Квест «Планеты солнечной системы» с использованием логопедических технологий в подготовительной группе |
День космонавтики | |||
Автор: Найденко Нина Владимировна Ходырева Галина Викторовна | |||
27.02.2023 22:25 | |||
Квест «Планеты солнечной системы» с использованием логопедических технологий в подготовительной группе Подготовили и провели:
Цель: Формировать у детей представление о солнечной системе. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание познавать мир, проявлять целеустремлённость, развивать логическое мышление, память. Задачи:
Материалы и оборудование: счетные палочки; простые и цветные карандаши, конверты с заданиями, изображение солнечной системы, логические загадки, кольца, цифры от 1 до 10, распечатанные буквы, картина с космических станций и точек, картинки с изображением планет, макеты планет солнечной системы. Ход игры 1 этап. Мотивационно-побудительный (цель – настроить детей на познание, определить цель и средства к ее достижению) Воспитатель обращается к детям. Ребята, приветствую вас космическим добрым утром. Почему космическим, да потому, что если вы сейчас захотите, то мы отправимся в космическое путешествие по исследованию Солнечной системы. А чтобы вы стали настоящими космическими исследователями, вы должны побывать на всех планетах солнечной системы и собрать все знания и решить все задачи. Логопед; Вы дружная команда! Чтобы решить все задания и побывать на всех планетах, вы должны быть внимательными, активными, показать все, что Вы знаете. Воспитатель: Я получила позывной сигнал SOS от космического патруля. Оказывается космические пираты украли очень ценную карту, которая содержит очень ценные сведения о нашей солнечной системе, разделили ее и спрятали ее частички на всех планетах. Нас просят срочно отправиться на поиски этой карты, чтобы собрать ее всю и вернуть на землю. Вы готовы отправиться в это космическое путешествие для выполнение миссии космического патруля? Дети: Да! 2 этап. Основной – исследование. Логопед: Отлично, значит сейчас мы с вами рассмотрим карту солнечной системы и определим наш маршрут и конечно возьмем ее с собой, чтобы нам не заблудится в космических просторах. Звучит фонограмма «Внимание! Внимание! вы находитесь на планете Земля третей планете солнечной системы.» Логопед: Просит детей посчитать, сколько слогов в названии планеты Земля и назвать первый звук. (Показывает изображение планеты Земля.) Дети отвечают Воспитатель: Отлично! Это единственная планета солнечной системы, на которой есть жизнь. Чтобы вам начать научно-космическое путешествие для спасения карты, вам нужно правильно ответить на вопросы, чтобы подтвердить свое право на осуществление этой миссии: Воспитатель: Что окутывает нашу планету как покрывало? Дети: воздушная оболочка. Логопед: Правильно! Если посмотреть на нашу планету из Космоса, мы увидим, что Земля окутана воздушной оболочкой, как бесцветным прозрачным покрывалом. Слой воздуха, окружающий нашу планету, называется атмосферой. Она защищает Землю от излишнего тепла и холода, солнечной радиации, метеоритов. Слой атмосферы в разных частях планеты неодинакова. Воспитатель: Из чего состоит атмосфера земли? Дети: Азот, кислород. Логопед: Какие Вы молодцы! В газовый состав атмосферы входят, главным образом, азот (≈78%) и кислород (≈21%). Доля остальных газов очень мала (углекислый газ, аргон, неон, радон, гелий, криптон, водород, метан, закись азота и озон) Воспитатель: От чего защищает землю атмосфера? Дети: говорят свои версии ответов. Логопед: Атмосфера защищает земной шар от большей части метеоритов, от сильного перегревания и охлаждения. Воспитатель: Что поддерживает тепло на самой планете земля? Дети отвечают Логопед: Основной приток энергии в систему атмосфера-Земля обеспечивается излучением Солнца Воспитатель: Без чего не сможет выжить человек? Дети отвечают. Логопед: правильно! Человек не может жить без таких 5 вещей: Без воздуха (им человек дышит); Без воды (она ему нужна для питья); Без