Конспект итогового занятия по «Социокультурным истокам» «Семейные традиции». |
Праздник "День Семьи" | |||
Автор: Мухаметова Оксана Владимировна | |||
23.10.2019 20:00 | |||
Конспект итогового занятия по «Социокультурным истокам» «Семейные традиции». Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции». Задачи:
Материал: книга 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции»; простой карандаш (все по количеству присутствующих).
Примерный план:
- Беседа с родителями о семейных традициях на основе рассказа «О первом красном яичке. (стр. 19); выполнения творческого задания. 5. Подведение итогов занятия. Подготовительный этап.
Основной этап 1. Работа в круге. 1. Беседа с присутствующими о семейных традициях. Воспитатель: Добрый день, уважаемые гости и родители! Я рада приветствовать Вас на своём занятии, посвященному теме «Семейные традиции». Что такое семейные традиции? Даже немного подумав, трудно будет сразу ответить на этот вопрос. У большинства людей при упоминании словосочетания "семейные традиции" возникает ассоциация со словами «семья» и «традиции». Давайте поразмышляем с Вами над этими понятиями. Вопросы к родителям: -Как вы понимаете слово семья? Родитель, сидящий слева от воспитателя, отвечает на вопрос и передает слово дальше по кругу. Обобщение воспитателем ответов родителей. Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Семья – это место, куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться. Где родные и близкие всегда нас ждут и любят. Ведь не зря же говорят: «Моя семья – это моя опора, моя семья – это моя крепость». Воспитатель: О семье и её значении хорошо сказано в стихотворении Татьяны Бульковской «Что может быть семьи дороже?» Что может быть семьи дороже? Отец и мать, и дети дружно Малыш для старших как любимец. Любите! И цените счастье! Давайте поразмышляем над вторым понятием. -Как вы понимаете слово традиция? (ответы родителей) Обобщение воспитателем ответов родителей. «Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (т. е. от ваших родственников: мам, пап, бабушек, дедушек.) Культура каждой семьи отражается через ее традиции. Вводный присоединительный текст воспитателя: Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается всё: вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды. Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют — животворят семью. В каждом роду, семье — своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках, передавались детям в наследство. У каждой семьи есть свой собственный способ привлечения детей к общим семейным традициям. (Показ рисунков). У одних это — семейные трапезы (обеды, ужины) — замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения. У других — совместный досуг. Хорошим продолжением обеда будет совместный досуг, например, можно поиграть в какую-нибудь настольную игру. Или отправиться на природу и активно провести время на свежем воздухе У третьих — семейные праздники. В каждой семье совершенно свои особенные традиции празднования семейных праздников. Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага. А также семейный альбом, семейная родословная. Сегодня многие семьи стараются выяснить свою родословную историю, больше узнать о предках: кто они были, чем занимались. И конечно, же свадебная фотография родителей. Для ребенка свадебное фото на стене — это целая сказка. Можно рассказать ему предысторию его рождения, когда папа познакомился с мамой. Такие рассказы сообщат малышу о незыблемости его семьи, о том, что мама и папа всегда были и всегда будут. Зарубки на дверном косяке. Время летит очень быстро. Чтобы наглядно показать малышу процесс его взросления, можно ежегодно отмечать зарубками рост ребенка на дверном косяке. Вопрос к родителям: В каждой семье свои традиции, а какая любимая традиция в вашей семье? (ответы родителей) Обобщение воспитателем ответов родителей. Спасибо, за ваши ответы. Это замечательно, что у каждого из вас есть свои семейные традиции. Семейные традиции объединяют семью, позволяют воспитывать у детей уважительное отношение к родителям. Дети растут в таких семьях уверенные, зная, что у них есть те, кто их поддерживает и ценит. 2. А теперь перейдём к работе с книгой «Семейные традиции». Знакомство родителей с книгой 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции». Воспитатель предлагает родителям прочитать текст «Слово к родителям» (стр. 4) в книге для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции». (текст читается каждым родителем по законченному предложению.) Откройте, пожалуйста, книгу на странице 4.Давайте прочитаем с вами «Слово к родителям», по законченному предложению. Книга знакомит нас с некоторыми из этих традиций, которые нашли своё отражение в народной мудрости – в пословицах и поговорках. Обратимся к предложенным нам ниже пословицам. 