту людей по отношению к природе. Восприятия всего нового позволяет нам расположить ребенка к миру прекрасного, сделать его частью этого огромного мира. А мы, взрослые, должны повести детей по волшебной тропинке в удивительный и увлекательный мир экологии. Список литературы.
|