еды (в еде содержатся нужные человеческому организму вещества); без солнечного света (он человеческий организм снабжает витамином Д и греет его); Без сна (человеческий организм, как и другие организмы планеты, нуждается в отдыхе). Воспитатель: Отлично, вам присвоен статус космических спасателей, теперь вы можете приступить к постройке своих ракет и их запуску. Логопед: предлагается детям присесть. Раздаются счетные палочки и вывешивается на доске -первое задание на логику. Вам нужно каждому из 10 счетных палочек сложить свою космическую ракету (по образцу на доске) и после этого из этого же количества палочек собрать к ней ключ, в котором вы должны путем передвижения 4х палочек, получить 3-и квадрата, 3-и ступени зажигания ракеты. Воспитатель: Ура! Наши ракеты готовы к старту! Приготовьтесь начинаем отсчет: три, два, один, старт. Логопед: Мы летим на планету Венера. (дети и педагоги перемещаются в следующую комнату, следуя по стрелочкам) Логопед: повторяйте за мной стихотворение. (руки поднимаем вверх изображая ракету, перелетаем на другую планету) Я ракета (дети повторяют) Я ракета (дети повторяют) Полетели в космос (дети повторяют) Полетели в космос (дети повторяют) Раз стыковка (дети повторяют) Два стыковка (дети повторяют) А вокруг планет так много… (дети повторяют) Стоп!!! Фонограмма «Вы прилетели на планету Венера. Это самая красивая планета. Венера Вторая по удаленности от Солнца и шестая по размеру. Названа в честь древнеримской богини любви Венеры. По массе и размерам считается сестрой земли. Имеет самый длинный период вращения вокруг своей оси примерно 243 земных суток. Ее атмосфера состоит в основном из углекислого газа. Это самая горячая планета солнечной системы. Логопед: Дети давайте все вместе произнесем название этой планеты. (Показывает изображение планеты Венеры) Все хором: Венера Логопед: Просит детей посчитать, сколько слогов в названии планеты Венера и назвать первый звук. Дети отвечают Логопед: задание которое нам надо выполнить находится под буквой В, давайте его найдем. Дети находят букву и отдают воспитателю. Воспитатель: Здесь нам нужно составить и решить Венерину задачу. Слушайте очень внимательно: На Венеру с Земли отправили сначала 3 спутника, а потом еще 4, но один спутник вышел из строя попав в метеоритный дождь. Сколько спутников долетело до Венеры» Воспитатель помогает детям решить задачу. Дети: озвучивают правильный ответ. Фонограмма: «Молодцы! Вы можете открыть планету и забрать то, что вы ищите». Дети: открывают макет планеты и забирают первый конверт. Воспитатель: предлагает детям сверится с картой, и определить планету для следующего полета. Далее все перемещаются по коридору в следующую комнату. Фонограмма: «Вы прилетели на Меркурий. Ближайшая к Солнцу планета Солнечной системы, наименьшая из планет земной группы. Названа в честь древнеримского бога торговли — быстрого Меркурия. Движется быстрее всех планет, ее оборот вокруг солнца равен примерно 88 земных суток. Атмосферы почти нет. Поверхность похожа на лунную. Космический патруль сообщил, что на этой планете успели сделать снимок космического пирата и его ракеты, но к сожалению, в системе произошел сбой и они повредились. Просим вас помочь и восстановить снимки.» Логопед: Дети давайте все вместе произнесем название этой планеты. (Показывает изображение планеты Меркурий) Все хором: Меркурий. Логопед: Просит детей посчитать, сколько слогов в названии планеты Меркурий и назвать первый звук. Дети отвечают Логопед: задание которое нам надо выполнить находится под буквой М, давайте его найдем. Дети находят букву и отдают воспитателю. Воспитатель: предлагает детям решить задачи на закономерности. Дети показывают полученные результаты. Логопед: Молодцы! Отлично справились с заданиями. Фонограмма: «Спасибо за помощь, снимки будут переданы космическому патрулю для его поимки. А вы теперь следуя по красным стрелкам, но обязательно дотрагиваясь до них, можете забрать еще одну часть карты» Педагоги