«Формирование у дошкольников нравственных качеств и чувства патриотизма» |
День космонавтики | |||
Автор: Тертюхова Таисья Васильевна | |||
17.02.2023 13:05 | |||
«Формирование у дошкольников нравственных качеств и чувства патриотизма» Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 7 «Семицветик». Стендовый доклад (из личного опыта) Материал подготовила воспитатель высшей категории Тертюхова Т.В. г. Бердск 2021г Патриотизм рассматривается как одно из высших чувств, которое впервые появляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, духовно-нравственной сферах жизни. О важности приобщать ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Таким образом, нравственно — патриотическое воспитание детей является одной из основных дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Поэтому в первую очередь я оформила альбом «Народная культура и традиции нашего народа». В группе оформила мини-музей «Куклы наших бабушек».
«С чего начинается Родина?» С любви к родной улице, к родному городу, где родился и вырос. История Бердска — благодатный материал, благодатная основа для воспитания у детей патриотических чувств, любви к родному краю. Поставив своей целью воспитать у детей любовь к родному городу, прежде всего сама стала более глубоко изучать его историю. Читала соответствующую литературу, изучала традиции нашего народа. Формирование представлений о родном городе — часть темы «Родная Страна». Чтобы впечатления детей были разнообразными, тему «Родной город» стремилась представить в тесной взаимосвязи с темами «Российская Армия», «Транспортные средства», «Космос», «Я и моя семья». На занятиях и в повседневной жизни использовала разнообразные методы и приемы работы. Творческие детско – родительские работы «Наш город». Наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках, памятниках являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения. Еще в средней группе начала знакомить ребят с близлежащими зданиями, магазинами, с различными видами транспорта, учились с детьми соблюдать правила поведения на улице. Проводя наблюдения, беседуя о прогулках с родителями по улицам праздничного города, обращала внимание на то, как город готовиться встретить праздники «День города», «День Победы», рассматривали украшенные флагами здания, любовались красотой празднично украшенного города. Знакомя детей с красотой окружающей природы, стремилась к тому, чтобы эта красота охватила их, проникла в детский мир и сердце. Наш детский сад расположен недалеко от ДК «Родина». Рядом стоит памятник погибшим воинам. И дети с родителями часто проводят выходные, гуляя у фонтана, который находится рядом, наблюдая за ним, а также кормят птиц. В ходе бесед делились своими впечатлениями, составляли рассказы. Дети рассказывали о том, что весной и летом, в ясный солнечный день лес становится таинственным и загадочным, который окружает эту местность вокруг, а зимой сказочно красив. Площадь, которая находится возле ДК «Родина» является зоной отдыха всех горожан. Зелень, птицы поют, воздух чистый. За лесом и площадью ухаживают люди, устраивают субботники, убирают прошлогодние листья и мусор, делая лес чище. Дети с родителями любят также ходить в парк, который находится в центре города, кормить птиц, кататься на каруселях, играть в аттракционы. Летом в парке, очень красиво и дети с родителями с удовольствием проводят здесь свои выходные дни. Родителям было предложено составить альбом о любимом месте в городе, где они часто проводят время вместе с семьей. Получился очень интересный и увлекательный альбом на память. Такие прогулки с детьми на природу способствуют расширению кругозора, развивают мышление, речь, художественный вкус, чувство гордости за свой город. Знакомя детей с прошлым и настоящим города, рассказывала им о его трудовой жизни. Проводила тематические беседы «Строим дом», «Как трудятся мои родители». Дети и родители участвовали в выставке «Профессия моих родителей». Развивая тему профессий, проводила экскурсии в прачечную, на кухню, дети видели, как трудятся взрослые, чтобы нам в саду было хорошо. Задавала задание на дом, узнать, где работают родители. Мне хотелось, чтобы дети не только узнали о том, где работают родители, но и том, что они трудятся во благо города, делая его лучше. В нашей группе накоплен, наглядный материал, о символах России, гербе города, народные игрушки. Есть коллекция фотоснимков, рассказывающая о нашем городе и о его достопримечательностях.
