Роль предметно-развивающей среды в воспитании экологической культуры у старших дошкольников. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Черткова Ирина Григорьевна | |||
20.01.2019 23:39 | |||
Роль предметно-развивающей среды в воспитании экологической культуры у старших дошкольников. Выполнила: воспитатель детского сада №9 «Лукоморье» Черткова Ирина Григорьевна город Лабинск 2019 год Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Роль предметно-развивающей среды в воспитании экологической культуры у старших дошкольников. В дошкольной педагогике понятие экологическое воспитание является новым направлением, появившееся на рубеже 80-х и 90-х годов XX века. Экологическое воспитание — это направление, связанное с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Понятие «экологическое воспитание» является одним из фундаментальных в педагогической науке. Оно рассматривается как один из элементов сложного и противоречивого социально-исторического процесса включения личности в жизнь социума, общественно-производительную деятельность, духовность. Дошкольный возраст — это период, для формирования экологической культуры, экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. Этот возраст наиболее восприимчив к идеалам красоты, гармонии эмоциональному единству с природой. Дошкольник чувствует чужую боль, глубоко воспринимает несправедливость поступков, готов подражать и поступать справедливо.
Детство — ценный этап в формировании экологической культуры. В этом возрасте происходит резкий, но качественный скачок, который определяет процесс развития экологического мышления личности. У детей отношения с природным миром и социальной средой реализуются на бессознательной уровне. Дошкольники не разделяют себя и окружающий мир, они чувствуют себя важной частью природы. Между детьми и субъектами природы существуют непосредственные объект-объектные, межобъектные отношения. Ребёнок-дошкольник готов к тому, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила, преобразовывать их в свои привычки, в часть себя. В этом возрасте любое экологическое воздействие имеет благоприятный результат. Начальные основы экологической культуры формируются на основе контакта ребенка с предметно-природным миром: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Отвечающий дошкольному возрасту объём знаний об экологической культуре ребёнок, в дошкольном возрасте, получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Сила семьи в развитии основ экологической культуры ребёнка основывается на отношении её членов к окружающей среде. Значимость детского сада в этой цепи складывается из личностных и профессиональных качеств педагога и условий воспитания и предметно-развивающей среды. Основополагающее условие в решении задач экологического образования представлено организацией развивающей предметной среды. Предметная среда вокруг ребенка влияет на формирование экологического мышления. Предметная среда обязана быть развивающей, это обеспечит прогресс в самостоятельной детской деятельности. Но предметный материал, который окружает ребенка, должен быть стимулятором и источником в исследовательской деятельности детей, это сформирует необходимую базу знаний, которые послужат ребенку важной опорой в будущем. Наиболее традиционными элементами развивающей природной среды являются групповые уголки природы и озеленение участка, прилегающего к детскому саду. Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. Это, прежде всего, длительные наблюдения за ростом и развитием растений, уход и выращивание. Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у дошкольников воспитываются познавательное отношение к природе, желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность за благополучие тех живых существ, которые нуждаются в их покровительстве. В процессе наблюдений за обитателями уголка природы, в сочетании с трудом по уходу за ними, у детей формируются представления о растениях как живых существах, их потребностях, о росте и развитии, изменении жизни в зависимости от сезона. Дети знакомятся со способами ухода за обитателями в соответствии с их потребностями. Важен эстетический вид уголка природы. Уголок природы, как один из элементов экологической развивающей среды детского сада, выполняет важную функциональную роль: формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, деятельностно-практического отношения к миру природы. При подборе растений нужно руководствоваться следующими требованиями:
Озеленение участка детского сада – это сад, огород и цветник, которые традиционны для дошкольного учреждения, но эти объекты интересны многообразием выращиваемых культур, как место для проведения экспериментальной работы, для проведения наблюдений за ростом и развитием растений, для проведения трудовых мероприятий. Особое значение озелененная территория дошкольного образовательного учреждения имеет в условиях городской среды, где дети максимально изолированы от естественной природы. Осуществляя деятельность по уходу за растениями и животными, педагог акцентирует внимание на необходимость заботы о них и помощи им. Литература
|