Тема: “Планирование работы по экологическому воспитанию детей в дошкольном учреждении”. |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна | |||
12.02.2015 16:40 | |||
Тема: “Планирование работы по экологическому воспитанию детей в дошкольном учреждении”. «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Экология в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Большинство современных детей редко общается с природой. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В нашем детском саду занятия по экологическому воспитанию практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Целью экологического воспитания являются:
Задачи экологического воспитания:
С детьми я начала работать с младшей группы и приоритетным направлением своей деятельности я выбрала экологическое воспитание детей «Познай мир природы». Разработка системы наблюдений за растениями, которые окружают дошкольников, изучение детьми объектов живой и неживой природы, формирование у ребенка элементов экологической культуры – все это очень важно в наши дни. Наблюдая за детьми, стала замечать, что дети к животным относятся более бережно, чем к растениям. Думаю, что одна из причин этого заключается в том, что животных легче, чем растения идентифицировать собой, наделить их разумом и переживаниями сходными со своими собственными. Дети мало знают о растениях, об их потребностях, особенностях развития. Свою работу по экологии я начала с изучения литературы по данной теме. Поставила цели и задачи. На втором этапе занялась выбором теоретического материала, подбором практических методов, составила план, куда вошли также занятия по экологическому воспитанию. Они построены по принципу развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом. Совершенствования речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего. Совместной практической деятельности воспитателя и детей.Работу по экологическому воспитанию детей я веду в режимных моментах, и стараюсь построить согласно временам года. Для этого в начале учебного года составлен план, который включает в себя: занятия, наблюдения, игровые ситуации, опытно – экспериментальную деятельность. НООД состоят из трех частей:
На занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего использую литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения. Так же в работе широко использую загадки о природе и природных явлениях. Наглядный материал: стенды, фотографии, комнатные цветы, деревца на участке детского сада, фонотеку дисков с познавательным материалом о природе.В своих занятиях используются различные подвижные игры природоведческого содержания «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса»,в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе;дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» - уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память.Настольно-печатные игры «Времена года», «Чьи детки», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?», «Узнай дерево» - направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы. Словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?» - закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции.Наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка – дошкольника, стимулируют мысленную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности. При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка (что, безусловно очень важно), но и для живых объектов, т.е. опыты, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе. В работе использую такие опыты и наблюдения:
Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я используем традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы). Ещё одна форма работы с семьёй, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Где можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Я считаю, что в ходе проделанной работы есть положительные результаты:
Свое выступление хотелось бы закончить словами: Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!
|