Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Занятие по экологии в старшей группе, для детей с нарушением зрения «Лягушка»
Занятия по Экологии
Автор: Скворцова Надежда Никоноровна, Искимжи Екатерина Петровна   
18.08.2022 17:13

Занятие по экологии в старшей группе, для детей с нарушением зрения «Лягушка»Занятие по экологии в старшей группе, для детей с нарушением зрения «Лягушка»

Авторы:

  • Скворцова Надежда Никоноровна — воспитатель высшей категории
  • Искимжи Екатерина Петровна — воспитатель высшей категории

Адрес: город Москва, ГБОУ №1034 здание по адресу улица Братеевская дом10 корпус2

Цель:

  1. Закрепить экологические знания детей, продолжать раскрывать детскую душу в общении с природой.
  2. Продолжать развивать разговорную речь детей, умение выражать свои мысли.
  3. Развивать диалогическую речь.
  4. Совершенствовать механическую память, умение строить общение с взрослыми.

Задачи:

  1. Вызвать у детей желание рассказывать, как из икринки вырастает лягушка: что нужно лягушке, чтобы охотиться, плавать, дышать; вспомнить, кого боится лягушка и почему. Дать детям возможность объяснить, для чего лягушке перепонки и как язык помогает ей ловить комаров.
  2. Развивать способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание.
  3. Формировать предпосылки к поисковой деятельности.
  4. Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе.
  5. Развивать познавательные способности детей в совместной практической деятельности с родителями.

Предварительная работа:

  1. Чтение художественной литературы (стихи И. Токмаковой, сказка «Царевна – лягушка», «Лягушка – путешественница», заучивание считалок)
  2. Рассматривание иллюстраций, беседы
  3. Изготовление вместе с детьми дидактических пособий по этой теме, игрушек – самоделок из бумаги ( «болото», «лягушки – попрыгушки»).

Оборудование к занятиям:

1. Группа оформлена в виде уголка, близкого к природе (много иллюстраций с изображением леса, ширма с большим количеством насекомых).

Занятие проходит на фоне музыки «Голоса птиц».

2. Из бумаги зеленого цвета склеен большой круг – пруд (ширина 10см и вверху бахрома).

3. На каждого ребенка красочная шапочка – лягушка.

4. Комплект из 6 карточек, красочно нарисованных:

  1. икра лягушки,
  2. 4 – стадии развития головастика,
  3. взрослая лягушка,
  4. водоем, в котором живет лягушка,
  5. илистое дно, в которое зарывается лягушка на зиму,
  6. прибрежные заросли растений, в которых она охотится.
  7. В «пруду» рыбки, неподалеку на камнях яркие лягушки, выполненные оригами крупного размера.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей к себе и просит отгадать загадку:

Глядятся в него
Молодые рябинки.
Цветные свои
Примеряют косынки.

Глядятся в него
Молодые березки –
Свои перед ним
Поправляют прически.

И месяц, и звезды –
В нем все отражается…
Как это зеркало называется?
(пруд, озеро)

После этого предлагает отправиться на прогулку на пруд. Немножко проходим по тропинке и подходим к пруду. Идет беседа, что заканчивается весна, припекает солнышко, скоро дети будут купаться и загорать. Кто-то из детей предлагает попробовать воду в пруду. Дети подхватывают эту идею. Начинается психогимнастика. Дети играют с водой: прослеживают падение капель, любуются прозрачностью воды.

Неожиданно для всех оказываемся у карточки с изображением икры лягушки, которую у самого берега опускает воспитатель. Напротив карточки ложатся 2 ребенка, изображающие икринки.

На вопрос «А это что за шарики?» дети отвечают: «Это мы, икринки лягушки. Попробуйте, какие мы липкие, прозрачные, с черной точкой». Объяснение сопровождается рассматриванием карточки.

Воспитатель обращает внимание детей, как это интересно, и просит пройти дальше.

Неподалеку кладет карточку головастика, два ребенка изображают головастиков и объясняют, что через некоторое время из прозрачных шариков вырастают головастики, мало чем похожие на лягушку.

Воспитатель: «Почему вас так называют?»

Дети отвечают: «Потому что у нас большая голова, маленькое туловище и хвостик», — идет сопровождение по картинке.

Продолжаем идти вдоль пруда. Появляется следующая карточка, и три ребенка изображают изменения головастиков. Объясняют, что мы, головастики, растем быстро, и у нас появились задние лапки (имитируют). Следующие дети изображают головастиков с передними лапками.

Воспитатель подводит итог: «Теперь головастик похож на лягушку?»

Дети: «Похож».

Воспитатель: «А чем он отличается?»

Дети: «У него есть хвост».

Воспитатель берет карточку, закрывает хвост и говорит, что проходит время, и хвост у головастика отпадает. Головастики превращаются в лягушек.

Дети (поскольку все они прошли стадии от икринки до лягушки) быстро одевают себе на голову шапочки лягушек.

Воспитатель делает поворот и удивляется: «Как много лягушек!»

Продолжается проверка знаний.

- Лягушки, что вы здесь делаете?

- Охотимся!

- За кем?

Дети перечисляют: за паучками, комарами, стрекозами, мухами, жучками.

Воспитатель спрашивает: «Вот все те, за кем вы охотитесь, как называются одним словом?»

- Насекомые!

- Лягушки, а вы всегда охотитесь утром?

