Опыт работы на тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Гиздатуллина Татьяна Владимировна | |||
16.01.2019 19:15 | |||
Опыт работы на тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Воспитатель: 1 квалификационной категории Гиздатуллина Т. В. г. Альметьевск, 2018 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР № 65 «Ивушка» г. Альметьевск Экология не только наука. Это мировоззрение современного человека, осознающего свою ответственность за будущее для всех нас, дома — планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой. В настоящее время главная цель экологической культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки, предполагает овладение совокупностью знаний и умений по экологии, уважительности, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде. Формирование экологической культуры, фундамент которой составляют знания о природе и практические умения по ее охране, является одной из самых актуальных проблем дошкольного воспитания, так как прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней, надо начинать с этого возраста. Экологическое воспитание является актуальной проблемой современности. Обострение отсутствия экологической культуры диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологической культуры природопользования. Разумное отношение к природе, окружающему миру, должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Экологическое воспитание — это, прежде всего воспитание человечности, то есть, доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом. Эта работа начинается в детском саду.
Сказочно богата наша природа. И то, как дети будут относиться к ней, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, рукотворному миру, к себе и окружающим людям. Цель работы по экологическому воспитанию: становление у детей научно — познавательного, эмоционально — нравственного, практически — деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Для осуществления этой цели необходимо решать следующие задачи:
Для ознакомления детей с природой и экологического воспитания необходимо использовать разнообразные формы работы с детьми. Но, поскольку, игра наиболее радостный и естественный вид деятельности, решила использовать в своей работе дидактические игры. Это и самостоятельная деятельность, способствующая развитию личности, и средство сплочения детской общности, и метод организации других видов деятельности, и способ общения. Игры оказывают существенное влияние на интеллектуальное развитие детей: дети учатся обобщать предметы, сравнивать их, выполнять умственные операции. Дидактические игры вызывают положительное отношение к выполненной работе, вызывают у детей интерес, возбуждают активность, желание играть. Дидактические игры — это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. С помощью дидактических игр дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний. Эти игры позволяют преподносить знания в доступной, увлекательной форме. Игры придают образовательной деятельности эмоциональную окраску, делают ее более интересной для детей. Дидактические игры позволяют развитию детей самые разнообразные положительные качества. В группе много игр природоведческого характера. Некоторые игры я сделала сама, а также подобрала известные, в которых присутствует экологически правильная или развивающая в соответствие с поставленными задачами игровая деятельность. Считаю, что очень важно использовать такие дидактические игры, которые будут полезны, интересны детям, в которые дети захотят играть и смогут использовать свои знания при общении с объектами природы. С временами года знакомила детей в несколько этапов: вместе с детьми рассматривали иллюстрации, наблюдали за природой на прогулках; читала рассказы о временах года: Н. Сладков «Разноцветная земля», Г. Скребицкий «Четыре художника», И. Соколов — Микитов «Год в лесу», «Хрестоматия для детей», энциклопедия. После того, как дети накопили достаточный багаж знаний, закрепляла знания детей о временах года в играх. Для этого использовала дидактические игры: «Какое время года?», «Назови по порядку», «Когда это бывает?», «Что лишнее?». Дети называли времена года по порядку, отмечали характерные признаки каждого времени года. В играх «Времена года», «Наряды матушки Земли», дети закрепляли и уточняли знания о каждом времени года. Обращала внимание детей, что писатели и поэты воспевают красоту природы в разное время года. При этом читала стихи, загадывала загадки, а дети, используя имеющиеся знания, определяли время года. Старалась вызвать у детей интерес к явлениям природы, учила воспринимать поэтический текст, умение четко излагать свои мысли. Рассматривали деревья, рассказывала детям об особенностях каждого дерева: «Чем