с детьми снова уточняют маршрут и отправляются на следующую планету. Фонограмма; «Вы прилетели на Марс- четвёртую по удалённости от Солнца и седьмая по размеру планета Солнечной системы; легче Земли в 10 раз. Названа в честь Марса — древнеримского бога войны. Марс называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности, придаваемого ей минералом маггемитом.» Логопед: Дети давайте все вместе произнесем название этой планеты. (Показывает изображение планеты Марс) Все хором: Марс Логопед: Просит детей посчитать, сколько слогов в названии планеты Марс и назвать первый звук. Дети отвечают Логопед: задание которое нам надо выполнить находится под буквой М, давайте его найдем. Дети находят букву и отдают воспитателю. Воспитатель: Так как вы сейчас находитесь на четвертой по счету планете научно космической спасательной экспедиции, то чтобы получить дальнейший доступ к поиску, вы должны решить математический шифр начинающийся с цифры 4. Дети показывают результат Фонограмма: «Вам разрешен доступ к 3 части вашей карты, следуйте по красным стрелкам, четко наступая на них и заберите ее.» Дети с педагогами снова сверяются с картой и определяют дальнейший маршрут. Фонограмма: «Вы прилетели на Юпитер — крупнейшую планету Солнечной системы, пятую по удалённости от Солнца. Юпитер классифицируется как газовый гигант. Юпитер назван от имени древнеримского верховного бога-громовержца. Юпитер имеет около 80 спутников. Атмосферные явления на Юпитере: штормы, молнии, северные сияния, намного мощнее чем на земле. После произошедшего сильнейшего штормом на Юпитере, вышли из строя космические станции, просим их починить». Логопед: Дети давайте все вместе произнесем название этой планеты. (Показывает изображение планеты Юпитер) Все хором: Юпитер Логопед: Просит детей посчитать, сколько слогов в названии планеты Юпитер и назвать первый звук. Дети отвечают Логопед: задание которое нам надо выполнить находится под буквой Ю, давайте его найдем. Дети находят букву и отдают воспитателю. Воспитатель: читает задание. Раздает его детям. Дети выполняют его и показывают. Фонограмма: «Спасибо за восстановление космических станций! Вам разрешено забрать 4ю часть вашей карты. Откройте черный ящик, и заберите ее». Дети далее определяют по карте свой маршрут и перемещаются на следующую локацию. Фонограмма: «Вы прилетели на Сатурн-это шестая планета по удалённости от Солнца, и вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера. Сатурн, это газовая планета-гигант. Сатурн назван в честь римского бога земледелия. Сатурн обладает заметной системой колец, состоящей главным образом из частичек льда и пыли. Вокруг планеты обращается 82 известных на данный момент спутника. На Сатурне вы попались в ловушку его колец и вам нужно срочно выбираться от сюда, чтобы продолжить спасательную миссию.» Логопед: Дети давайте все вместе произнесем название этой планеты. (Показывает изображение планеты Сатурн) Все хором: Сатурн Логопед: Просит детей посчитать, сколько слогов в названии планеты Сатурн и назвать первый звук. Дети отвечают Логопед: задание которое нам надо выполнить находится под буквой С, давайте ее найдем. Дети находят букву и отдают воспитателю. Воспитатель: читает задания Планета Сатурн вторая по величине планета солнечной системы, состоит из газов. Вокруг Сатурна расположены кольца, вот их нам и надо надеть на макет (раздает детям кольца). Логопед: Один, два, три, четыре, пять, Будем кольца на Сатурн надевать и конечно их считать! (Каждый ребенок по очереди берет кольцо и надевает его на макет проговаривает) Дети: Одно кольцо Сатурна, Два кольца Сатурна, Три кольца Сатурна …… Десять колец Сатурна. Логопед: сколько у нас получилось колец Сатурна? Дети хором: десять колец Сатурн. Фонограмма: «Вы смогли преодолеть кольца Сатурна. Вам разрешено забрать 5ю часть карты, сдвиньте макет с кольцами и забирайте ее.» Сверившись с картой, дети с педагогами перемещаются дальше. Фонограмма: «Вы успешно прилетели