ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Леонова Татьяна Николаевна | |||
28.02.2016 21:55 | |||
ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам. Леонова Татьяна Николаевна Воспитатель ГБОУ СОШ п. Просвет СП «Детский сад «Мишутка»»
В условиях введения ФГОС дошкольного образования приоритетной задачей является обеспечение его нового, современного качества. Данная задача актуализируется для экологического образования дошкольников, являющегося инновационной составляющей системы дошкольного образования. Экoлoгичeскoe вoспитaние и oбpaзoваниe детeй – чpeзвычайнo необходимо в нaстoящeе вpемя: тoлькo экoлoгичeскoe миpoвoззpeние, экoлoгическая кyльтypa людей, населяющих нашу планету может спасти человечество от гибели, и вывести планету из катастрофического состояния, в котором она находится Во время перехода к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и при дальнейшей работе по ФГОС перед нами стоит архиважная задача не только научить детей воспринимать программный материал в процессе игры, творчества, тесного взаимодействия с другими воспитанниками, а заинтересовать их, мотивировать на получение определённого объёма знаний. Мы не предоставляем детям знания в готовом виде, не читаем им лекций, наставлений, а действуем, используя «принцип рыболова» -подводим детей к определённым выводам, к открытиям, с которые ребёнок должен сделать сам. В соответствии с ФГОС процессы воспитания и обучения дошкольников в полной мере только тогда могут развить ребёнка, когда они имеют деятeльнoстныe формы и o6лaдaют соответствующим содержанием. Одним из видов такой деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является технология экспериментально –исследовательской деятельности. В большинстве своём, воспитатели детских садов, связывают экологическое образование детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе. Между тем именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое образование и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры. Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт. Я делаю всё больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. А теоретической базой этой работы для меня являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисково-исследовательской деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая, наряду с игровой, является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Н. Н. Поддьяков. Предметно-развивающая среда, созданная в группе и на участке, способствует повышению качества экологических знаний, состоит из:
Новизна предложенного опыта работы по экологическому образованию дошкольников в созданных мини-зонах заключается в том, что достигается эффект очевидного проявления качества экологической грамотности и культуры у детей, это сводится к следующему:
В своей работе с дошкольниками большое внимание обращаю на организацию экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка, для активизации этого вида деятельности считаю необходимо: 1 Меньше учить, больше делиться. Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам. Голые факты его не интересуют. Здесь необходима эмоциональная окраска. 2 Поощрять экспериментально-исследовательскую активность детей. В каждый момент времени вокруг человека что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Чутко реагировать на интересы ребят. 3 Активизировать внимание ребёнка. С самого начала прогулки занять внимание детей загадкой, шуткой, вопросом, песенкой, рассказывая, что интересного можно увидеть и услышать. 4 Учить детей наблюдать и соблюдать правила поведения на природе. Дети редко забывают опыт прямого общения с природой. Одно из правил "Азбуки поведения на природе" — "Не шуми". Но дошкольник ещё не может соотносить правила и поступки. После прогулки рекомендуется обсудить поведение детей, слова Киплинга "Мы с тобой одной крови: ты и я"; провести беседу о правилах поведения в природе, прочитать детям рассказ А.М. Горького "Воробьишко". 5 Знакомить с окружающим миром увлекательно, радостно. Очень важно, как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Надо заражать детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным. Помнить, что только положительное накопление эмоций даёт толчок к творчеству. Я использую в своей практике мультимедийные презентации, созданные с помощью стандартных программ (Microsoft Power Point, проигрыватель Windows Media). В моей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций: «Насекомые», «Животный мир Арктики», «Виды спорта», «Геометрические фигуры», «Дикие животные», «Детям о воде». Все использованные мною компьютерные программы и игры, соответствуют психолого-педагогическим и санитарно — гигиеническим требованиям. разработаны и проведены серии занятий по экологическому воспитанию через поисково-экспериментальную деятельность, поисково-экспериментальная деятельность в «Зимнем саду» и на огороде, пополнение пособиями сделанными своими руками нетрадиционное оборудование зоны «Маленькие исследователи.». Созданы модели обследования предметов (камень, глина, песок, стекло), на каждого ребёнка заготовлены рабочие листы в соответствии с проводимыми исследованиями и экспериментами, в которых дети фиксируют результаты наблюдений, опытов, исследований. Результативность опыта Результативность опыта подтверждена наличием заметной динамики в развитии детей. Работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением экспериментально-исследовательской деятельности, дала определённые положительные результаты. На занятиях по экологии группа стала более внимательной. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное — познавательное и игровое — занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. Во время прогулок и экскурсий стал проявляться большой интерес к жизни птиц и насекомых. Замечено бережное отношение к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле. Таким образом, экспериментальная и исследовательская деятельность как методы играют важную роль в успешности усвоения дошкольниками экологическими знаниями, предполагая также формирование эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть их красоту. Литература
|