Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию для детей старшей группы (5-6 лет). Тема: «Полет на Луну»
День космонавтики
Автор: Колбасова Лариса Викторовна, Пурахина Елена Александровна   
01.09.2017 11:09

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию для детей старшей группы (5-6 лет). Тема: «Полет на Луну»Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию для детей старшей группы (5-6 лет). Тема: «Полет на Луну»

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 56 «Капитошка» Пензенская область, г.Пенза

Воспитатели: Колбасова Лариса Викторовна, Пурахина Елена Александровна.

Время в режиме дня: 30 минут.

Задачи:

Скачать конспект

Образовательные:

  • уточнение представлений детей о профессии космонавта;
  • совершенствовать умение соотносить количество предметов с графическим образом (цифрой);
  • закреплять умение решать примеры на сложение;
  • закрепить навыки порядкового счета в пределах 10 в обратном порядке; закрепить представление о числовом ряде;
  • упражнять в умении уменьшать числа в пределах первого десятка на единицу;
  • совершенствовать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме;
  • совершенствовать умение устанавливать соотношение множеств «больше на…», «меньше на…»;
  • закрепить умение различать и называть знакомые геометрические фигуры
  • формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел
  • совершенствовать умение составлять и решать задачи на сложение с опорой на наглядность;

Развивающие:

  • совершенствовать умение согласовывать в роде и падеже имена существительные и числительные;
  • активизация словаря: космос, космонавт, скафандр, ракета, планета, Луна.
  • развивать умение понимать инструкцию взрослого и сохранять ее на протяжении выполнения задания;
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  • Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.
  • Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу.

Методы работы: беседа, дидактическая игра, дидактическое упражнение, самостоятельная работа детей.

Оборудование: демонстрационный: фланелеграф; изображения 9 космических тарелок; карточки с цифрами от 0 до 10 на магнитах; 2 обруча; геометрические фигуры; магнитофон; аудиозапись; изображение ракеты.

Раздаточный: конверт с ракетой и цифрами на самоклеющейся основе; карточки с изображением геометрических фигур; карандаш; костюм; чемоданчик с приклеенной на нем перфокартой; карточки с цифрами на стульях.

Ход НОД.

Организационный момент. Беседа: «Космонавты – это кто?

В группе начинает звучать космическая музыка. На стене прикреплено панно «Звёздное небо»

- Дети, вы любите путешествовать? (да)

- Вы когда-нибудь путешествовали в космос? (нет)

- Как называется человек, который летает в космос? (космонавт)

- Подумайте и ответьте, каким должен быть космонавт? (смелым, сильным, здоровым, умным и т.д.)

- Скажите, на чём отправляется в полёт космонавт? (на ракете)

- Сегодня вы все космонавты. Что нужно космонавту, чтобы полететь в космос? (одежда, еда)

- Сегодня я вас приглашаю на космодром, откуда вот-вот взлетит ракета.

- Ну что ж я предлагаю вам, одеть костюмы, каждому взять по одному космическому чемоданчику (дети одевают костюмы, разбирают чемоданчики)

Упражнение «Сосчитай и найди свое место» (работа с перфокартами)

- Ракета уже готова к полету, но космонавты еще не заняли свои места. Обратите внимание, каждое посадочное место имеет свой номер. Что нарисовано на ваших чемоданчиках (примеры).

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы найти свое место в ракете (решить пример). Какое действие выполняется в ваших примерах (сложение)

- Посчитайте, сколько геометрических фигур получится у вас в ответе, найдите соответствующую цифру и займите свое место (дети выполняют задание)

Упражнение «Обратный отсчет»

- Вот и отлично. Все космонавты заняли свои места. Мы готовы? (да) тогда начинаем обратный отсчет! Я называю число, а вы последующее в обратном порядке. А Рому мы попросим на доске в правильном порядке выстроить числовой ряд цифр. Только после того, как мы посчитаем от 10 до 1, а Рома выложит в правильном порядке цифры, ракета взлетит. Готовы? Итак, 10. Алина следующее число будет (9), Леша (8), Лиза (7), Андрей (6), Леша (5), Сергей (4), Данила (3), Саша (2), Егор (1). У Ромы все правильно? (да) тогда взлетаем!

Дидактическая игра «Звезды»

- Посмотрите вокруг, как вы думаете, что это? (звезды)

- Каких форм звезды вы видите? (квадратные, овальные, треугольные)

- Звезды какой формы нет на небосклоне? (круглой)

- Непорядок! Надо бы исправить это! Мы космонавты, ученые, а значит нам это под силу. Приступаем к работе в открытом космосе.

- Обратите внимание это черная дыра, которая засосала в себя некоторые звезды из вселенной. Какие звезды вы тут видите? (ответы детей)

- Перед вами два отсека для сбора звезд (обращаю внимание детей на 2 обруча, которые лежат на полу, образуя три отдельных области пересечения). В первый отсек вы сложите все звезды оранжевого цвета, во второй отсек – все круглые звезды, а вот в центральный отсек, в область пересечения двух первых отсеков вы сложите звезды… как вы сами предполагаете какие (ответы детей).