на новею планету, но перед тем как Вы узнаете ее название, надо размяться» Логопед: Ребята давайте поиграем в подвижную игру, сначала выберем ведущего (логопед произносит считалочку): Раз Меркурий, Два! Венера, Три! Земля, Четвёртый — Марс. Пять! Юпитер, Шесть! Сатурн, Семь! Уран, Восьмой — Нептун. Номер «девять» звать Плутон. Тот, ведущий, шаг вперед! Воспитатель: а теперь поиграем, пока я говорю стихотворение дети бегают, как только закончу, дети должны замереть и показать космическую фигуру. «Космос волнуется раз, Космос волнуется два, Космос волнуется три, Космическая фигура на месте замри» Ведущий ходит и угадывает фигуры (называя их). Ребенок, который показывает называет свое название. Фонограмма: «Хорошо поиграли! Вы прилетели на планету Уран-это седьмая по удалённости от Солнца планета Солнечной системы, третья по диаметру и четвёртая по массе. Уран так же является «ледяным гигантом». Атмосфера состоит из газов. Это самая холодная планета Солнечной системы. Имеет так же систему колец и 27 спутников. На Уране вам нужно привести в порядок свои ракеты. За дело, космические спасатели!» Логопед: Дети давайте все вместе произнесем название этой планеты. (Показывает изображение планеты Уран) Все хором: Уран Логопед: Просит детей посчитать, сколько слогов в названии планеты Уран и назвать первый звук. Дети отвечают Логопед: задание которое нам надо выполнить находится под буквой У, давайте ее найдем. Дети находят букву и отдают воспитателю. Воспитатель: читает задание и предлагаем детям дорисовать ракету. * Дети демонстрируют результат. Фонограмма: «Ваши ракеты проверены, дальнейший полет разрешен. Вам позволено забрать 6 часть карты открыв большую ракету.» Дети с педагогами смотрят карту путешествия и отправляются на следующую планету. Фонограмма «Вы прилетели на планету солнечной системы Нептун. Это восьмая и самая дальняя от Солнца планета Солнечной системы. Она тяжелее Земли примерно в 17 раз Планета названа в честь Нептуна — римского бога морей. Нептун считаю «ледяным гигантом». Атмосфера Нептуна, подобно атмосфере Юпитера и Сатурна, состоит в основном из газов Нептун состоит главным образом изо льдов и камня. Следы метана в его атмосфере являются причиной синего цвета планеты. На этой планете вам нужно дозаправить ваши ракеты топливом, для успешного возвращения на землю! И завершения вашей научно космической спасательной экспедиции» Логопед: Дети давайте все вместе произнесем название этой планеты. (Показывает изображение планеты Нептун) Все хором: Нептун Логопед: Просит детей посчитать, сколько слогов в названии планеты Нептун и назвать первый звук. Дети отвечают Логопед: задание которое нам надо выполнить находится под буквой Н, давайте ее найдем. Дети находят букву и отдают воспитателю. Воспитатель отдает детям образец. Дети показывают решенную ракету. Фонограмма: «Ракеты готовы к возвращению! Вам позволено забрать последнюю часть карты, которую вы сможете собрать вернувшись на Землю, забирайте ее, она находится под космическим песком.» (рядом в комнате находится емкость с кинетическим песком). Воспитатель: возвращаемся в группу, где дети и соберем карту из полученных частей. Логопед: Дети вместе с учителем – логопедом идут и под музыку выполняют упражнения и пальчиковую гимнастику, Один, два, три, четыре, пять, Планеты будем мы считать. (Хлопают в ладоши) К Солнцу ближе всех Меркурий, На Венеру полюбуюсь, Вот Земля — наш дом родной, Шар любимый голубой. Мимо Марса пролетаю, И Юпитер наблюдаю. Вот Сатурн и Уран Показали кольца нам. Вот Нептун, А вот Плутон, Дальше всех от Солнца он. (Загибают пальцы на каждое название планеты.) Все планеты хороши, полетали от души! (Хлопают в ладоши) Фонограмма: «Поздравляю вас с удачно завершенной научно космической спасательной экспедицией по солнечной системе. Космический патруль благодарит вас за спасение космической карты и возвращение ее на землю и вручает вам медали космических спасателей» Воспитатель вручает детям медали.
|