Много говорила о семье, об отношениях в ней, об уважении, заботе, любви. Проводила занятия, тематические беседы на темы: «Моя семья», «Мое имя», «Семейные традиции», «Моя родословная», «О мамах родных и очень важных», «О дружбе и друзьях». Родители также принимали активное участие, вместе с детьми оформляли альбомы «Я и моя семья», «Герб семьи». Очень важно для становления личности ребенка знать историю своей семьи и своего рода, познакомиться с традициями, обычаями и ценностями семьи, которые являются одновременно уникальными и в то же время частью общей российской культуры и истории. Проводила совместно с родителями и детьми праздники посвященные мамам, где мамы принимали активное участие вместе с детьми в различных конкурсах. Представления о созидательной силе труда складывается у ребенка не только благодаря тому, что он увидел и услышал, но и в результате собственного участия в общественно — полезных делах. Если дети сажали деревья, цветы в детском саду вместе с взрослыми, то они скорее могут ощутить свою причастность к трудовым делам людей, проявить бережное отношение к народному достоянию. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того какие уроки он извлек из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит становление личности гражданина. «Никто не забыт, ничто не забыто…» сколько раз мы слышали эти слова. По – другому быть не может в стране, в которой многие поколения людей помнят события той далекой войны. И чем дальше вглубь уходят события ВОВ, тем отчетливее мы понимаем величие подвига людей, отдавших все для Победы. Занятия, которые проводила с детьми «Наши Защитники», «Этот День Победы», все это воспитывало уважение к ветеранам ВОВ, которые храбро сражались за нашу Родину. Память о войне нужна и нынешнему, и будущим поколениям, как яркий пример беззаветного служения народа своему Отечеству. Память даёт нам надежду, что живая связь времен не прервётся. Ежегодно я провожу с детьми различные мероприятия, посвящённые этому великому событию: беседы о празднике 9 мая, тематические выставки, рисунки, поздравительные открытки ветеранам, концерт, посвящённый Дню Победы с приглашением пожилых людей. Традиционной формой работы в преддверии праздника является экскурсия с детьми старшего дошкольного возраста на площадь Победы. В знак памяти, признания, уважения и благодарности к погибшим солдатам дети возлагают цветы к мемориалу «Птица Счастья» и обелискам павших воинов. Подобные мероприятия помогают воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине с малых лет, сохранить в их сердцах память о героях Великой Отечественной войны, их бессмертных подвигах. Надеемся, что в дальнейшем наши выпускники не будут проявлять равнодушие и безразличие к истории и реальным событиям своей страны, будут гордиться своими предками и стремиться быть достойными их памяти и подвига. В сердцах наших жить будут вечно Герои минувшей войны. Нам память о них дорога бесконечно, И ею с тобой мы сильны… Победа в Великой Отечественной Войне — это великое событие, и память о нём должна сохраниться на века! Пусть никогда не будет войны, чтобы всегда было мирное, голубое небо. Чтобы люди и все народы жили в мире и согласии. Чтобы молодежь росла достойными гражданами и патриотами нашей страны, своего родного края и свято почитала славные подвиги дедов и прадедов. Родной край становится ближе и роднее, если узнаешь его историю. Для знакомства с героическим прошлым нашей страны использовала самые разнообразные приемы работ: рассказы, беседы, чтение стихов и произведений, рассматривание книг и иллюстраций, экскурсии к памятным местам. Растет и хорошеет город, постоянно обращаю внимание детей на строительство новых зданий, детских площадок, как преобразился наш город, сквер возле фонтана. Помогаю детям сделать выводы, что все, что мы видим вокруг, сделано руками человека, создано его трудом. У нашего города славное прошлое и большое будущее. И наша задача сделать все, чтобы дети не только знали, умели ценить историю города, но стремились в будущем преумножать его славу, сделать его современным, удобным для людей, живущих в нем.
|