Верно: круглые оранжевые звезды.

Задание понятно? Приступайте.

Дети собирают звезды и раскладывают их в отсеки.

- Итак, сколько звезд в первом отсеке (10)

- Сосчитайте звезды внутри второго отсека (9)

- Каких звезд больше? (оранжевых звезд больше)

- На сколько (на 1)

- А сколько звезд удалось собрать в центральный отсек? (9)

- В каком отсеке звезд больше? (в первом)

- В каких отсеках звезд одинаковое количество (во втором и центральном)

- Звезды спасены, а нам предстоит вновь занять свои места и срочно лететь на Луну, оттуда пришел сигнал бедствия.

Дети занимают свои места. Играет космическая музыка.

- Вот мы и на Луне. А вот и письмо от жителей Луны. А где же они сами? (предположения детей) Может быть ребята, они нас боятся. Но мы здесь, чтобы им помочь. Вот послушайте, что пишут:

«Дорогие ребята, у нас случилась беда – злой ученый похитил нашего командира, а нам оставил лишь это. Пока мы не решим все задачи, командир останется у него в плену»

- Ребята, поможем жителям? (да)

Дидактическая игра: «Заполни ракеты космонавтами»

- Сейчас я каждому из вас раздам конверты. Откройте их. Что там находится? (ракета и цифры). Что мы с вами должны сделать: надо узнать, сколько космонавтов летит в ракете. Вот моя ракета (показываю ракету, в носовой части которой нарисована цифра 7. В первом иллюминаторе изображены 2 космонавта, а второй иллюминатор пуст) В этой ракете летит 7 космонавтов, но видим мы только 2 (показываю на цифру 7 и 2). Так сколько космонавтов мы не видим (5 космонавтов) Верно! Я нахожу цифру 5, отклеиваю защитный слой и приклеиваю в пустое окошко. Итак, ребята, приступайте к своим заданиям (дети выполняют задание)

- Алина, сколько в твоей ракете космонавтов? (7 космонавтов)

- Сколько космонавтов было видно сначала? (4 космонавта)

- Какую цифру ты вклеила в пустое окошко? (3 космонавта)

- Молодец! Алеша, сколько космонавтов летит в твоей ракете (7 космонавтов)

- Какое число космонавтов тебе было известно сначала? (1 космонавт)

- Какую цифру ты вклеил? (6 космонавтов)

- Отлично! С первым заданием мы справились!

Дидактическое упражнение «Найди и заштрихуй квадраты»

- Следующим заданием Злого Ученого будет вот таким! Каждому из вас я раздам карточки. Что на них изображено? (геометрические фигуры) Какие геометрические фигуры вы видите? (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) Хорошо. Вашей задачей будет, как можно быстрее найти и заштриховать все квадраты на этих карточках. Но прежде давайте вспомним свойства квадрата (у квадрата 4 угла, 4 равные стороны) Готовы? Приступайте!

Дети выполняют задание.

Физкультминутка

Раз-два-три летит ракета — дети поднимают руки вверх, выполняют повороты
Три-четыре – зведолёт. наклоны корпусом вправо-влево
До свидания, планета, поднимают руки вверх и машут
Мы отправились в полёт! круг руками, соединив ладошки

Чтоб добраться до луны, поочередные махи руками вверх-вниз
Быть мы дружными должны. берутся за руки, сходятся
Посмотри в иллюминатор, друг, приставляют руки к лицу, образуя круг
Чудеса одни вокруг! руки на пояс – повернуться вокруг себя

Упражнение «Составь задачу по набору картинок»

- Отлично. С двумя заданиями мы справились! Осталось третье. Хотите знать какое? Нам необходимо составить задачу по предложенным предметам.

Перед детьми фланелеграф, в верхнем ряду выставлены изображения 6 космических тарелок, в нижнем ряду еще 3 изображения космических тарелок.

- На какое математическое действие будем составлять задачу? (сложение)

- Хорошо. Давайте вспомним, из каких условных частей состоит задача (условие, вопрос).

- Молодцы! Кто готов уже рассказать условие задачи? (ответы детей)

- Каким будет вопрос в нашей задаче? (ответы детей)

- С чего надо начинать решение нашей задачи? (ответы детей)

- Каким будет ответ? (9)

- Ну, вот и с третьим заданием мы справились удачно! Теперь отправляем письмо с нашими решениями жителям Луны. Им наверняка это поможет. А наше время с вами заканчивается. Нам пора возвращаться на нашу планету Земля. Поэтому, уважаемые космонавты, я прошу вас занять свои места, пристегнуться, мы отправляемся.

Итог.

