Ознакомление дошкольников с окружающим миром «Космос». |
День космонавтики | |||
Автор: Мясникова Наталья Вячеславовна | |||
10.05.2022 07:36 | |||
Ознакомление дошкольников с окружающим миром «Космос». Некоторое время назад мало кто из дошкольников мечтал о покорении космического пространства. Космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – это герои любимых мультфильмов современных дошкольников. Эти герои продолжают пугать детей, вызывать отрицательные эмоции, а у некоторых детей способствуют развитию страхов. Работая с детьми 6-7 лет, выявляя у них знания по теме «Космос», оказывалось, что вымышленные персонажи дезинформировали малышей, давая знания о несуществующих планетах, космических летательных аппаратах, терминологии, которая является литературным вымыслом. Передо мной встала задача рассказать детям об устройстве звёздного мира, уникальности нашей планеты и важности изучения космического пространства для человечества. Зная, что дети всегда с удовольствием вовлекаются в деятельность, связанную с неизведанными открытиями, я стала подбирать доступную информацию для их понимания, делая процесс изучения темы увлекательным и наглядным. Я стала применять проектный метод для формирования представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста. Я поставила перед собой задачи:
В обучении детей по данной теме я разбила познавательный материал на тематические блоки: «Небесные светила», «Планеты солнечной системы», «Космические явления», «Человек осваивает космос». Блочная подача материала позволила моим ребятам получить первоначальные знания о космосе с соблюдением педагогических принципов. Систематизируя материал по теме «Космос», я давала детям достоверные знания, которые не искажают восприятие предметов, явлений, вызывая положительное отношение к теме, заинтересованность. Весь отобранный материал соответствует возрастному уровню детей и ориентирует учебный процесс на потенциальные возможности каждого ребенка, формируя способности, интересы, склонности малышей. Я старалась, чтобы усвоение учебного материала было в определенном порядке, в системе. Это требовало логического построения, как содержания, так и процесса обучения. Я вижу, что у детей увеличиваются объём знаний об окружающем мире, его вещах, в частности о космосе. В процессе обучения выявилось, что восприятие новой для детей темы, рассуждение, стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации приводят к желанию отображать увиденное и услышанное в творческой деятельности. Я всегда активно помогаю и направляю детей в необходимое русло. Важное значение я придаю знанию детей истории Отечества, знанию российских праздников, в частности Дню Космонавтики, полёту первого человека в космос. Усиливает интерес к теме «Космос» обучающие ролики для дошкольников, слушание песен о космосе и космонавтах, звуков космоса; разучивание «Марша юных космонавтов», «Полета на Луну», музыкально-ритмические импровизации по теме, подвижные игры с космической атрибутикой и тематикой. Вместе с родителями были созданы макеты марсианской поверхности, фотографии детей в костюмах космонавтов, поделки космических кораблей и космических объектов. Тем самым была пополнена предметно-развивающая среда группы. Важным итогом работы по данной теме я считаю то, что дети стали задавать много вопросов и делать простые умозаключения. Я знаю, что дети эмоционально воспринимают окружающую действительность, у них появляется чувство восхищения и гордости за знаменитых людей нашей страны и ее историю. Нравственно-патриотическое воспитание не должно проходить от случая к случаю. Я уверена, что педагог сам должен гордиться, что имеет отношение к таким важным историческим событиям, как освоение космоса, и иметь желание, чтобы дети его группы испытывали такую же гордость. С родителями воспитанников тоже велась большая работа. В анкетировании я выявила, испытывают ли родители сами интерес к космосу, пытаются ли пробудить интерес к космической теме в своих детях, используя при этом различные ресурсы современных технологий, музеи, кино, театр. Я старалась донести до родителей, что в современных условиях рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны, мира до вселенной. Я пыталась донести до родителей воспитанников, что взрослым, необходимо, как можно больше уделять внимание детям, помогать получить знания, развивать творческие способности и воображение. Большим подспорьем в изучении темы «Космос» оказалось взаимодействие с работниками библиотеки. Две молодые девушки, одев костюмы Звездочёта и Звёздочки, рассказали детям историю возвращения Звёздочки, которая случайно попала на планету Земля, в космос. Развивая у детей интерес к познанию средствами драматизации, вовлечения детей в процесс изучения, работники библиотеки достигли главного: восторга детей от соучастия и решения проблемных ситуаций в ходе игры. Книги о космосе, полученные в дар, пробудили интерес к самостоятельному изучению материала, интерес к книге. Активный словарь по теме «Космос» — это тот запас, который дети получили для употребления в других видах деятельности: в играх, продуктивной деятельности, обсуждениях и т.д. Я надеюсь, что знания, опыт и навыки, приобретённые моими воспитанниками, помогут им вырасти патриотами своей страны и помогут в выборе профессии.
|