Паспорт экологической тропы ДОУ |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Никифорова Ольга Алексеевна | |||
09.08.2015 20:22 | |||
Паспорт экологической тропы ДОУ Автор: Никифорова Ольга Алексеевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ №11 г. Салавата Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №11» городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их — дело не из легких. Основные задачи, которые, на наш взгляд, решает воспитатель, знакомя дошкольников с растениями, следующие:
Формами педагогической работы по ознакомлению дошкольников с растениями могут стать: "прокладывание" экологических троп, разработка маршрутов и тем экскурсий и экологических прогулок; оформление календарей природы; организация и проведение смотров-конкурсов детских работ; экологические праздники и занятия.
В младшей группе дети учатся узнавать растение на картинках и в природе. Одуванчик обычно вызывает у детей сильные эмоции, и их первое побуждение — сорвать его. Нужно учить детей воздерживаться от этого: ведь сорвать цветок — значит погубить его! В средней группе дети узнают, что одуванчик реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. Он — живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. В старшей группе дети узнают о назначении отдельных частей одуванчика — стебля, листьев, корней, цветков. Они могут наблюдать образование и распространение семян одуванчика. Организуя работу на экологической тропинке нами разработан специальный «Паспорт экологической тропы». В паспорте даются описание остановок тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей. Остановка №1. Остановка №1 «Цветник». Цель: ознакомление детей с цветами, растущими на клумбе, расширяя знания детей о строение цветка и воспитание бережного отношения к цветам растущим на клумбе детского сада и на городских клумбах через развитие трудовых навыков при уходе за цветами. Воспитатель проводит наблюдение за цветами. Провести беседу «Радуга на клумбах». Рассказ воспитателя о нарциссах, пионах, ирисах, настурциях, бархатцах и других цветках, растущих на клумбах. Чтение рассказов и стихов о цветках: «Ландыш», «Колокольчик», В.Корабельников «Фарфоровые колокольчики». Наблюдение за цветами. 1. Посадка семян. Дать детям знания о том, что нужно для посадки семян: почва должна быть вскопана, разрыхлить ее, посеять семена, полить. Проведение дидактической игры «Магазин семян». Цель: Группировать растения по месту произрастания и использованию в быту; описывать предметы и находить их по описанию. 2. Прорастание рассады цветов. Что нужно для их роста? Вывод: для лучшего роста рассады необходим уход: рыхление, полив. 3. Появление листочков. 4. Цветение. Уход за цветником (поливка, прополка, рыхление, сбор семян). Горячо — холодно Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия. Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж. Правило: нельзя переворачивать карточки. Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа. Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: "Тепло, холодно или горячо". Можно давать подсказки. Например: "Капитошка спрятался под деревом", "Капитошка спрятался среди луговых растений". Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж. Лото "Что где растет?" Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность. Игровая задача: заполнить игровое поле. Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах. Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле. Остановка №2. «Рябина». Цель: совершенствование умений детей узнавать деревья по листьям и стволу. На этой остановке воспитатель знакомит детей с деревьями (рябина). Организует наблюдение, дидактические игры, беседы. На что обратить внимание при обследовании. Гладкая, как бы блестящая кора, которая меняет цвет и запах в зависимости от погоды; сквозь ажурные листья поступает много света (рассмотреть и зарисовать тень от листьев). Рассмотреть форму листьев, определить гладкие они или шершавые, какой у них оттенок зеленого цвета (светлый или темный). Послушать шум листьев в разную погоду; проследить, как на рябине появляются цветки; как они пахнут, какие у них лепестки, на что похожи? Вопросы к детям. Какие насекомые и зачем прилетают в гости к цветкам? Какого цвета, вкуса, какой формы ягоды рябины? Какие птицы прилетают на вашу рябину? Почему они прилетают осенью, зимой, а не весной и летом? Где у рябины корни? Какая земля под рябиной- сухая или влажная, твердая или мягкая? Исследовать кору с лупой, живет ли кто-нибудь на стволе? Есть ли на ней трещины, порезы? Мне даже страшно — так она тонка, как высока! Придет гроза, и буря налетит, Точка «Рябина» Биологические особенности. Дерево