Комплексная экспозиция по изучению окружающего мира |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Митрофанова Светлана Владимировна, Чабуркина Юлия Александровна, Аширова Наталья Николаевна | |||
20.08.2022 18:46 | |||
Комплексная экспозиция по изучению окружающего мира ГБОУ СОШ пос. Луначарский Ставропольский м.р, Самарской области СПДС «Дружная семейка» Есть просто храм, есть храм науки В нашем дошкольном учреждении для работы с детьми по изучению окружающего мира создана своеобразная комплексная экспозиция, центром которой является блок зимнего сада с аквариумами, террариумом, в котором живут земноводные черепахи, хомячок, улитки и с птицами вольер. Экспозиция наша включает в себя живые растения разных климатических зон, настенную живопись, направленная на образное объяснение детям некоторых моментов деятельности человека в природе, самых общих элементов биологии и интерпретации человеком окружающего природного мира. Для усиления эмоционального восприятия в показ мы включили натуральные предметы – например, предметы оборудования для работы человека с пчелами, утварь русской избы, картинная галерея со временами года, с иллюстрациями русских народных сказок.
Мы гордимся, что наша экспозиция абсолютно доступна и открыта. Это, безусловно, очень сложно, тяжело обеспечивать сохранность, но зато позволяет нам с детьми проводить образовательную деятельность в любой момент, используя любую паузу. Наш зимний сад – это экологические центры, это островки живой природы, где мы создали условия развития у детей основ экологической культуры, воспитания любви к живому, формирование сознание того, что человек – часть природы. Здесь мы учим детей строить свои отношения с природой на основе любви, уважения, стремление сохранить, а не навести ущерба, выработать активную гражданскую позицию бережного отношения к природе. Наш зимний сад находится в специально проектируемом помещении, занимает 120 кв. м. Планировка соответствует критериям современного дизайна, основным экологическим и педагогическим требованиям что, безусловно удобно для работы с маленькими детьми. На небольшой площади созданы модели тропического леса, пустыни и водоема. На примере таких моделей сообщества мы показываем, какие устанавливаются связи и отношения между живыми существами, а главное дети начинают понимать, что в природе все взаимосвязано, да хорошо живется там, где много света (большие окна в потолок), температурный, воздушный режим, правильный полив и условия правильного питания. Все это стало возможным только кропотливым трудом взрослых и детей. В нашем тропическом лесу растут монстеры, папоротники, лианы, пальмы: банановая, финиковая, сабаль. Цветовая гамма листьев и цветов очень разнообразна. Только фикусов в нашем удивительном саду три разновидности – это мелколистный фикус Биньямина, фикус лирообразный, фикус каучуконосный. Здесь же растут ароидные филодендроны, сингониум, спиндапсус, множество традесканций. Многие растения этой группы крупнолистные, имеют длинные шнуровидные корни. Эти растения интересны детям, да еще легки в уходе. Дети с большим интересом рассматривают листья, сравнивают их, по форме, цвету, толщине. Знают, что из фикуса каучуконосного можно получить каучук Главные экологические особенности данного уголка это густые многоярусные заросли, достигли мы это регулярным опрыскиванием и размещением фоитома в зимнем саду. Растения пустыни — увлекательные объекты для наблюдения особенностей приспособления к сухому, солнечному и жаркому климату. Мясисто – сочные суккуленты – алоэ, толстянка, гаворция, кактусы. Детям во время наблюдений рассказываем что, некоторые растения покрыты белым воском, волосками, щипами и что растения пустыни легки в размножении. В нашем саду имеется также фитоцидные, лечебные комнатные растения – хлорофитум, пеларгония, плюш, алоэ, фикусы, диффенбахии, драцена – они «поедают пыль», выделяют полезные вещества и поддерживают оптимальную влажность. Рассказывать о нашем зимнем саде можно много, но не только в одном зимнем саду дети знакомятся с прекрасным миром растений. В каждой группе есть свой центр природы. И переходя из групп в группу мы попадаем то на лесную полянку, то в райский сад, то попадаем на огород, где себя хорошо чувствуют и морковь, и лук, растут перцы и томаты. Дети не забывают о питомцах, живущих в зимнем саду. Постоянно подкармливают их сочной зеленой травкой из овса. В каждой группе есть коллекции семян злаковых. Дети их проращивают, анализируют, фиксируют в своих наблюдениях. Наши центры природы это мини — лаборатории круглый год. С детьми мы изучаем потребность растений в свете, тепле, во влаге и размножение растений всякими способами. Кому то покажется, что данная работа по экологическому воспитанию очень мала в общем мировом объеме, но это не так, вся работа в комплексной экспозиции направлена на то, чтобы привить детям деятельную любовь к природе, уважение ко всему живому. Наши выпускники прошедшие «школу зеленого» воспитания, самостоятельно смогут увидеть прелесть букета в вазе, очарование пейзажа и т.д. В лесу, в парке, на лугу они проявляют наблюдательность и пытливость ума. Вступая во взрослую школьную жизнь, наши дети уже имеют первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеют беречь и радоваться им. Воспитатель: Митрофанова Светлана Владимировна, Воспитатель: Чабуркина Юлия Александровна, Музыкальный руководитель: Аширова Наталья Николаевна
|