Экологический КВН «В мире природы» игра для педагогов дошкольных учреждений |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Ковалёва Татьяна Алексеевна | |||
05.06.2015 18:01 | |||
Экологический КВН «В мире природы» игра для педагогов дошкольных учреждений Цели:
Форма проведения: игровая — экологический КВН Правила. Играют две команды. Право на ответ получает та, которая первой подала сигнал готовности (для этот можно используем сигнальные карточки). Дл оценки работы команд независимое жюри:
На обдумывание каждого вопроса дается одна минута. Оборудование: 2 игровых стола, сигнальная карта, репродукции картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», И.И. Левитана «Золотая осень», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», П.П. Кончаловского «Сирень», А.К. Саврасова «Грачи прилетели», К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюр-морт», музыкальные композиции. Ведущий. Добрый день, дорогие педагоги. Я рада видеть всех вас. Сегодня состоится КВН между командами «Ягодка» и «Фруктик». Что ж, пора нам начинать. Чтобы не было печали, Тот, кто получит карточку с изображением, принимает участие в игре. Играют команды «Ягодка» и «Фруктик». Каждая состоит из шести человек. Команды выбирают капитана. Свои ответы команды озвучивают сигнальной картой. Игра состоит из категорий:
Разминка Какой цветок зацветает первым? (Мать-и-мачеха.) Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка.) Какая птица носит название танца? (Чечетка.) У какого хвойного растения осенью опадает хвоя? (У лиственницы.) Сколько лет живет брусника? (300 лет.) Какая птица может бегать по дну водоема? (Оляпка.) Кит — это рыба? (Нет, млекопитающее.) Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.) Какое растение используют для лечения мелких ран? (Подорожник.) Растет ли дерево зимой? (Нет.) Загадки В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягодка? (Рябина, калина.) Синий пиджак, Желтая подкладка, В середине — сладко. (Слива.) Не страшна ей стужа, Не страшна метель, Острая вершина, А зовется... (ель). Живет лет 300 или больше, Светолюбивая она, Совсем неприхотлива к почве, Цветет позднее всех деревьев, Этот кустарник в лесу взор ласкает, И лист и почки — все врачует, Для бани веничек готовят, Он газ и пыль — все поглощает, Как зовут ее, кто знает? (Осина.) Она весну встречает — Сережки надевает. Чей пух по городу летает? Среди июня — снегопад. Вопросы
ществовавшие 300—500 лет и более (в Сибири, Литве, Швейцария. Польше.) В 1958 г. на Дунае во время засухи, когда уровень воды упал, были обнаружены лиственничные сваи моста, построением римлянами в начале IIв. Древесиш оказалась неразрушенной.) 3. Чтотакое годичные кольца прироста и что по ним можно определить? (Годичное кольцо прироста — это все слои клеток древесины, образовавшиеся весной.. По годичным кольцам можно определить возраст дерева. По толщине колец можно уэнатъ, в каких условиях росло дерево разные годы жизни. Узкие годич-ные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, затенении деревьев и его плохом питании. По годичным кольцам можно определить и страны света. Они обычно шире с той стороны дерева, которая обращена к югу, и уже с той, которая обращена к северу.) 4. У всех ли деревьев и кустарников по годичным кольцамможно определить возраст? (Нет, не у всех. Например, у саксауле на одном году образуется несколько годичных колец (во время выпадения дождей), что не позволяет нам определить возраст дерева) 5. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, клена, осины, черемухи и др.) 6. Названия каких деревьев совпадают с названиями цветов? Гвоздичное дерево, тюльпанное дерево.) 7. Какой самый страшный враг лeca? (Лесной пожар.) 8. Какую пользу приносят птицы для леса? (Совы уничтожают вредных грызунов и насекомых. Одна сова съедает 12—14 мышейв день. Кукушки в большом количестве истребляют мохнатых гусениц. Дятлы уничтожают личинок вредных насекомых. Жаворонки, ласточки, стрижи, мухоловки, трясогузки, синицы, корольки, пеночки, горихвостки, малиновки, поползни, пищухи, дрозды, соловьи приносят своим птенцам пищу от300 до 600раз в день, скармливая при этом огромное количество вредных насекомых и их личинок.) 9. Что называют природными заповедниками? (Заповедники — то специально выделенные участки территории, где изучаются и сохраняются в неприкосновенности растительность и животный мир. В настоящее время общее число заповедников, национальных парков и охраняемых участков во всем мире составляет около 800.) 10. Назовите сильно ядовитые растения леса? (Тисе — хвойное дерево, ядовиты все части; волчье лыко — кустарник, очень ядовит, особенно ягоды; бересклет — кус-парник, ядовиты кора, листья, плоды; всех ядовитый, или цикута — травянистое растение, ядовито все растение, особенно корневище, ядом цикуты был отравлен древнегреческий философ Сократ; белладонна (бешеная вишня, сонная одурь) — травянистое растение, ядовиты все части, особенно плоды, сок этого растения раньше использовали модницы для увеличения своих зрачков.) 