Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Занятия по Экологии
Автор: Леонова Татьяна Николаевна   
28.02.2016 21:55

ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам.
Ральф У. Эмерсон, американский поэт и философ.

Леонова Татьяна Николаевна Воспитатель ГБОУ СОШ п. Просвет СП «Детский сад «Мишутка»»

 

В условиях введения ФГОС дошкольного образования приоритетной задачей является обеспечение его нового, современного качества. Данная задача актуализируется для экологического образования дошкольников, являющегося инновационной составляющей системы дошкольного образования.

Экoлoгичeскoe вoспитaние и oбpaзoваниe детeй – чpeзвычайнo необходимо в нaстoящeе вpемя: тoлькo экoлoгичeскoe миpoвoззpeние, экoлoгическая кyльтypa людей, населяющих нашу планету может спасти человечество от гибели, и вывести планету из катастрофического состояния, в котором она находится

Во время перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и при дальнейшей работе по ФГОС перед нами стоит архиважная задача не только научить детей воспринимать программный материал в процессе игры, творчества, тесного взаимодействия с другими воспитанниками, а заинтересовать их, мотивировать на получение определённого объёма знаний. Мы не предоставляем детям знания в готовом виде, не читаем им лекций, наставлений, а действуем, используя «принцип рыболова» -подводим детей к определённым выводам, к открытиям, с которые ребёнок должен сделать сам.

В соответствии с ФГОС процессы воспитания и обучения дошкольников в полной мере только тогда могут развить ребёнка, когда они имеют деятeльнoстныe формы и o6лaдaют соответствующим содержанием. Одним из видов такой деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является технология экспериментально –исследовательской деятельности.

В большинстве своём, воспитатели детских садов, связывают экологическое образование детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое образование и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт.

Я делаю всё больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. А теоретической базой этой работы для меня являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисково-исследовательской деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая, наряду с игровой, является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Н. Н. Поддьяков.

Предметно-развивающая среда, созданная в группе и на участке, способствует повышению качества экологических знаний, состоит из:

  • «Маленькие исследователи» для проведения элементарных опытов и экспериментов (стаканчики, трубочки, тарелочки, колбы, барометр, термометры, песочные часы, бумага для фильтрования, губки, тонущие и не тонущие предметы, безмены, магниты, гирьки, аптекарские весы, тонущие и не тонущие предметы, воздушные шары, гирьки и т.д.) Для рассматривания различных объектов проводится работа с лупой, микроскопом. Полученные представления в экологии, конкретизируются и закрепляются посредством опытов и собственной практической деятельностью (на огороде, при пересадке растений, рассматривании почвы и т.д.).
  • «Зоны игр с водой и песком», «Зоны живой и неживой природы» (коллекции камней, минералов, ракушек, семян, растений, перьев, сухих листьев, коряг, комнатные растения, аквариумы с рыбами и водными черепашками, клетка с попугаями, клетка с кроликом, корзина с морскими свинками, ящики с видами почв, растениями, экологические тетради, в которых дети отмечают результаты наблюдений, опытов). Создание спектра возможностей для поиска, моделирования и экспериментирования различными материалами, способствует развитию любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей.
  • «Зоны дидактических материалов» (д/и «Растительный мир», «Животный мир», «Собери карту края», «Найди исчезающие виды», «Живая — неживая», «Материки», «Угадай правило», «Чьё гнездо?», «Пищевые цепочки», «Тонет – не тонет», альбомы с фотографиями животных и растений, населяющих разные климатические районы мира, атрибуты к играм с экологическим содержанием, познавательная литература, наборы открыток, схемы: «Строение насекомого (цветка, дерева, рыбы), «Времена года», «Опыты».

Новизна предложенного опыта работы по экологическому образованию дошкольников в созданных мини-зонах заключается в том, что достигается эффект очевидного проявления качества экологической грамотности и культуры у детей, это сводится к следующему:

  1. Совершенствование экологической пропаганды среди родителей.
  2. Осуществление систематической работы с детьми в рамках экспериментально- исследовательской технологии, постоянное ее совершенствование.
  3. Влияние уровня экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сфере детской личности при ее взаимодействии с объектами живой природы.

В своей работе с дошкольниками большое внимание обращаю на организацию экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка, для активизации этого вида деятельности считаю необходимо:

1 Меньше учить, больше делиться.

Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам. Голые факты его не интересуют. Здесь необходима эмоциональная окраска.

2 Поощрять экспериментально-исследовательскую активность детей.

В каждый момент времени вокруг человека что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Чутко реагировать на интересы ребят.

3 Активизировать внимание ребёнка.

С самого начала прогулки занять внимание детей загадкой, шуткой, вопросом, песенкой, рассказывая, что интересного можно увидеть и услышать.

4 Учить детей наблюдать и соблюдать правила поведения на природе.

Дети редко забывают опыт прямого общения с природой. Одно из правил "Азбуки поведения на природе" — "Не шуми". Но дошкольник ещё не может соотносить правила и поступки. После прогулки рекомендуется обсудить поведение детей, слова Киплинга "Мы с тобой одной крови: ты и я"; провести беседу о правилах поведения в природе, прочитать детям рассказ А.М. Горького "Воробьишко".

5 Знакомить с окружающим миром увлекательно, радостно.

Очень важно, как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Надо заражать детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным. Помнить, что только положительное накопление эмоций даёт толчок к творчеству.

Я использую в своей практике мультимедийные презентации, созданные с помощью стандартных программ (Microsoft Power Point, проигрыватель Windows Media).

В моей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций: «Насекомые», «Животный мир Арктики», «Виды спорта», «Геометрические фигуры», «Дикие животные», «Детям о воде».

Все использованные мною компьютерные программы и игры, соответствуют психолого-педагогическим и санитарно — гигиеническим требованиям.

разработаны и проведены серии занятий по экологическому воспитанию через поисково-экспериментальную деятельность,

поисково-экспериментальная деятельность в «Зимнем саду» и на огороде, пополнение пособиями сделанными своими руками нетрадиционное оборудование зоны «Маленькие исследователи.».

Созданы модели обследования предметов (камень, глина, песок, стекло), на каждого ребёнка заготовлены рабочие листы в соответствии с проводимыми исследованиями и экспериментами, в которых дети фиксируют результаты наблюдений, опытов, исследований.

Результативность опыта

Результативность опыта подтверждена наличием заметной динамики в развитии детей. Работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением экспериментально-исследовательской деятельности, дала определённые положительные результаты. На занятиях по экологии группа стала более внимательной. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное — познавательное и игровое — занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Во время прогулок и экскурсий стал проявляться большой интерес к жизни птиц и насекомых. Замечено бережное отношение к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Таким образом, экспериментальная и исследовательская деятельность как методы играют важную роль в успешности усвоения дошкольниками экологическими знаниями, предполагая также формирование эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть их красоту.

Литература

  1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экологическая деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-пресс, 2012
  2. Рыжова Н. Песок, глина, камни // Дошкольное воспитание, 2004 №7
  3. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой М: Просвещение, 1983
  4. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду М: Просвещение, 1992
  5. Султанова М. Простые опыты с воздухом. ООО «Хатбер-пресс», 2014.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год