- Мы охотимся утром, вечером и ночью, когда не очень жарко и наша кожа не высыхает».

Воспитатель продолжает: «Хорошо, охотитесь вы на берегу, а где же вы живете?»

Дети – «лягушки»: «Живем мы в воде, вот в этом пруду».

Воспитатель: «Что содержится в воде, необходимое для жизни лягушки?»

«Лягушки» все объясняют: «В воде есть воздух, которым мы дышим. Дышим мы, как человек, воздухом. Еще есть в воде растения, в которых мы прячемся. Кроме воздуха и растений, есть на дне водоем ил, в него лягушка зарывается, когда погружается на зиму в спячку».

Воспитатель подчеркивает, что очень интересно было с вами встретиться, как много интересного вы о себе рассказали. Из вашего рассказа можно сделать вывод: все в природе взаимосвязано – растения, животные, окружающая среда.

В это время из спальни в костюме аиста выходит мальчик. Все дети – «лягушки» в один момент с берега прыгают в пруд и уплывают. Воспитатель бежит вдоль берега и зовет лягушек. Переплыв пруд (дети имитируют плавание лягушки), «лягушки» поднимают головы и квакают. Воспитатель спрашивает: «Почему так быстро вы уплыли? Что случилось?»

«Лягушки» объясняют: «На охоту вышел аист».

Выясняем, кто еще любит охотиться за лягушками. Лягушками питаются аисты, барсуки, выдры, филины, ужи. На вопрос «Как вам удалось так быстро приплыть к противоположному берегу?»«лягушки» охотно объясняют, что лягушки отличные пловцы. У лягушек есть перепонки, похожие на ласты, которыми пользуется человек, когда плавает: в ластах его скорость увеличивается. Лягушке ласты не нужны: они у нее и так есть – это перепонки. Дети четко показывают две руки, имитируя между пальцами перепонками.

Дальше воспитатель предлагает «лягушкам» выпрыгнуть на берег: «Здесь ваших врагов нет, мне очень приятно с вами беседовать». «Лягушки» выпрыгивают и усаживаются.

Воспитатель обращает внимание: «Почему вы все такие зеленые?» Ответы «лягушек»: чтобы и в воде, и на берегу нас было трудно заметить. В воде мы тоже часто прячемся среди водных растений, водорослей. Мы не заметны и для тех, кого сами ловим. Именно поэтому лягушки зеленого цвета.

Воспитатель обращает внимание на ребенка, одетого по-особенному: «А это что за лягушка?»

Ответ: «Я пятнистая лягушка, меня еще труднее заметить». Дальше воспитатель обращает внимание на ярких по окраске лягушек, которые сидят вдалеке на камнях: «А это кто?»

Ответы «лягушек»: «Это наши подружки. Своей окраской они отпугивают тех, кто хочет ими полакомиться. Часто такие яркие лягушки бывают ядовиты». Здесь же кто-нибудь из детей (по желанию) объясняет, что зеленые лягушки совершенно неопасны для человека: «Беззащитны мы и требуем от человека бережного отношения».

Воспитатель продолжает: «Смотрю я на вас: вы такие красивые, и кваканье ваше не хуже птичьего щебетанья». Идет сравнение: усиливается звук на магнитофоне, и «лягушки» слушают щебетанье птиц (кассета «Голоса птиц»). После прослушивания исполняется лягушачья песня:

Ква-ква-ква! Надоела нам вода!
Просто ква-ква-ква-ши нам сюда!
Ква-ква-ква-су нам сюда!

- Это было прекрасное кваканье! А еще вы нужны в природе.

Дальше «лягушки» объясняют, что им помогают прыгучесть и язык. Ответы детей продолжаются: «Мы, лягушки, — отличные охотники». Все дети высоко на двух ногах подпрыгивают. Воспитатель удивляется такой прыгучести. Далее «лягушки» объяснили, что когда они видят комара, то моментально «выбрасывают» далеко вперед язык и ловят им комара. Язык у лягушки необычный: он может становиться очень длинным. У людей язык прикреплен задним концом (дети шевелят языком и высовывают его, а потом рукой изображают язык лягушки). Добавляют, что язык у лягушек будто намазан клеем, насекомые «прикрепляются» к языку и никак им не выбраться: у лягушки есть маленькие, но крепкие зубки-бугорки.

Дальше воспитатель обращает внимание на рыбку, которая рядом в «пруду». Ответы детей: «Это наши соседи-рыбки. Рыбки живут только в воде, а мы, лягушки, и на суше, и в воде. Рыбам в глаза не попадают соринки, пыль: в воде их нет. Поэтому у рыб нет век, они им просто не нужны. А вот у лягушек есть веки, так как на суше ей иногда приходится защищать глаза от пыли и она их закрывает».

Далее воспитатель спрашивает: «Что это вы, лягушки, все ближе и ближе к воде, вам хочется поплавать?

Ответы «лягушек»: «Да!»

Воспитатель: «А что, вы здесь прямо у берега живете все?»

Ответы «лягушек»: «Нет! У каждой лягушки есть свой дом, свой участок, который она хорошо знает. И если она окажется вдали от своего дома, то она найдет дорогу и вернется».

Все вместе:

«Не нужно ловить лягушек и брать их с собой, они должны жить дома!»

«Лягушки» прыгают в «пруд» и имитируют плавание.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год