Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование ценностного отношения к семье у детей дошкольного возраста»
Праздник "День Семьи"
Автор: Николаева Ольга Викторовна   
18.11.2023 20:57

«Формирование ценностного отношения к семье у детей дошкольного возраста»«Формирование ценностного отношения к семье у детей дошкольного возраста»

Ценностное отношение к семье у дошкольников следует понимать, как интегральное образование личности, характеризующиеся следующими признаками:

  • понимание сопричастности к семье и своему роду, которое выражается через почитание родителей, предков
  • осознание особой важности нравственных ценностей — любви, верности, уважения – как составляющих основу семьи
  • желание передавать и умножать национальные, культурные традиции семьи
  • эмпатия к родным и близким, забота о родственниках; моральное удовлетворение от признания и любви родителей, реализации потребности в общении.

Ценностное единство семьи выражается в ориентации всех членов семьи на чувство любви, уважения, взаимной и моральной ответственности; на основные ценности семьи и рода, на исполнение основных бытовых семейных обязанностей; на реализацию в семье комфортной морально-психологической атмосферы, обеспечивающей успешное решение задач воспитания, получение поддержки со стороны членов семьи и волевую готовность всех членов семьи отстаивать сложившиеся убеждения о социальной и личностной ценности семьи.

 

В формировании ценностного отношения к семье у детей дошкольного возраста воспитатель в своей работе могут использовать следующие формы работы:

  • индивидуальные и групповые беседы. Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Этот метод при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка
  • составление рассказов, репортажей (вечер вопросов и ответов, репортаж с места работы, составление рассказов о любимой маме и др)
  • просмотр презентаций, видеофильмов
  • игровая деятельность (дидактические игры, игровые тренинги, игровые занятия)
  • познавательно-речевая деятельность (тематические занятия, чтение художественной литературы)
  • продуктивная деятельность (рисование на тему “Моя семья”, составление букета для мамы, изготовление открыток всем членам семьи и пр)
  • оформление родительского уголка. Родительский уголок в детском саду – это хороший метод общения с родителями. Для каждого педагога очень важно использовать любую возможность контакта с родителями
  • организация семейных праздников. Семейные праздники – особые дни в жизни ребенка, они несут заряд радости и эмоциональный подъем, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями
  • семейный альбом. Создание альбома «Моя семья» — коллективно выбирается девиз семьи. Правило жизни, форма альбома (сердечко, раскладушка, книга, глобус, цветы и др.). Каждому члену семьи отводятся отдельные страницы, на которых помещаются фотографии, рисунки, ответы из интервью

-в ДОО вместе с родителями можно открыть мини- музей. Отличительной особенностью мини – музея является то, что практически все экспонаты созданы в процессе познавательной и творческой деятельности воспитанников и их родителей.

Одним из условий формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к семье является создание специальной развивающей среды в ДОО.

Развитие ребенка зависит от того, где, в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организованно воспитание. Среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной. Но она может быть и другой — насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Ее правильная организация и умелое включение ребенка в процесс активного взаимодействия с окружающим миром составляет важную сторону педагогической работы в детском саду.

Наличие комплекта для игр "Семья" так же облегчает работу над развитием уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста. Для обогащения содержания игр семейной тематики эффективными оказываются сюжетные линии, как «В семье родился ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче», «Семейный совет», «Праздники в семье», «Поэтическая гостиная», «Вместе с братом», «После работы», «Ждем маму» и другие.

Уголок "Семья" в детском саду позволяет ребенку не только увлеченно наследовать пример собственных родителей, но и проводить параллель между моделью поведения в других семьях.

Дети усваивают нравственные ценности, наблюдая за деятельностью, поведением, отношением, оценками, высказываниями окружающих людей, меньше — слушая о нравственных нормах и правилах поведения в обществе. Поэтому тот, кто берет на себя задачу формирования нравственных ценностных ориентаций дошкольников, должен сам ориентироваться на нравственные ценности. Следовательно, процесс формирования нравственных ценностных ориентаций будет проходить успешно в том случае, если воспитатель сам практикует все то, о чем говорит детям.

Детям дошкольного возраста нравственную ценность семья и её важность в жизни человека можно объяснить так:

- Семья — это самые дорогие и родные нам люди — родители, братья и сестры, бабушки и дедушки. В семье все любят и внимания к родным, друг друга, помогают, поддерживают и вежливость, отзывчивость, заботятся друг о друге. Взрослые в семье делают все возможное, чтобы дети выросли хорошими людьми. Детям иногда кажется, что взрослые им часто что-то не разрешают. Важно слушаться и доверять взрослым, потому что они заботятся о благополучии детей и не разрешают делать то, что детям может повредить. В семье должны проявляться такие важные качества как проявление заботы и внимания к родным, понимание, послушание, взаимопомощь, благодарность. Это самое дорогое, родное и любимое место в жизни каждого человека. В семье вы чувствуете тепло и заботу, потому что вас окружают добрые люди: мама и папа, братья и сестры.

-Семья – это место, где вас ждут, любят, понимают и принимают такими, каковы вы есть. Ваши родители, бабушки и дедушки — это самые близкие люди, которых вы радуете своими успехами, добрыми делами, вы заботитесь о них и бережете их.

-Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. -Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год