11. Отчего образуются морозобойные трещины на стволах деревьев в лесах и парках? В каком месяце чаще? (Морозобоины появляются от резких колебаний температуры дня и ночи, когда стволы днем сильно нагреваются, а ночью охлаждаются. Обычно холод раскалывает деревья в морозные февральские ночи.) 12. Из чего была получена первая бумага? (Первый лист бумаги получен из луба тутового дерева. Основное сырье для производства бумаги в России — древесина ели, а также осины.) 13. Какое из известных лекарственных растений традиционно использовали для стерилизации родильных помещений, сжигая его ветви? (Можжевельник.) 14. Почему березку называют пионером леса, а березовый лес — временным? (Береза первой осваивает открытые пространства, вырубки, гари. Она не боится яркого солнца и заморозков. Под ее кроной поселяются молодые елочки. Когда ель подрастает, то вытесняет березу.) 15. Почему гибнет лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых леса. Не стало гнезд — не стало птиц. Молодой лес гибнет от вредных насекомых.) 16. Назовите основные правила поведения на природе. (Никогда нельзя пробовать незнакомое растение, оно может быть ядовито. Нельзя шуметь, так как можно нарушить нормальную жизнь обитателей леса. Нельзя рвать цветы, зная, что никогда не поставишь их в вазу (ведь домой еще не скоро). Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар. Нельзя купаться, если водоем незнаком, там могут быть воронки и глубокие места, обрывы, стекла, камни и коряги на дне. Нельзя пить воду из открытого водоема, ее обязательно нужно кипятить. Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки. Нельзя ловить бабочек, жучков и других мелких обитателей леса.) В названиях каких деревьев заключены названия пищевых продуктов, плодов? (Земляничное дерево — в Крыму, западном Закавказье, относится к семейству вересковых, вечнозеленое, декоративное, плоды — съедобные красные ягоды, похожие на землянику; конфетное дерево — в субтропиках, плодовое и декоративное растение, в пищу употребляют мясистые утолщенные плодоножки, они содержат много сахара и применяются для начинок в кондитерской промышленности; хлебное дерево — Индонезия, Цейлон, похоже на дуб, плоды богаты крахмалом, сходны по вкусу с картофелем, употребляют в вареном и жареном виде, плоды, подвергнутые брожению, превращаются в тестообразную массу, в которой пекут лепешки, отсюда название— «хлебное дерево»; шоколадное дерево — Мексика, еще aцтеки умели готовить из его семян тонизирующий напиток (какао, кофейное дерево — Африка.) Зоотеатр А этот этап самый веселый. Здесь командам предлагаете! изобразить животных, птиц, насекомых, правильно передать та повадки и поведение. Возможные задания:
Во время подготовки команд проводится игровой прием «Яблоко». Возьмите в руку яблоко и скажите: «Все яблоко — это наша Земля. Три четверти поверхности суши занимает вода. С этими славами разделите яблоко на четыре части и три из них уберите. Одна четвертая поверхности Земли — суша. Если разделить четвертушку) на две восьмушки, одна восьмая поверхности Земли представляет ту сушу, на которой почва практически отсутствует. Это — Антарктида, высокие горы, пустыни и та оставшаяся одна восьмая покрыта почвой, но часть этой территории занята городами, поселками, дорогами и т.д. Если эту восьмушку разделить еще на четыре части, только одна часть будет представлять собой ту поверхность суши, которая покрыта плодородными почвами. Но почва — это очень тонкий слой земной коры. Чтобы представить, сколько плодородной на Земле, надо срезать тонкую кожуру яблока». Конкурс капитанов Задание для капитанов: нарисуйте запрещающий знак поведения в природе, которым мы можем пользоваться, и расскажите о нём. Капитану может помогать советом команда. Во время работы титанов звучит музыка. Живопись Назовите художников и название данных картин: И.И. Шишкин «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу»; И.И. Левитан «Золотая осень»; И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»; П.П. Кончаловский «Сирень»; А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; К.С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт». Поэзия Назовите авторов отрывков следующих стихотворений. - * * * * Я пришел к тебе с приветом рассказать, Веткой каждой, каждой птицей встрепенулся А.А. Фет Распустились кисти белой бахромой. Обсыпает ветки новым серебром. С.А. Есенин - * * * Дрогнули листочки, закачались клены, С.А. Есенин Отговорила роща золотая
Здесь некогда, могучий и прекрасный, Белая береза под моим окном И стоит берёза в сонной тишине Чиста небесная лазурь, Переставь буквы Переставьте буквы так, чтобы получить название растения:
Буриме Используя предложенные рифмы, составьте четверостишия:
Песни Кто больше знает песен о деревьях, кустарниках, травах, цветах? (Командам предстоит узнать песню по вступлению и пpопеть куплет песни) Что стоишь качаясь, тонкаш рябина... Ой, цветет калина... Раскудрявый, клен зеленый—
|