высотой до 10 м. Ствол со светло-серой корой. Кора гладкая. Крона ажурная, развесистая, поэтому говорят «кудрявая рябина». Листья ажурные, крупные, с зубчатыми краями, вначале опушенные, затем голые. Листья появляются обычно одновременно с листьями березы. Осенью нередко становятся малиново-красными. Цветки мелкие, желтовато-белые, с сильным, горько-миндальным запахом, собраны в щитки. Цветет в мае. Плоды ярко-красные, похожие на маленькие яблочки, с сочной мякотью и тремя мелкими, похожими на серпик семенами. Плоды в начале горько-вяжущие, после заморозков приобретают сладкий вкус и почти теряют горечь. Созревают в августе-сентябре, ягоды остаются висеть на ветках до зимы. Где растет рябина. Рябина растет в лесах в диком виде, но человек давно ввел ее в культуру. Это одна из самых зимостойких плодовых культур. Переносит морозы до –50оС. В России растет по всей Европейской части страны — от Хибинских гор на севере до Крыма и Кавказа на юге. К почве нетребовательна, но светолюбива, очень не любит тень. Предпочитает берега рек, вырубки, опушки леса, обочины дорог. Живет до 200 лет. Плоды появляются начиная с 8—10 лет ежегодно. Название дерева. Латинское название этого растения состоит из двух слов, одно из которых переводится как «терпкий», а второе — «ловящая птиц», так как был давний обычай заманивать птиц в силки ягодами рябины. Существуют и легенды о происхождении названия. Рябина и животные. Ягодами рябины питаются дрозды (дрозд-рябинник), синицы, скворцы, свиристели, а в городах — и вороны. Иногда в рябинники слетается такое количество птиц, что ветви не выдерживают живого груза, и спелые гроздья падают на землю, где становятся добычей лесных полевок, ежей и других животных. Любят ягоды рябины и лоси, медведи. Рябина в русском фольклоре. Рябина — любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября — время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Этот обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Распространен он был не только в России, но и в Западной Европе. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки. Она воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина — это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая. Использование растения Сбор плодов. Плоды собирают в сентябре-октябре, обрывают вместе со щитками. После заморозков в них уменьшается количество горечи. Категорически запрещается срубать и обла мывать ветви! Сушат ягоды в тепловых сушилках или печах при температуре 60—80оС. Сушеные ягоды сохраняют свои целебные свойства в течение 2 лет. Для пищевых целей. Рябина — очень урожайная культура (с одного дерева собирают до 10 ц плодов), ее ягоды давно использовались человеком. Особенно знаменита невежинская рябина, плоды которой не содержат горечи, а сахаров в ней накапливается до 9%. Рассказывают, что в начале ХIХ века в окрестностях села Невежино Владимирской области была найдена необычайно сладкая рябина, которую пересадили в усадьбу. Затем ее размножили и еще до революции стали сажать в большом количестве. Рябину используют для приготовления варенья, пастилы, конфет, настоек. Она входит в меню россиян с давних времен: хороша она с сахаром и залитая медом, квашеная и сушеная. Считалось, что «ягоды рябины, особенно тронутые морозом, замешанные с мукой и медом, испеченные в печи, имеют столь же приятный вкус, как и приготовленные из них в сахаре конфеты, коими украшаются даже столы богачей». Еще один вариант использования ягод: рябиновая паста (мороженые плоды давили деревянными ложками и смешивали с сахарной пудрой). В медицинских целяхрябину использовали с глубокой древности. В Древнем Риме ее применяли для укрепления желудка. В русской народной медицине из плодов делали варенье как успокаивающее средство, настои из плодов — как мочегонное, желудочное и кровоостанавливающее. В качестве поливитаминов используют не только плоды, но и листья. Корой рябины лечили заболевания печени. Народные лекари считали рябину одним из главных растений-целителей. В современной медицине при витаминной недостаточности рекомендуют свежие и сухие плоды рябины. Сок из свежих ягод применяют при пониженной кислотности желудка, настойку из плодов — как средство, повышающее аппетит. Порошок из плодов рябины входит в состав диеты для больных сахарным диабетом и ожирением. Использование в косметике. Плоды рябины используют как дезинфицирующее средство. Из размятых свежих плодов со сливками или сметаной готовят питательные маски, отваром высушенных плодов можно полоскать волосы после мытья при себорее. Обеззараживающее действие. Листья рябины обладают сильным фитонцидным действием. На Севере больных летом выносили под