Конспект НОД по основам безопасности и экологии. «Азбука безопасности в природе» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Архипова Рита Харисовна | |||
25.01.2015 23:58 | |||
Задачи Образовательные: Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу. Формировать у детей знания безопасного поведения: правила обращения с пожароопасными предметами, навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Учить некоторым приёмам первой медицинской помощи в случае травмы; Развивающие: Развивать познавательный интерес к миру природы, представление о том, какие действия вредят природе. Развивать речь в беседе, логическое мышление, внимание через дидактические игры, умение делать простые выводы, умозаключения. Воспитательные: Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе. Прививать трудовые природоведческие навыки. Оборудование и материал: Макеты: деревья, костёр, дневник «Азбука безопасности в природе» Знаки: «Не сорить в лесу! », «Не оставлять непотушенный костёр в лесу», «Не шуметь в лесу! ». Предметы: рюкзак, предметы для д/и «Что возьмём с собой в поход»: коробок спичек, мешок для мусора, аптечка, зелёнка, лейкопластырь, бутылка с водой, кубики, утюг. «Мусор»: коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков. Наглядно – демонстрационный материал: Картинки с изображением растений леса и огорода; Знаки безопасности. Методы: Наглядно – слуховой, наглядно – зрительный, словесный, практический. Приёмы: Создание проблемной ситуации, игровой, хоровые и индивидуальные ответы детей, использование ТСО. Словарная работа: Знаки безопасности, ядовитые, лесные. Индивидуальная работа: Закрепить знания о лесе, названия съедобных грибов, названия знаков безопасности. Предварительная работа: Беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе. Ход Вводная часть: беседа Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пойдём гулять в лес. Что такое лес? (много деревьев, растут грибы, ягоды, живут животные в лесу) . - Зачем люди ходят в лес? (отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать грибы, ягоды) . - Правильно! А для чего нам нужен свежий воздух? (чтобы не болеть, быть здоровыми) . - Лес – это зелёное богатство природы, красота, здоровье, место, где можно отдохнуть, прогуляться! Вот и мы сейчас отправимся с вами в лес, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом. А для прогулки в лес нам необходимо взять с собой предметы, которые нам могут пригодиться . Проводится д/и «Что возьмём с собой в поход» - выбираются предметы, которые могут пригодиться в лесу. Воспитатель: Кажется, всё взяли, ничего не забыли. А еще мы с собой возьмём вот эту книгу Она сейчас пустая, в ней чистые страницы. В неё мы занесём всё то, о чём узнаем во время прогулки. (дети строятся друг за другом и отправляются в лес) Основная часть: (звучит аудиозапись «Звуки природы») Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. А что здесь такое? (на поляне разбросано много мусора) Вся поляна в мусоре! Кто же так сделал? Разве можно отдыхать на такой поляне? Как нам быть, ребята? (дети предлагают варианты: уйти, собрать мусор) . - А во что мы будем собирать мусор? (в мешок для мусора) . - Правильно, мы в рюкзак положили такой мешок. Давайте, соберём мусор. (дети собирают мусор в пакет для мусора) . - Мы собрали весь мусор, как стало чисто и красиво! Ой, а я, кажется, поранила себе палец. Он теперь болеть будет. Ребята, мне можно чем – нибудь помочь? (дети отвечают, что в рюкзаке есть аптечка – зелёнка, пластырь; 1-2 ребёнка «лечат» палец) . Воспитатель: Вот спасибо, ребята. Оказали мне первую помощь. Мой палец скоро заживёт. Вот, что значит, оставлять мусор в лесу! Как вы думаете, можно так поступать? (нет – это опасно для людей, животных, вредно для природы) . - А чтобы в лесу никто больше не сорил, какой знак мы поставим? (дети выбирают знак «Не сорить в лесу! ») (воспитатель ставит на полянке знак). Пусть он здесь стоит, чтобы все видели этот знак. А ещё ребята в лесу нельзя шуметь. Какой знак нужно поставить, чтобы все знали это правило? (знак «Не шуметь в лесу! »). - А теперь мы можем поиграть на полянке, но не забывайте, что нельзя шуметь. (проводится физминутка «Вместе по лесу идём») Во время физминутки звучит спокойная мелодия Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём. (ходьба на месте) Вот выходим мы на луг: тысяча цветов вокруг (потягивание) Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер. (руки в стороны) Расстилается ковёр и направо, и налево. (наклоны вправо-влево) К небу ручки потянули, позвоночник растянули. (потягивания) Отдохнули, поиграли и нисколько не устали (прыжки) Воспитатель: Что-то в лесу стало прохладно. Как нам согреться? (можно развести костёр) . - Давайте, соберём дрова для нашего костра (дети собирают «дрова», воспитатель собирает их в костёр) . - Дрова есть, чем будем костёр разжигать? (спичками) - А детям можно брать спички в руки? (нет, только взрослым) . - Значит, костёр буду разжигать я: Он красив и ярко – красен. Но он жгуч, горяч, опасен! - Поэтому, ребята, к костру подходить близко нельзя! Сядем все подальше от костра. (воспитатель берёт «коробок со спичками» и разжигает костёр) - Давайте, протянем ладошки, чтобы погреть руки. Хорошо в лесу посидеть у тёплого костра. А вы знаете, что растёт в лесу? (грибы, ягоды, травы) . - А мы сейчас проверим, как вы знаете растения леса. (проводится д/и «Что растёт в лесу, что в огороде? » дети раскладывают в одну корзинку растения леса, в другую – растения огорода). Воспитатель: Сколько много грибов, ягод растёт в лесу! Мы их собираем? (да) . - Все ли грибы, ягоды, травы можно собирать? (нет, есть съедобные и несъедобные, ядовитые) . - Почему нельзя собирать несъедобные растения? (опасны для здоровья) . Заключительная часть: Воспитатель: Мы сидим, греемся у костра, разговариваем, а нам пора возвращаться в детский сад. (дети и воспитатель собираются уходить с полянки) - Ребята, мы ничего не забыли? (потушить костёр) . - Чем можно потушить костёр? (песком, водой) . - А что у нас есть в рюкзаке? (бутылка с водой) . (воспитатель «тушит» костёр) - Костёр потушили. Почему нельзя оставлять костёр горящим? (сгорит лес, животные) . - Чтобы никто не забывал о вреде огня, какой знак мы поставим? (дети выбирают знак «Не оставляйте костёр! ») (воспитатель ставит знак) - Мы всё сделали правильно? (да) - Наш отдых в лесу не навредил природе. И я хочу напомнить вам пословицы: • «Лес – богатство и краса, береги свои леса». • «Враг природы тот, кто леса не бережёт» - А теперь возвращаемся в детский сад. (дети и воспитатель проходят на место, где начиналось занятие) Воспитатель: Вот мы и пришли в нашу группу. Всё, что было в нашем рюкзаке, нам пригодилось. Но у нас осталась ещё чистая книга. Нам нужно её заполнить. Куда мы с вами совершили экскурсию? (в лес) - Что делали в лесу? (собирали мусор, разводили костёр, сидели у костра, разговаривали об опасных предметах, растениях, тушили костёр) (все знаки заносятся в книгу) Наша книга заполнена. Молодцы, ребята, азбуку безопасности в природе вы знаете хорошо!
|