ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ГРУППЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Кувшинова Татьяна Викторовна | |||
03.06.2015 19:31 | |||
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ГРУППЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Т.В. Кувшинова, Т.В. Забеленкова, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3» г. Смоленска Согласно современным нормативным документам, дошкольное образование является не только самостоятельной отраслью, занимающейся социализацией и развитием личности детей, но и отраслью, обеспечивающей доступность и эффективность интегрированного и инклюзивного образования. С целью обогащения и систематизации экологическихпредставлений у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в нашей дошкольной образовательной организации была создана экологическая тропа.
Важно отметить, что выдающиеся деятели прошлого, на работы которых мы опираемся в планировании и методической проработке своей деятельности, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. Так, например, А.И. Герцен писал: «Нам кажется, почти невозможным без естествоведения воспитать… мощное, умственное развитие; никакая отрасль знаний не приучает ум к твердому положительному шагу…к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение природы…» []. Выдающийся швейцарский педагог И.Г. Песталоцци считал природу источником, благодаря которому «ум поднимается от чувственных восприятий к четким понятиям», а познание разных природных явлений идет в единстве с овладением с овладением искусством речи[]. По мнению К.Д. Ушинского предметы природы «начинают занимать детский ум, прежде всего». Он считал логику природы самодоступной, наглядной и полезной для ребенка[3]. Задачи создания экологической тропы как комплексного дидактического инструментария, таковы.
Укажем, что нашу группу посещают дети с двигательными, речевыми и психическими нарушениями в развитии, которых отличает:
-выраженное недоразвитие всех сторон речи. У многих воспитанников недостаточно развиты функциональные возможности кистей рук, нарушена координация движения, что создает трудности при формировании экологических начал. Более того, наши дети лишены возможности свободно передвигаться и практически нигде не бывают, поэтому мы стараемся раскрыть перед ними мир природы различными средствами. Поэтому мы создали экологическую тропинку внутри группы, целью которой является обогащение и систематизация экологических знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья. Экологическая тропа — одна из современных форм воспитания и образования детей, работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты[4]. Данное средство позволяет воспитывать ребенка через общение с природой, формировать систему экологических знаний и представлений, высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, позволяет участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы, развивать эстетические чувства[6]. Все это способствует закреплению и обогащению речевой сферы, развитию психических процессов, что весьма актуально для детей различных нозологий, посещающих наш детский сад. Согласно актуальным социоигровым технологиям «хозяином» экологической тропы является лесовичок, который предлагает детям различные задания: отыскать какое-то растение (по описанию или по загадке), угадать где находится какой-то объект и исследовать его, придумать конец сказке, нарисовать животное и т.д. Перед обследованием объекта проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения[1]. Предусмотрены места, где можно отдохнуть, поиграть, послушать сказку и т.д. ( «Лесная полянка», «Палатка»). При организации работы на экологической тропе используются разнообразные формы: экскурсии, наблюдения, опыты, конкурсы, викторины, экологические акции, выставки, игры и другие[2]. Заметим, что одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с семьями. С этой целью мы привлекаем родителей к различными видам совместной деятельности с детьми: изготовлению поделок из природного материала, подбору материала для детских коллекций и экологического кабинета. Пропаганда экологических знаний – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами[1; 2 и др. ]. Остановимся далее на подсистемной характеристике описываемого дидактического средства. Наша экологическая тропа включает следующие материальные объекты, состоящие из выполненных в безопасных, доступных, привлекательных для детей с ОВЗ техниках художественных дидактических средств.
В результате систематического использования указанного дидактического инструментария, основанного на игровых, практических и пропедевтико-метапредметных приемах подачи материала, повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей, они стали наблюдательнее, эмоциональнее, научились сопереживать. Стали бережнее относится к живым существам, отмечается улучшение их психического здоровья, более яркой и насыщенной стала их повседневная жизнь. Накопленный нами опыт экологического сопровождения развития личности детей с ОВЗ допускает перенос и демонстрацию, что детерминирует поиск и привлечение социальных и сетевых партнеров по образовательной деятельности в контексте требований стандарта дошкольного уровня. Литература
|