2. Осмысление родителями пословиц из книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции». - В семье мир да лад – большой клад. - Семья вместе, так и душа на месте. - Нет такого дружка как родимая матушка. Воспитатель: Уважаемые родители, Вам было предложено дома, вместе с детьми, поразмышлять над смыслом пословиц и к наиболее понравившейся нарисовать рисунок. Давайте посмотрим, что у вас получилось. - Кто желает поразмышлять над смыслом первой пословицы? (второй, третьей). Обобщение воспитателем ответов родителей. Спасибо за ваши ответы, замечательные рисунки. Пословицы и поговорки о семье передают нам вековую мудрость народа. Занимаясь воспитанием своего ребёнка, играя с ним, не забывайте об этой мудрости. Регулярно употребляя в своей речи пословицы о семье для детей, Вы тем самым незаметно прививаете своему ребенку необходимое мировоззрение в отношении семейных ценностей. Ведь семья – одна из самых великих ценностей, которую нам надо беречь и уважать. 3. Беседа с родителями по текстам произведений книги и заданий к ним. Работа над рассказом О.С. Абрамовой «Семейная радость» (стр. 5); Воспитатель: Продолжаем работу с книгой. Откройте, пожалуйста, книгу на странице 5. Вы прочитали рассказ Ольги Сергеевны Абрамовой «Семейная радость. Скажите, с какой семейной традицией связано его содержание? (Традицией имянаречения). Спасибо. Автор в своём произведении раскрывает нам традицию имянаречения. Присоединительный текст воспитателя: В дополнении хотелось бы сказать, что в России существовал целый ряд традиций, связанных с имянаречением. Имя выбирали по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня в три по крещении. При крещении ребенка священник выбирал в Святцах имена святых, которые записаны на этот день, и присваивал одно из имен крещеному ребенку. Позже имя ребенку стали давать сами родители. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого-крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно. В церковном календаре существует большое количество святых, имеющих одинаковые имена, поэтому, именины стоит выбирать по ближайшему, после дня рождения человека, дню памяти святого. А остальные дни памяти этого святого называют – малыми именинами. Раньше именины праздновали так: в день своих именин, именинник или именинница разносили по приглашенным гостям – именинные пироги, после гости приходили к имениннику в дом, садились за стол и разламывали над головой именинника пирог с кашей. Считалось, что чем больше на его голове окажется каши, тем счастливее именинник будет в этом году. Воспитатель: У каждого из вас есть свое имя. С какой традицией имянаречения оно связано? Если знаете, то назовите день своих именин и как вы их отмечаете? Обобщение воспитателем ответов родителей. Замечательно, что вы знаете историю своего имени, день своих именин и многие из вас их отмечают. Я надеюсь, что ваши дети продолжат эту традицию. 3. А еще, в старину, семейной традицией было выходить всем вместе на улицу и играть в разные хороводные игры (хороводная игра). 4. Воспитатель: Наше занятие проводится в преддверии праздника Святой Пасхи. Поэтому книга «Семейные традиции» знакомит вас и ваших детей с традициями этого праздника посредством чтения рассказа «О первом красном яичке». Присоединительный текст воспитателя: Кратко расскажу вам о празднике Святой Пасхи (рассказ воспитателя о Святой Пасхе). Чтение детьми стихотворения: «Праздник праздников». Дальнейшее освоение книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» родителями. Воспитатель: Вы прослушали краткую историю о празднике Святой Пасхи и его традициях. Скажите, какие традиции празднования Пасхи в вашей семье? Обобщение воспитателем ответов родителей. А сейчас, в преддверии Праздника Пасхи я предлагаю вам сделать свое красивое яичко вместе с вашими родителями. (разукрашивание заготовок пасхальных яичек). 5. Подведение итогов занятия. ~ Что нового вы узнали на нашем занятии и что вы возьмете для себя? Заключительное слово воспитателя. Спасибо вам за столь интересную беседу. За ваши ответы, размышления. Мы получили неоценимый опыт общения друг с другом, делились своими мыслями и чувствами, обменивались мнениями. Я надеюсь, что наше занятие помогло вам осознать всю важность темы «Семейные традиции», её значимость и то, что необходимо сохранять свои семейные традиции, создавать новые и активно вовлекать в них своих детей. И пожелание ко всем вам — не пренебрегайте семейными традициями, это тот раствор, которым крепко-накрепко скрепляются кирпичики вашего благополучия! Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в поколение.
|