отличается береза от другого дерева?» (белый ствол, весной бывают сережки, тонкие ветки растут вниз). Сосна отличается от ели тем, что у сосны длинные иголки, а у ели — короткие. И шишки у них разные: маленькие у сосны, большие — у ели. С цветов липы пчелы собирают нектар, поэтому липу называют сладким деревом. Дуб — сильное, могучее дерево. Его плоды называются — желуди. Плодами рябины питаются снегири. Рассказала детям, какую пользу приносят деревья. В ходе образовательной деятельности в разные времена года учила замечать изменения, которые происходят в природе, любоваться природой в разное время года. Играли в такие игры: «Назови дерево», «Найди такое же», «Чей листок?», «Найди пару», «С какой ветки детки?». Играла с детьми в игру «Лесной город». Играя в эту игру, дети узнают, что лес — это целый город, состоящий из особых домов. Дерево, куст, травинка — это укрытие, дом, жилье для живых существ, обитающих в данной среде. Дети узнают, что в лесу живут самые разные существа, не, где попало, а в строго определенных местах. У каждого из них есть своеобразная квартира. В лесу тоже есть «этажи». Задавала детям вопросы:
В процессе игры, двигаясь по определенному маршруту, дети знакомятся не только с обитателями своего яруса, но и с другими обитателями леса. Рассказывала детям, что в лесу растут цветы, ягоды, грибы. Играя в игру «По грибы, по ягоды», закрепляли знания детей о ягодах, грибах. Играла в игру «Где, что растет?», знакомила с растениями: полевыми, садовыми, луговыми. Закрепляли название растений. В группе есть уголок природы, это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей с природой. Комнатные растения — это ценный дидактический материал. Знакомила детей с комнатными растениями. Рассматривали каждое растение. Отмечали строение, называли части растений. Играла с детьми в игры: «Назови растение», «Угадай, чего не стало?», «Угадай по писанию». Дети самостоятельно описывали растение, играли в игру «Составь растение», используя модели частей растения. Знакомя с объектами природы, старалась воспитывать у детей воспитывать у детей бережное отношение к природе. Также знакомила детей с лекарственными растениями. Для этого выбирала те растения, которые могут избавить от простуды, кашля. Отмечали, какие части растений полезны. Дети рассказывали о лекарственных растениях из своего опыта. Знакомила детей с животным миром: домашними животными, дикими, животными жарких стран, животными Севера; с особенностями внешнего вида животных, поведение взрослых животных и их детенышей. Рассказывала детям, как живут, чем питаются, как спасаются от врагов, какую приносят пользу, как меняется жизнь животных со сменой времен года. Использовала игры: «Назови животное», «Назови детенышей», «Чей дом». Читала детям стихи, загадывала загадки о животных, насекомых, птицах. Также знакомила с животным миром родного края. Полученные знания о природе дети отражали в рисунках, лепке, аппликации. Чтобы обобщить, закрепить знания о живых объектах природы, играла с детьми в дидактические игры: «Что лишнее?», «Кто лишний?». Дети рассматривали карточки и выделяли из группы лишний предмет, аргументируя при этом свои высказывания. Например: заяц, медведь, еж. Дети определяют, что заяц лишний, потому что медведь, еж спят зимой, а заяц – нет. На карточке муравей, стрекоза и бабочка. Надо найти, кто лишний. Дети называют лишним муравья. И делают вывод: муравей лишний, потому что он ползает. А бабочка и стрекоза – летают. Много говорили о правилах поведения в природе: «Экологический светофор», «Пищевые цепочки». «Мы — друзья природы», «Что будет если…». Эти игры помогли мне знакомить детей с правилами поведения в природе, а также замечать последствия действий человека по отношению к природе. Дети научились делать выводы: если что — то исчезнет в природе, то это приведет к катастрофе, что все в природе необходимо. Дети получили достаточный объем знаний, выучили правила поведения в природе: не ломать кусты и деревья, не разорять гнезда птиц, заботиться о птицах в холодное время года, не оставлять мусор в местах отдыха, не шуметь в лесу, не рвать цветы, не ловить насекомых, не загрязнять реки, озера, беречь природу. Итогом работы было занятие для воспитателей детского сада и родителей: Ознакомление детей с природой с использованием дидактических игр на тему: «Прогулка в весенний лес». Дети показали, что имеют достаточный запас знаний о растениях, животных, об окружающей нас природе, знают правила поведения в природе, как беречь ее, заботиться о ней. Считаю, что дидактические игры помогли формировать у детей доброжелательное, чуткое отношение к природе. Надеюсь, что вся проведенная работа, дала детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых.
|