Педагогическая статья: «Опыт работы по экологическому воспитанию детского сада «Радуга»». |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Павлова Юлия Владимировна | |||
27.02.2016 22:39 | |||
Педагогическая статья: «Опыт работы по экологическому воспитанию детского сада «Радуга»». Заниматься экологическим воспитанием дошкольников детский сад №9 «Радуга» начал с 2010 года. На первом этапе была поставлена задача – заинтересовать педагогов, для чего мы провели анкетирование, которое позволило установить, как воспитатели относятся к экологическому воспитанию как направлению в дошкольной педагогике, насколько разбираются в экологических проблемах. Опираясь на полученные данные, спланировали работу со всем педагогическим составом и с каждым педагогом в отдельности. Были организованы консультации и семинары: педагоги проводили интегрированную образовательную деятельность, включая экологические проблемы, сказки и т. д.. Проводились педагогические советы по экологическому воспитанию. В результате все сотрудники стали коллективом единомышленников, увлечённых идеей экологического воспитания дошкольников.
На втором этапе нами были выявлены определённые проблемы в экологических знаниях педагогов. Для их устранения начали систематически проводить конкурсы, викторины, к которым педагоги готовились заранее. Педагоги старались применять новые формы работы не только с детьми, но и с родителями. Были подготовлены тематические ширмы для родителей, проекты. Углубленная работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста привела нас к идее создания уголка природы, которая была оборудована собственными силами с привлечением родителей. Сейчас там живут рыбки, педагоги организовывают наблюдение за ними. Также там сделаны макеты природных зон. Следующим этапом стало разработка и создание «Красной книги Карасукского района», в ней рассказывается о животных, живущих в нашем крае, после чего намерены сделать «Зелёную книгу Карасукского района», в которой будет описан растительный мир. В работе по экологическому воспитанию используем программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», так же на основе этой программы мы разработали свою рабочую программу, что послужило стимулом для дальнейшего обустройства экологической зоны и совершенствования материально-технической базы детского сада. Среди воспитателей стало традицией посещать образовательную деятельность своих коллег. Это позволяет им увидеть и исправить свои ошибки, перенимать положительный опыт. Некоторые педагоги имеют тему по самообразованию связанную с экологическим воспитанием. Наша совместная работа в дальнейшем способствовала повышению квалификации педагогов. В 2011 году наш сад наградили грамотой за активное участие в районном экологическом конкурсе «Её величество пчела». Усилия нашего коллектива направлены на улучшение условий, необходимых для экологического воспитания детей, в том числе на создание экологической тропы на территории детского сада, которая используется в работе с детьми и педагогами. Также у нас есть огород, который разбит в виде цветка ромашки. У каждого лепестка есть свои хозяева- это дети и педагоги. Каждая группа на своём лепестке (огороде) садит, поливает, наблюдает за ростом овощей. Наши дети с огромным желанием выполняют трудовые поручения. С ранней весны до поздней осени на территории нашего дошкольного учреждения цветут самые разные цветы. Зимой развешиваются кормушки, которые являются местом подкормки зимующих птиц. В группах в весенний период времени педагоги создают огород на окне. Это не просто огород, где дети наблюдают и записывают или зарисовывают результаты наблюдений – это шедевры или огромное творчество педагогов. Регулярно в саду мы организуем осенние выставки, в которых участвуют дети и родители. Дети теперь бережнее относятся и к животным и к тем живым существам, которых они раньше и не замечали, например к насекомым. Они стали наблюдательнее, что хорошо видно из их рисунков, оформленных в альбомы. Педагоги с детьми раз в год проводят экологические праздники, в летний период мы гастролируем по другим садам и показываем экологические спектакли: «Колобок», «Чудо яблоня», «Приключение кузнечика Кузи». Таким образом, при взаимодействии всех компонентов системы экологического воспитания в ДОУ достигаются наиболее эффективные результаты усвоения экологических знаний дошкольников. (Павлова Юлия Владимировна — старший воспитатель МБДОУ №9 «Радуга» Карасукского района Новосибирской области)
|