Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника».
Занятия по Экологии
Автор: Есина Марина Александровна   
18.12.2015 00:31

Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника».

Воспитатель Есина Марина Александровна

МБДОУ детский сад «Белочка» г. Тамбов, Тамбовской обл.

При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляют жестокость и равнодушие. Так, дети отрывают насекомым крылья, разрывают дождевых червей. Из-за сиюминутной прихоти дети ломают ветки деревьев, кустарников, рвут охапками и затем без сожаления бросают цветущие растения, топчут газоны. При этом дети не расценивают свои действия как проявление зла.

 

Почему же это происходит? Это связано, прежде всего, с незнанием дошкольников правил взаимодействия с объектами природы.

Самостоятельно дошкольникам трудно увидеть, например проявление жизни растений, понять, что они, как и другие живые существа, дышат, питаются, движутся, размножаются.

Поэтому на помощь ребенку приходят взрослые, а в детском саду, конечно же, воспитатель, который поможет разобраться ребенку во всем многообразии окружающего мира.

Хочу поделиться опытом своей работы в этом направлении, а именно, что же делала я, чтобы взаимодействие с природой способствовало формированию у дошкольника доброжелательного и правильного к ней отношения.

Во-первых, старалась сама быть носителем экологической культуры и своим поведением и действиями создавала образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрировала необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Во – вторых, учила детей сопереживать и прививала им эмоционально позитивное отношение к природе. Ведь эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости, а также в проявлении сочувствия тем, кто попал в беду, а ребенок он как бы «заряжается» нашими эмоциями. Поэтому, я каждый раз, при любом удобном случае, восхищалась природными объектами и явлениями, находила даже самый неприглядный, на первый взгляд, объект природы и восхищалась им. Например: удивлялась синему небу, белым облакам и ярким звездам, красивому мотыльку и длинному червяку, пробившейся сквозь асфальт травке и т.д. Восхищалась добрыми поступками людей, испытывала радость от хорошего самочувствия живого существа и пыталась «заразить» этим детей. Обязательно при возможности вставляла поэтическое слово, а поэтическое слово в сердце ребенка всегда оставит нестираемый след

В – третьих ни в коем случае нельзя допускать, что бы взаимодействие ребенка с природой имела негативную окрашенность.

И если взрослый не обращает на это внимания, дети привыкают делить объекты природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные и соответственно, строить свое отношение к ним. В результате, вместо накопления позитивных эмоций – удивления (например, как интересно кузнечик приспособился к среде), сопереживания (например, попавшему в беду жучку) – ребенок приобретает опыт равнодушного или даже бессердечного отношения к неприятным, на его взгляд, объектам.

Следующий момент — приобщение детей к труду.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка, так как труд в уголке природы или на участке детского сада способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

При осуществлении экологического воспитания старалась соблюдать интегрированный подход, который предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, моделирования, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театрализованной деятельности и т.д. Именно такой подход, по моему мнению, осуществляет экологизацию различных видов деятельности ребёнка

Работа с родителями.

Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Работу с родителями провожу в форме собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия. Приглашаю их на занятия, вывешиваю много наглядного материала, выпускаю буклеты на тему бережем и охраняем природу.

Теперь рассмотрим вопрос, как же следует организовать эту деятельность в разных возрастных группах, чтобы реализовать ее ведущий мотив — воспитание у дошкольников начал экологической культуры — и достичь конкретных целей?

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив детей участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подошли к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? (Осматривает растения.) Нет, все в порядке — вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть! (Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а растениям нужна вода — они живые, без воды жить не могут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку лейку, в которой немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок много воды, пей сколько хочешь и расти дальше — мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.

В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

Вот, по-моему, основные условия, которые необходимы для экологического воспитания детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год