рябину, так как верили, что «дух рябиновый отгоняет болезни». А сечку из листьев использовали для хранения овощей и фруктов. Еще греки и римляне подметили, что плоды рябины обладают дезинфицирующим свойством. Обнаружили это свойство и наши предки. Для того чтобы сохранить длительное время воду годной для питья, они бросали в нее ветку рябины, после чего вода приобретала приятный привкус и не портилась довольно долго. Точно так же в наше время рекомендуют с помощью листьев рябины обеззараживать воду в походах. Другие варианты использования. Древесина этого дерева ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов. Молодыми ветками и побегами кормили скот, а сырыми ягодами — скот и птицу. Хорошее медоносное растение. Как декоративное разводится в городах, вдоль дорог. Очень красива культурная плакучая рябина со свисающими до земли ветвями. Загадки о рябине. «Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом». Народные приметы, связанные с рябиной Поздний расцвет рябины — к долгой осени. Стихи о рябине Я знал тебя, моя рябина... Тебя трепала непогода, (В. Рождественский) Остановка №3. «Птицы – наши друзья». Цель: Расширение знаний детей о птицах, которые прилетают на участок детского сада. Воспитатель беседует с детьми о птицах. Вместе они слушают пение птиц, наблюдают за гнездованием. Дети узнают, что нужно делать для охраны пернатых друзей. Дети заботятся о птицах. Организуются дидактические игры. При этом используются стихи, рассказы, репродукции картин, загадки, пословицы, поговорки. Беседа воспитателя с детьми.
Наблюдение за поведением птиц (воробей). С наступлением тепла меняется поведение птиц. Воробьи садятся на освещенные солнцем места, греются, купаются в лужах, чирикают и дерутся. За что люблю я воробья! За то, что он такой, как я Когда приходят холода, - Не улетает никуда!
- Почему птицу называют воробьем? - Какое у него оперенье? - Где в лесу можно встретить воробьев? - Как они любят селиться? - Чем полезен воробей для леса? Без рук, без топорёнка построена избенка. Кричит «крак» — червяков враг. Остановка №4. «Берёзка». Цель: закрепление знаний о белоствольной березе. Воспитатель проводит с детьми наблюдение за деревом береза. Отмечает, что только у березы ствол белого цвета, дерево стройное, кудрявое. Воспитывать бережное отношение к деревьям. Пословицы и поговорки о деревьях. Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево. Для города каждое дерево дорого. Дорого дерево не только плодами. Но и листьями. Наблюдение. Обратить внимание детей на листья березы (как расщепляются листочки, какой они формы-округлой); сравнить ствол березы и осины (цвет, структура). Рассказ воспитателя о березе: «Хорошо в березовой роще весной! Воздух, как никогда, чист и ароматен. С ветвей свисают сережки, пускающие по ветру тучки желтой пыльцы. В начале апреля можно собирать пахучие, смолистые почки. Почки вместе с ветками сушат в тени, у березы высоко ценятся смолистые ароматные почки. Береза не только вылечит, но и напоит. Если попил сока, то надо заделать отверстие деревянной пробкою, чтобы дерево ни загнило». Чтение стихотворения В.Рожденственского «Берёза». Дать детям возможность увидеть красоту берёзы. Загадывание загадок. Ствол белеет, шапочка зеленеет. Стоит в белой одёжке, свесив сережки. -* * * Русская красавица стоит на поляне, Художественное слово при использовании в работе с экологической тропой. Загадки, пословицы и поговорки о растениях
Загадка: Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево) Материал для чтения и рассказывания Береза Загадки о березе: Стоят столбы белы, На плечах платочки зеленые,
Кто не видел на березе черточки? Их называют чечевичками. Через эти чечевички-отдушины вовнутрь ствола проникает воздух, так дерево дышит. На зиму чечевички закрываются, и дерево почти не дышит. В лесах, рощах, парках часто встречаются не только березы-одиночки, но и живописные семейки из 3-4 берез и более. Это дети одной матери, выросшие из поросли пня. Растут они быстро, так как получают питание от могучей корневой системы материнского растения. И.Н. Балбышев
