Конспект занятия «Живая планета» |
День космонавтики | |||
Автор: Химич Наталья Петровна | |||
02.09.2022 15:40 | |||
Конспект занятия «Живая планета» Цель: Создание условий для познавательной деятельности и формирования представления детей созвездиях и планетах Солнечной системы. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Воспитатель: Мы все за руки возьмёмся -Ребята, отгадайте загадку. Тот ученый …… (Астроном) (слайд астроном) -А вы знаете что изучают ученые астрономы? (ответы детей) (слайд небесные тела) -Правильно ребята, ученые астрономы изучают вселенную, далекие галактики, звезды, и планеты, кометы, метеориты, облака пыли и газа. Еще в давние времена люди смотрели на небо и наблюдали изучали его, по звездам прокладывали путь морякам- мореплавателям чтобы они не сбились с пути, и таких ученых астрономов называли –звездочетами. -А вы любите смотреть на ночное небо, а что можно увидеть на ночном небе? (ответы детей) (слайд неба) -Да в безоблачную ночь можно увидеть, как небо усыпано маленькими сверкающими точками. Звезд на небе очень много и запомнить их не возможно. Ученные звездочеты дали названия некоторым звездам и объединили их в целые созвездия группу звезд и выбирали среди звезд те, которые помогли им находить дорогу, которые можно сравнить с изображением предметов, животных, людей. Показ Игра» найди свое созвездие» Наиболее важным созвездием является Большая и Малая медведица. (Показ слайд созвездия) А почему оно является важным для путешественников? В древние времена звездочеты изучали звезды и космические тела без специальных приборов, а сейчас в космос запускаться искусственные спутники и строиться космические станции -А что вы знаете о космосе? Кто был отправлен первым в космос кроме человека? (В космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна). слайд Кто был первый космонавт? (слайд Юрий Гагарин) А какую работу выполняет в космосе космонавт? (испытывает космический корабль и ведет исследования, берет пробы грунта с других планет, работает в космосе по заданию астрономов) (слад космонавт в космосе) Можно ли на самолете, на вертолете долететь до других планет? (ответы детей) Чтобы понять почему ракета поднимается в космос. Проведем с вами эксперимент. Запуск ракеты похож на запуск шарика из шарика что вырывается? (Воздух) и толкает ее вверх. А из ракеты вырывается газ и толкает ее с огромной силой и с огромной скоростью ракета мчится к солнечной системе к другим планетам. слайд А какие планеты вы помните? (ответы детей) А проверить все ли мы вспомнили планеты мы сможем при помощи физминутки На луне жил звездочёт — ( «Смотрят» в телескоп) Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой) Меркурий — раз, (Описать круг руками) Венера-два, (Хлопок) Три — земля, четыре — Марс, (Присесть) Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево) Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад) Девять — дальше всех — Плутон, (Прыжок) Кто не видит — выйди вон! (Развести руки в стороны) (звук летящей ракеты, из ракеты выходит звездочет) Звездочет: Звездочет: Здравствуйте ребята! Я веселый звездочет звездам я веду подсчет. Хочу вас пригласить пройти в мою астрономическую обсерваторию где я наблюдаю за небесными телами. Посмотрите на модель. У каждой планеты свой путь в космосе как говорят своя орбита и ни одна планета никогда не уйдет от солнца. Все они навеки связаны с солнцем и поэтому ее как называют? (солнечная система). Первая планета Меркурий. Эта планета находится ближе всех к солнцу, но она и самая маленькая. При этом почти все время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно. Вся её поверхность покрыта впадинами – кратерами. Вам интересно узнать, как они образовались? Я предлагаю вам про вести исследования (Дети подходят к коробки с мукой и камни разного размера) Представьте, что это поверхность Меркурия (мука), а это метеориты (камни). Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. (Воспитатель бросает камень в муку). Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер. А сейчас попробуйте сами, бросьте камни. Что получилось? А самая красивая планета Венера. Венера окутана серными облаками. Здесь очень, очень жарко, поэтому нет на ней ни растений, ни животных, ни бактерий. А как она вращается? А есть планета марс Вся поверхность Марса покрыта пылью красного цвета, поэтому планета выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Есть предположения, что на Марсе возможна жизнь. А самая большая планета в Солнечной системе Юпитер. На планете Юпитер нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, поэтому жить там невозможно. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок. А у какой планеты есть кольца? Правильно. Это планета Сатурн. Сатурн одна из самых удивительных планет солнечной системы. Таких больших и красивых колец нет больше ни у одной планеты. А из чего состоят кольца? Таинственная планета, седьмая по счету, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так, как другие планеты. У Урана необычный синий цвет, и он выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик. На ней ребята очень холодно и сухо. А впереди перед нами туманность. слайд Она красивая, разноцветная. Ребята, а вы хотите поэкспериментировать и создать свою туманность? Дети: Да (рисование на молоке) Какие красивые туманности у вас получились. Воспитатель: Ой что-то мне стало холодно Звездочет: Правильно, потому что мы смотрим на самую холодную планету. Нептун, восьмая по счету, находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи почти не достигают поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют сильнейшие ветра и поэтому погода на ней не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, так, что все на ней, даже газ превращается в лёд. Плутон — Когда-то эта планета была девятой по счету и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты и её теперь называют карликовой планетой и ко взрослым планетам с названия не пускают. Может Плутон ещё совсем младенец и ему просто надо подрасти) Его поверхность тоже окутана облаками из ледяных кристаллов. Воспитатель: Пожалуй, нам пора погреться.
В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки) Космонавт летит в ракете. (Потираем ладонь о ладонь) День летит и ночь летит. (Сжимаем и разжимаем кулачки) И на землю вниз глядит. (Имитируем бинокль) Видит сверху он поля, (Разводим руки в стороны ладонями вниз) Горы, реки и моря. (Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх) Видит он весь шар земной, (Соединяем руки над головой.) Шар земной – наш дом родной. (Попеременно пожимаем руки.) Звездочет: - Ребята, а как называется наша планета? Земля — самая красивая из всех планет. А какой подсчёту она находиться в солнечной системе? Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы. А что мы можем увидеть на нашей планете? (небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, вода, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери) И конечно же, люди, то есть мы с вами. А почему на планете земля есть жизнь? (Это потому, что на нашей планете есть вода, воздух, тепло – эти условия нужны всем живым существам) Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания. А из какого материала состоит наша земля? Ответы детей. Звездочет: Что нам нужно, чтобы растение выросло? (вода, свет, тепло) Проведем с вами опыт узнаем есть ли в почве из которой состоит наша земля вода? 1. Возьми салфетку. 2. Насыпь на неё немного почвы. 3. Придави её плотно к салфетки. 4.Стряхни почву. 5. Наблюдай, что произошло. 6. Сделай вывод. Воспитатель: Что вы увидели на салфетке? Дети: На салфетки осталось небольшое влажное пятно. Воспитатель: Делаем вывод. Дети: В почве есть вода. Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (ответы детей) Дети: Вода попадает в почву, когда идет дождь Воспитатель: Мы узнали, что в почве есть вода А теперь проведем опыт чтобы узнать есть ли в почве воздух, который тоже необходим для всего живого. Процесс: опустить в стакан с водой образец почвы и наблюдать- появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждая пара детей повторяют опыт самостоятельно и делают соответствующие выводы. Вывод: в почве находится воздух, которым дышат растения и животные. Жизнь на Земле возможна потому, что у нашей планеты есть плотная атмосфера, в которой присутствует кислород. Атмосфера появилась на Земле миллиарды лет назад в результате извержений вулканов. А вы хотите увидеть, как работает вулкан? Опыт с вулканом Воспитатель: ребята давайте попрощаемся с нашим гостем скажем ему спасибо, за такое удивительное … Ребята что вам сегодня понравилось в занятие, - ребята скажем спасибо ученым, конструкторам, космонавтам за то, что открыли нам удивительный мир Космоса. В нём еще много тайн и загадок и именно вы, когда станете взрослыми, сможете их раскрыть.
|