Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста |
Праздник "День Семьи" | |||
Автор: Петрова Екатерина Георгиевна | |||
08.09.2019 14:12 | |||
Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста Петрова Екатерина Георгиевна, воспитатель, МБДОУ № 119, г. Нижний Новгород Семья! Как много это слово значит. И, неважно какого возраста человек. Будь тебе пять лет или тридцать. На протяжении всей своей жизни человек нуждается в семье. Он учится создавать свою семью, не похожую на других – идеальную. Но, к сожалению, не всегда получается обойти стороной ссоры, мелкие передряги. Еще в детском возрасте закладываются любовь и чувство патриотизма. Любовь к природе, своему дому и, конечно, стране. А начинается все с семьи. Часто я задаюсь вопросом, как же правильно заложить эти первые чувства? Как воспитать человека, любящего и уважающего свою семью, Родину?
Работая в детском саду, я предлагаю детям разнообразные сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождение у бабушки», «В гости к дедушке идем». С большим интересом дети рассказывают о семейных традициях по картинам. Собирают портреты членов семьи, пазлы «Дом, в котором я живу». Дидактические игры «Кто главный», «Маленькие помощники», «Ласковое слово» все больше и больше набирают популярность среди дошкольников. В режимных моментах проводятся беседы о семье, о том, где дети живут, как зовут их родственников. Вместе с родителями мы создаем семейные альбомы, проводим мероприятия с участием и детей и родителей. Но, несмотря на обширный объем знаний, данный в детском саду, на первом месте стоит пример родителей. Процитирую маму, которая однажды написала для нас эссе «Формула семейного счастья»: «Мы с мужем всегда стараемся стать примером для своих детей. Чтобы научить убирать вещи по местам — всегда убираем за собой свои вещи, будь то техника или одежда. Так же я считаю очень важным научить детей отвечать за свои слова, мы с мужем показываем своим примером, что обещания необходимо выполнять и что слов на ветер бросать не стоит. Что обязательно нужно думать, прежде, чем давать обещания. Своим же примером, мы стараемся привить у детей любовь к чтению. Каждый вечер, перед сном, мы собираемся все вместе и читаем сказки, обсуждая сюжеты и героев. Так как Дарья уже научилась читать, иногда она читает нам небольшую сказку, а потом уже отец читает им. Дети знают, что в книгах открывается чудесный сказочный мир, и очень рады такому времяпрепровождению». А ведь и правда художественная литература – самый лучший учитель для наших детей. Существует огромный выбор сказок и рассказов для того, чтобы у ребенка сформировался правильный образ семьи. Еще в XIX веке А.С. Пушкин в своем творчестве много внимания уделял роду и семье, видел в семейном кругу «залог могущества» и человеческого достоинства, подчеркивал историческое значение семьи для развития государства в целом. Жанр литературы о семье очень разнообразен – от поговорок, пословиц и сказок до крупных многотомных саг. Семью и внутрисемейные взаимоотношения можно назвать одним из важнейших сюжетообразующих моментов творчества любого писателя. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, A.M. Горький, М.А. Шолохов и многие другие мастера художественного слова рассматривали проблемы общества и человека сквозь призму социально-бытовой сферы жизни, ведь семья – бесценный микромир личности, который символизирует собирательный образ Отечества. Острые вопросы жизни, неурядицы, горе и трагедии связаны, прежде всего, с внутренними проблемами домашнего очага. Известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой развивается герой, описывая семейный уклад и традиции, изучая разные системы воспитания. Очень интересны произведения современного детского писателя Олега Кургузова. Его произведения говорят о том, как важны для ребёнка семья, родители, и неважно, есть в доме новая мебель или нет: так приятно просто сидеть на полу в обнимку со своими самыми близкими людьми ( «Давно мы не прижимались друг к другу»). У Т. Боковой вышла книга под названием «Стихи для детского сада», в которой есть блок стихов про семью. Читая эти стихи, понимаешь, с какой теплотой и любовью писательница относится к семье, как важны тёплые и нежные взаимоотношения. Эти стихи написаны от лица ребёнка и передают его чувства: переживание, тревогу, заботу, и конечно, любовь. Читая вместе с ребёнком произведения на тему «детско-родительских взаимоотношений», взрослый и сам задумывается над тем, как складываются взаимоотношения в их семье. Что можно изменить к лучшему, как