Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие к звездам» для детей старшего дошкольного возраста |
День космонавтики | |||
Автор: Федосова Ольга Николаевна | |||
04.08.2020 06:50 | |||
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие к звездам» для детей старшего дошкольного возраста Цель: систематизировать знания детей о планетах Солнечной системы. Задачи: образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Активизация словаря: звездное небо, планета, созвездия, космический корабль, спутник, космический полет, скафандр, конструктор Сергей Королев, Вселенная, галактика, планеты. Оборудование: воздушные шары, фломастеры (по количеству детей); образец ментальной карты по теме; экран, презентация. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о планете Земля. Еще в древности люди решили, что она круглая. Отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь в одном и том же направлении, они возвращались туда, откуда начали путешествие. Сейчас мы это сами увидим. Возьмите по одному воздушному шару и фломастеру. Представьте, что вы отправляетесь путешествовать. Отметьте точку на верхушке шара – это наш город Касли. Проведите свой путь фломастером, который пойдет все время вниз. Дети рисуют фломастером путь и поворачивают шар за движением фломастера. Воспитатель: Видите, мы оказались в той точке, откуда начали свой путь. А вы знаете, что окружает Землю? Ее окружает огромное пространство – космос. (Показывает заполненную ментальную карту.) Это пространство заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами, метеоритами. И сейчас мы исследуем его: отправимся в путешествие к звездам. На экране демонстрируется слайд «Звездное небо». Воспитатель выкладывает на столе картинку с изображением ракеты в небе – главная тема ментальной карты. Воспитатель: Было время, когда люди считали Землю плоской. Они думали, что днем она накрыта голубым колпаком – небом, по которому движется Солнце. А по ночам огромный великан закрывает ее черным колпаком. Колпак этот весь в маленьких дырочках, через которые на Землю попадает свет. Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом ученые выяснили, что звезды – это газовые шары, излучающие свет. Но нам они кажутся маленькими, потому что находятся очень далеко. А какая звезда к нам ближе всех? Дети: Солнце. Воспитатель: Да, это единственная звезда Солнечной системы. Она дает нашей планете свет и тепло, и без нее не было бы жизни на Земле. На экране демонстрируется слайд «Солнце». Воспитатель: Звезды, которые мы видим на небе ночью, различаются величиной и яркостью. Назовите самые яркие звезды ночного неба? Дети: Сириус, Альдебаран. Воспитатель: Верно! Это ярчайшие звезды ночного неба. Объединяясь в группу, звезды образуют созвездие. Предлагаю вам рассмотреть созвездия поближе и рассказать то, что мы о них знаем. Работа с ментальными картами Воспитатель выкладывает картинку с изображением телескопа. – главная тема ментальной карты «Созвездия». Затем дети и педагог выкладывают картинки с изображением созвездий и по очереди рассказывают о них. Воспитатель выкладывает картинку созвездия Северного полушария неба – Большая Медведица. Воспитатель: Древние люди оставили нам много сказок про звезды. Видите на картинке семь ярких звезд? Кажется, что на небе точками нарисована кастрюля. Это созвездие Большая Медведица. Недалеко от этого созвездия горит в небе Полярная звезда. Она не такая уж и яркая, но показывает направление на север. Воспитатель выкладывает картинку созвездия Северного полушария неба – Кассиопея. Воспитатель: А вот еще созвездие. Пять звездочек похожи на букву М, у которой расползлись в стороны ножки. Древним людям они напоминали полулежащую на кресле девушку. Это созвездие Кассиопея. Какие еще есть созвездия? 1-й ребенок: Вокруг созвездия Кассиопея есть три других: Цефей, Андромеда, Персей. 2-й ребенок: А здесь звезды рассыпались в виде креста. Это созвездие Лебедь. 3-й ребенок. А это созвездие Орион – сказочный бесстрашный охотник, который замахнулся дубинкой на какого-то огромного зверя. 4-й ребенок. А на другой стороне неба притаился Скорпион. Когда смотришь на эти звездочки, кажется, что в темноте блестит длинный хвост необычного насекомого. Воспитатель: Звездное небо – это целая книга сказок. Давайте полюбуемся, какое красивое у нас получилось небо. Воспитатель обращает внимание детей, что у них получилась ментальная карта с созвездиями. Воспитатель: У Солнца есть друзья. Это девять планет, которые вращаются вокруг него. Какие вы знаете планеты Солнечной системы? Воспитатель выкладывает картинку с изображением Солнца – главная тема ментальной карты «Солнечная система». Затем дети выкладывают картинки с изображением разных планет и рассказывают о них. Параллельно на экране демонстрируется слайд «Солнечная система». Воспитатель: Слово «планета» в переводе с греческого означает «блуждающая». Если звезды стоят на месте, то планеты движутся. Одни из них ближе к Солнцу, другие дальше от него. Среди них и наша планета Земля. Планеты сами не светят. Они светят только потому, что горит Солнце. Все они вращаются вокруг Солнца. Вы знаете, сколько кругов делают разные планеты за один год? 1-й ребенок: Самая быстрая планета – Меркурий. За год она обегает вокруг Солнца четыре раза. 2-й ребенок: Планета Венера за год делает два круга вокруг Солнца. 3-й ребенок: Земля обходит вокруг Солнца в течение года один раз, а Марс – половину круга. Воспитатель: Все верно! Итак, мы вспомнили, что в Солнечной системе есть звезда – Солнце, вокруг которой вращаются девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Планеты расположены очень далеко, по- этому ни одна из них не видна на небе, как Луна. Но мы с вами можем на них посмотреть на нашей карте. Воспитатель обращает внимание детей, что у них получилась ментальная карта «Солнечная система». Воспитатель: Чтобы изучить космическое пространство, люди мечтали полететь в космос. Но первыми космонавтами были животные. А 12 апреля 1961 года мечта сбылась – в космос отправился космический корабль с человеком на борту. Это был наш космонавт Юрий Гагарин. После этого в космосе побывали и другие космонавты. Благодаря космонавтам и ученым сегодня мы с вами знаем много о планетах, созвездиях, кометах. Но о космонавтах и освоении космоса мы поговорим на следующем занятии.
|