Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Вода вокруг нас». |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Камчатная Светлана Николаевна | |||
09.08.2015 21:09 | |||
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Вода вокруг нас». Цели:
Предварительная работа:
Оборудование и материалы: Иллюстрации на тему: «Вода»; плакаты, капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись – дождь, вода, молоко, сахар, ложки, стакан с питьевой водой, сосуды разной формы, фломастеры, воронка, бумага, вата, бинт, тазик, детали деревянного, пластмассового и металлического конструктора. Ход НОД: В: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку: Если на нос сели кляксы, Ни готовить, ни стирать? Чтоб росли колосья хлеба, Жить нельзя нам без… (воды). Капли влаги на листочках – Он идёт, а мы бежим, И по крыше тут да тук! Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать и играть. I. Игровой практикум: «Мама тучка». В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте все, что я скажу: - Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю, попрыгали, попрыгали (дети прыгают) скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они все вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки), встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют, текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться, а тут солнышко пригрело, стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке. В: Где встречается капелька воды? Д: В капельке дождя, ручейке, реке, океане… В: А кто это к нам пришел? Ты кто? Девочка: Я капелька. В: Как зовут тебя? Девочка: Меня зовут Капелька. В: А зачем ты к нам пришла? Девочка: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе. В: В нашей группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капельке, что они делают эти сестрички у нас, и какую пользу приносят. II. Дети идут по группе и делают остановки. 1. Уголок природы – возле растений. Д: Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода. В: Правильно ребята (приклеивает капельку). 2. Мойка в подсобном помещении. Д: Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе (приклеивает капельку). 3. Игровой уголок. В: А здесь где вода нужна? Зачем? Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду (приклеивает капельку). 4. Туалетная комната. Д: здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо (приклеивает капельку). 5. У стола, где стоит кувшин с водой (приклеивает капельку). В: Ну вот Капелька, сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы? Повторим… Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить ее зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран. Что же такое вода, какими свойствами она обладает? Все это выяснить мы попробуем в нашей лаборатории. III. Основная. Исследование «Волшебная вода». В: Прежде, чем преступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории: Д: Не шуметь – эти мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой. В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться. Д: Слушать воспитателя. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение сделать вывод. В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам, на столах стаканы, вода, молоко, сахар, ложки, стакан с питьевой водой). Исследования: 1. Фильтр (сама) В: Перед вами две емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? Д: Нет. Одна чистая, другая – грязная. В: А как вы думаете очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в нее листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается? Д: Вода становится чистой. В: А что стало с нашей бумагой? Д: Грязная стала. В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? Д: В чистой. В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки. Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты. 2. Прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую ложку и посмотреть видна она или нет. Затем в стакан с водой. Вывод: вода прозрачная. 3. Есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода? Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вода не имеет вкуса. Попробовать воду на вкус. Понюхать ее. Вывод: вода не имеет вкуса и запаха. Физкультурная минутка. Пальчиковая игра «Дождик». Дождик капнул на ладошку – правой рукой касаемся левой руки, На цветы – круговые движения правой рукой, И на дорожку – обе руки перед собой, Льется, льется – ой-ой-ой! – покачивание головы, Побежали мы домой – бег на месте. 4. Вода растворяет все вещества? Размешайте в одном стаканчике сахар, в другом – соль. Что произошло с сахаром и солью? (они растворились). После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая. В: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль? Добавьте в ваши стаканчики с водой несколько капель масла. Идет самостоятельная работа детей. В: Спрашивает 3 — 4 человек, что произошло с маслом в воде. Д: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. В: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились Д: Вода одни вещества может растворять, а другие нет. В: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Вывод: вода растворяет вещества и приобретает их вкус. 5. Имеет ли вода свою форму? В: Что вы возьмете для проведения опыта? (Дети отвечают). Что вы будете делать с этими материалами? (Будем наливать воду в сосуды разной формы). Как вы думаете, какой результат вы получите: имеет ли вода свою форму или нет? Д: Вода не имеет свою форму. 6. Деревянные и легкие предметы плавают, а железные и тяжелые – тонут. Воспитатель выставляет модель – плавучесть предметов. В: Мои юные лаборанты, для этого опыта нам понадобится поочередно опустить в тазик с водой детали пластмассового, деревянного и металлического конструктора и пронаблюдать, что плавает, а что потонуло. Вывод: Одни предметы могут плавать, а другие предметы тонут. В: Итог всех экспериментов – Вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: - прозрачность. - нет запаха. - без вкуса. - растворяет вещества, но не все. - не имеет своей формы. - Одни предметы могут плавать, а другие предметы тонут. В: Молодцы ребята! Видишь, Капелька, дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках. Капелька: Спасибо, ребята! на память о себе я дарю вам волшебную капельку, только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (дарит капельку). Педагог проводит итог: - Что нового вы узнали? - Что было сложным? Почему? - Что было легким? Почему? - Вам понравилось играть? - Кто может сказать, как он занимался? Почему? Камчатная Светлана Николаевна. МАДОУ Родничок г. Хабаровск
|