построить свою жизнь, чтобы всем членам семьи было комфортно в семье. А ребёнок, читая эти произведения, учится на примере героев правильному общению в семье со своими самыми близкими для него людьми. Тенденции изображения семьи в современной детской литературе таковы, что очень мало внимания авторы, пишущие для детей, уделяют проблеме взаимоотношений самих детей между друг другом, между детьми и взрослыми. Современная литература для дошкольников имеет игровой характер, в ней превалирует жанр авторской сказки, подтекст которой не всегда понятен дошкольнику. Реалистических произведений, показывающих ребёнку жизнь современной семьи, нет. На первой межвузовской научно-практической конференции «Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения» также был поднят этот вопрос. Родители стали уделять внимание литературе, как источнику практического обучения. За неимением качественных произведений о семье воспитатели обращаются к классике или к произведениям, написанным в 50–80-е годы ХХ в. Интересные с точки зрения проблем, которые в них поднимаются, эти тексты не всегда понятны детям. Например, дети не понимают, почему мальчику нельзя было взять и съесть сливу до обеда, почему отец пугал мальчика тем, что, съев косточку, можно умереть (рассказ Л. Толстого «Косточка»). Именно в таких произведениях родитель и воспитатель может помочь и объяснить сущность семейных традиций. Такие моменты детям легко запоминаются, они способствуют формированию правильных представлений о внутрисемейных отношениях. Есть книги, читая которые, дети видят себя как бы со стороны. Это сопоставление себя со своим сверстником — литературным героем — помогает малышам, задуматься «Какой я?», а взрослым выразить свои педагогические требования в образной, художественной форме, которая больше понятна и близка детям, чем прямое назидание и поучение. Чувства и мысли, усвоенные в детстве, глубоко западают в душу. Художественные произведения, рассказывающие детям о детях, о семье, раскрывающие ребёнку его собственный мир, должны стать ядром всего детского чтения, а юмористические произведения занимают в этом ядре особое место. Юмор формирует у читателя более широкий и объективный взгляд на себя и окружающих, а также создаёт своеобразную психологическую защиту. Юмор позволяет более открыто и свободно вести себя в трудных ситуациях, укрепляет уверенность в своих силах. Книга может выступать как средство разрешения собственных проблем. Ребёнок, встретившись в жизни с какой-то новой для него ситуацией, не будет пугаться, если когда-то это уже было прочитано им в художественном произведении, а, значит, уже знакомо. Юмор и занимательность — это порою кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и сознанием юного читателя. Такие знаменитые авторы, как В. Драгунский и Н. Носов виртуозно владели чувством юмора, глубоко чувствовали и понимали хрупкий мир ребёнка. Их произведения наполнены не только глубоким нравственным смыслом, но и юмором, способствующим лучше и глубже, чем все наставления раскрыть ребёнку взаимоотношения между людьми, нравственные принципы, принятые в обществе, в которое он только вступает. И чтобы эти шаги становились всё увереннее и твёрже, детей просто необходимо знакомить с произведениями этих замечательных авторов. Любое произведение, прочитанное ребенку, обязательно должно соответствовать его возрасту. Так ему будет легче запомнить и понять смысл. Например, для детей старшей группы подходят рассказы В. Осеева «Печенье», «Сыновья». В этих рассказах легко улавливается смысл семейных взаимоотношений. Делиться нужно не только с братиком, но и с мамой или бабушкой. Даже вкусным рассыпчатым печеньем. И совсем не важно, умеет ли твой сын красиво петь или имеет силу немереную, главное, что душа его чистая, добрая, уважающая своих родителей и почитающая их труд. Замечательные и трогательные стихи о семье написал Аким Яков «Моя родня», «Мой брат Миша» про любовь ко всем членам своей семьи, старшего брата к младшему. «Моя родня» Для детей младшего возраста хорошо подойдут русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Они учат малышей не только добру и взаимоуважению, но и тому, что родителей нужно слушаться, чтобы не попасть в передрягу. Художественная литература играет большую роль в создании благоприятной психологической обстановки в семье. Совместное чтение способствует нахождению контакта между взрослым и ребёнком, даёт возможность лучше понять друг друга, обсудить ситуации, встречающиеся в произведении, возможность высказать свою точку зрения. Список литературы:
|