- Вот мы и прибыли в наш детский сад. Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)

- Вам показались сложными задания Злого ученого? (ответы детей)

- Что вам было делать легко? (ответы детей)

- Что у вас вызвало затруднения? (ответы детей)

- Может вам хочется слетать еще куда-нибудь? (ответы детей)

- Ну, тогда я предлагаю вам продолжить ваши путешествия во вселенной. Может где-то кто-то ждет вашей помощи.

Дети отправляются играть в космонавтов. Непосредственно образовательная деятельность перетекает в совместную деятельность.

Анализ НОД по развитию элементарных математических представлений

Тема «Полет на Луну»

Дата проведения 09. 11. 2016

Возрастная группа старшая группа (5-6 лет)

Количество детей 17

Начало фрагмента НОД 9.00 Окончание фрагмента НОД 9.25

Структура занятия:

  • вводная часть – организация детей (3 минуты)
  • основная часть – практическая деятельность (19 минут)
  • заключительная часть – подведение итогов (3 минуты)

Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.

Водная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. Это было сделано с помощью беседы «Космонавты – кто это?» Непосредственно образовательная деятельность была направлена на решение проблемно-игровой ситуации: последовательное решение игровых заданий (квест).

Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности был введен отрицательный герой Злой Ученый. На протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности он испытывает детей, предлагая им решать задания. Как только дети справляются с предыдущим заданием, они имеют возможность двигаться дальше.

Основная часть НОД – это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач.

В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление навыка

Упражнение «Сосчитай и найди свое место» (работа с перфокартами)

Задачи: совершенствовать умение соотносить количество предметов с графическим образом (цифрой), закреплять умение решать примеры на сложение, развивать внимание и мышление.

Упражнение «Обратный отсчет»

Задача: закрепить навыки порядкового счета в пределах 10 в обратном порядке; закрепить представление о числовом ряде; упражнять в умении уменьшать числа в пределах первого десятка на единицу; упражнять детей в умении слушать своих товарищей.

Дидактическая игра «Звезды»

Задачи: совершенствовать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме; совершенствовать умение устанавливать соотношение множеств «больше на…», «меньше на…»; закрепить умение различать и называть знакомые геометрические фигуры.

Дидактическая игра: «Заполни ракеты космонавтами»

Задачи: формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел, совершенствовать умение согласовывать в роде и падеже имена существительные и числительные; развивать умение понимать инструкцию взрослого и сохранять ее на протяжении выполнения задания.

Дидактическое упражнение «Найди и заштрихуй квадраты»

Задачи: закрепить представления о свойствах квадрата, совершенствовать умение быстро визуально находить нужную геометрическую фигуру, развивать произвольное внимание, мелкую моторику

В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физкульминутка.

Задачи: обогащать двигательный опыт детей (правильное выполнение движений в соответствии с образцом взрослого); развивать общую моторику.

Упражнение «Составь задачу по набору картинок»

Задачи: совершенствовать умение составлять и решать задачи на сложение с опорой на наглядность; развивать речь при составлении задач.

Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка. Для достижения результатов каждым ребёнком в процессе деятельности был предусмотрен дифференцированный подход к обучению, выразившийся в использовании заданий разного уровня сложности с учетом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка.

Для решения учебных задач использовались дидактические пособия, направленные на совершенствование навыков математического моделирования, развитие логического мышления, памяти, внимания, слухового восприятия.

В заключительной части НОД подводился итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.

По итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:

  • дети успешно справились с заданиями, решив все предложенные задания Злого Ученого – тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности
  • дети усовершенствовали навык составления задач по набору картинок
  • дети усовершенствовали знания геометрических фигур и числового ряда.

Поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени – 25 минут.

Положительные моменты:

В целом совместная деятельность воспитателя и детей прошла на высоком эмоциональном уровне, дети остались довольны таким общением. Актуальность темы непосредственно образовательной деятельности подобранна в соответствии с возрастом и спецификой. Для снятия усталости в процессе самого занятия была проведена физкультминутка по теме.

Дети в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности проявляли инициативу в общении с воспитателем, активно слушали. Воспитатель в процессе работы учитывает индивидуальные и психические особенности каждого ребенка.

Выводы, рекомендации:

Задачи НОД подобраны в соответствии с возрастом детей, но выполнены они не в полном объеме. Вместе с тем те задачи, которые выполнить удалось раскрыть в достаточной мере.

По итогам педагогу были даны следующие рекомендации:

  • в процессе подготовки к НОД более тщательно подбирать демонстрационный и раздаточный материал, рациональнее его размещать.
  • соблюдая санитарно-гигиенические требования во время НОД, использовать разнообразные формы организации детей в процессе НОД (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей).
  • методы организации работы с детьми не совсем оправданны и рациональны, поэтому была дана рекомендация внимательнее относиться к подбору методов и приемов организации работы детей и подачи материала.
  • обратить внимание на культуру речи и точность формулировки вопросов к детям.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год