Не капризна наша лесная красавица, любит березка только свет и простор, растет даже на вечной мерзлоте. Не боится суровых морозов и коварных весенних заморозков. Начинает солнышко припекать весной, просыпаются от зимней спячки древесные соки. Вот когда появляется опасность погибнуть от заморозков, ведь водные растворы, которыми являются древесные соки, быстро замерзают и губят дерево. Пока растение спит, морозы не страшны. У березки есть свое приспособление, чтобы справиться с весенними заморозками, — белая кора. Не доверяет березка весеннему солнышку. Кора отражает солнечный свет, не дает быстро нагреваться внутренним слоям дерева, т.е. не дает быстро проснуться от зимней спячки и древесному соку. Березовый сок вкусен и полезен. Его с удовольствием пьют не только люди, но разные лесные птицы и звери. Дятел пробивает острым клювом тонкую белую кору и лакомится соком: улетит дятел — слетятся к березе другие птицы. Любят сладкие березовые слезы и медведь, и глухарь, и муравьи, и бабочки лимонница и крапивница, и вся прочая лесная мошкара. Березовый сок издавна применяют в народной медицине при фурункулезе, ангине, трудно заживающих ранах, язвах. За этот целебный дар люди часто губят березку. При добыче березового сока дерево теряет питательные вещества и воду, и это сказывается на его общем состоянии. Деревья, от которых берут сок, растут медленнее, ветви у них короче и листья мельче. Семена деревьев, ослабленных подсочкой, имеют меньшую всхожесть. В конце концов регулярное взятие сока приводит к полному истощению и гибели березы. Поэтому при сборе сока надо соблюдать специальные правила. Как быть, если перед вами истекающее соком дерево: если рана свежая, нужно наложить пластырь или повязку из чистой тряпочки и влажной глины, а если процесс гниения начался и разрубленное место потемнело, его надо расчистить ножом до здоровой светлой древесины и тогда только наложить повязку. С.Леонидов Остановка №5. «Природа — наш целитель». Цель: Расширение знаний детей о лекарственных растениях, о том, что люди стали все чаще прибегать к растения, используя их для исцеления и недугов. Воспитатель знакомит детей с лекарственными травами, с правилами их сбора и заготовки. Организует наблюдения, опыты, дидактические игры. Воспитатель в беседе с детьми рассказывает, о том, что люди стали все чаще прибегать к растения, используя их для исцеления и недугов. Лекарственные свойства зелёные аптеки. Подорожник. Подорожник обладает кровоостанавливающими свойствами. Провести опыт, приложить к ранке. Одуванчик. Прочитать рассказ М.Пришвина «Золотой лун», В котором он называется зеленым, желтым золотым. Спросить почему М.Пришвин назвал луг золотым. Отчего пожелтел луг? Напомнить детям, что одуванчик — лекарственное растение. Листья используют для салата, корни применяются при заболеваниях желудка, а из цветов варят варенье, которое используется при простуде. Пастушья сумка, щавель, ревень содержат большое количество витамина С, молодые листья употребляют для приготовления весенних салатов, приготовления супов и как начинку в пироги. На территории детского сада часто встречается мята, обратить внимание на листья (шершавые, мягкие. Душистые). Используются на протяжении всего года в виде чая, для профилактики простудных заболеваний. Д/и «Угадай растение». Цель: Описать внешний вид растений и находить их по описанию. Кто быстрее? Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения. Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения. Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения). Ход игры: Воспитатель раскладывает в групповой комнате карточки с изображением разных растений. Называет одно из имеющихся растений. Например, одуванчик. Дети собирают все карточки с изображением одуванчика. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение. Найди по описанию Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение. Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам. Материал: карточки с изображением растений. Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку. Дидактические игры, способствующие закреплению знаний полученных на экологической тропе Скорая помощь (экологическая игра на природе) Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность. Игровая задача: осмотреть "пациентов" — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь. Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы. Ход игры: дети обходят участок детского сада — "делают обход"; если есть "больные", им оказывается необходимая помощь. Юные художники Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому. Игровая задача: нарисовать портрет растения. Материал: любые изобразительные материалы. Ход игры: Игра проводится на прогулке. "Художник" принимает заказ — нарисовать "портрет" того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков. Следопыты Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы. Игровая задача: разгадать тайну природы. Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности. Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, "кто мог оставить свои следы". Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер? Кипрей (Иван-чай) Загадка: Вырос Ивашка: В гости приглашает, К.Манохина, Е.Войтенко Крапива Загадки о крапиве:
Дотронешься — укусит.
Трава, которая обжигает Как только не ругают крапиву, которая виновата лишь в том, что умеет себя защитить! Обжигает, конечно, крапива. Неосторожно дотронешься до нее — долго потом рука будет "гореть". Обжигает крапива потому, что на ее стебле и листьях сидят жесткие волоски. Внутри волосков — едкая жидкость. Если прикоснуться к растению, иголочки вопьются в кожу, обломятся, и едкая жидкость выльется. Она-то и вызывает на коже жжение. Как же удивительно, что из крапивы, к которой страшно прикоснуться, можно варить очень вкусные и полезные супы! А.А. Плешаков Мать-и-мачеха Загадки: * И матушка родная, и мачеха злая * На откосе, на лугу,
Бесстрашная травка. В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный. С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития — и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их — она вся покрыта густым войлочным опушением. С.П. Мацюцкий
Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики — они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет. И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская Подорожник Загадки о подорожнике:
Ему все нипочем. * У дороги вырос лекарь,
Спасибо подорожнику Ты пошел в лес и — вот неприятность! — порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: "Спасибо, подорожник!" — и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить… А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь! Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник. А.А. Плешаков
Трава-путешественница Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. "След белого человека" — так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии. В.Н. Андреева Одуванчик Загадки об одуванчике: * Я шариком пушистым * Над лугом парашютики
Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны. С.П. Красиков Ромашка Загадки о ромашке:
* Шел я лугом, по тропинке,
На верхушке стебелька - И сверкает солнце. * Стоит в поле кудряшка -
Упрятав мордашки в широких панамах, С.П. Красиков
Сестра милосердия Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом — вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок. Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут. И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская Сосна Сосна — удивительное дерево. Растет она и на болотах, и на песках. Влаги потребляет немного, и самое главное — умеет ею пользоваться, т.е. испаряет экономно. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра, живет долго. Густая, длинная хвоя задерживает мириады снежинок. В снежной шубе веткам не холодно. Но иногда эта шуба приносит гибель соснам. Под тяжестью снега ствол дерева может сломаться, а иногда деревья выворачиваются с корнем. И.Н. Балбышев
Сосна-аптекарь Хвоя сосны используется как источник витаминов. В годы войны солдат лечили настоем хвои. Используют этот настой и по сей день. Л.И. Егоренков Знаете ли вы, что…
Итак, экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропе проводятся наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами занимается эколог или воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам. Используемая литература
Материалы с сайта Википедия. Остановка «Природа наш целитель» Одуванчик Мать — и — мачеха Подорожник Остановка «Берёзка» Остановка «Рябина» Остановка «Цветник» Наблюдая за деревьями мы с дкетьми набдюдали за старыми пнями. Остановка «Рябина» сравнение рябины с акацией Акация Рябина Остановка «Природа — наш целитель» «ОГОРОД»
|