Познавательно-эстетический проект «Голубая бездна серебром усыпана» |
День космонавтики | |||
Автор: Химочкина Лариса Павловна | |||
19.06.2015 21:42 | |||
Познавательно-эстетический проект «Голубая бездна серебром усыпана» МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Ивушка» Подготовительная группа «Б» Воспитатель: Химочкина Л.П. Цель:
Этапы работы: 1. Изготовление модели «Солнечная система» — плоскостной и объёмной. Цель: формировать представление о космосе как беспредельном пространстве, мире, обитателями которого являются звёзды, планеты и другие космические объекты. Развивать ощущение заполненности пространства, чувства формы, цвета, пластики движений. 2. Конкурс совместной деятельности детей и родителей по изготовлению космических средств передвижения. Цель: формировать взаимодействия между детьми и родителями: заинтересованное отношение к общему продукту; умение договариваться о предстоящей работе. Развивать творческие способности, воображение, умение планировать и контролировать свои действия. 3. Проведение занятий по программе «Радуга» — блок «Астрономия». Цель: через интересные, занимательные исторические сведения познакомить детей с историей возникновения науки «Астрономия»; очертить круг изучаемых проблем. 4. Продуктивная совместная деятельность «Лепка»: «Космические жители». Цель: создать условия для совместной деятельности, обогащать и расширять художественный опыт детей. Формировать предпосылки учебной деятельности, самооценку, обобщенные способы действия. Развивать творчество. Фантазию, умение взаимодействовать друг с другом. 5. Самостоятельная художественно-продуктивная деятельность: «Космос и его обитатели». Цель: создать условия для самостоятельной деятельности детей – рисование, конструирование. Способствовать тому, чтобы каждый ребёнок получал желаемый результат, испытывал удовлетворение, радость от собственной созидательной деятельности. 6. Беседы по теме: «Космос и человек», «Мифы и легенды», «Загадки о космосе». Цель: пробудить познавательный интерес, формировать навыки познавательной деятельности. 7. ДИ «Мы изучаем космос», «Полёт к звёздам», «День и ночь», «Обитатели космоса». Цель: развивать эмоциональную сферу, умение сопереживать, выражать своё состояние, отношение к миру через творческую деятельность. 8. Игра – моделирование «Солнечная система». Цель: развивать воображение, память, координацию движений, образное мышление, способность языком символов передать своё представление об объектах природы. В игровой форме моделировать процессы, происходящие в природе. 9. Чтение познавательной и художественной литературы по теме: «Вселенная, небо, звёзды» — энциклопедия для малышей «Чудо всюду» М. Надеждина. Энциклопедия для маленьких.
Цель: совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений целевого назначения. Формировать у детей способность проявлять интерес, душевное волнение при встрече с интересным, незнакомым и красивым миром, передавать своё отношение к содержанию произведения. Воспитывать у детей потребность рассматривать книги и иллюстрации. 10. Театр физического развития «Звездочёты». Цель: развивать эстетическую составляющую двигательной активности детей, выполняя физическое упражнение под музыку, с использованием элементов хореографии. Учить выполнять движения красиво, изящно, с сохранением необходимых поз, жестов, мимики. Развивать чувство ритма. 11. Слушание музыкальных произведений посвящённых космической тематике. Цель: через музыку вывести детей на размышление о мире и жизни. Учить детей относиться к музыке как к другу, слушать её и чувствовать; выражать под музыку своё состояние: радость и грусть, великое и малое, близкое и далёкое, покой и движение, стремление вверх и вниз. Развивать творческие способности детей, воображение, умение средствами музыки выражать своё представление о мире. 12. Составление коллекций «Космические пейзажи». Цель: развивать у детей способность включаться в творческий процесс, использовать средства изобразительного искусства для выражения своих представлений о мире, эмоционального представления о нём. Формировать способности к полихудожественному восприятию искусства, ощущению и восприятию формы, линии предметов окружающего мира, пространства, его заполняемости. 13. Викторина «Что, где, когда?» — «Космос глазами детей» — завершение проекта. Цель: Завершить работу в познавательно-эстетическом проекте «Голубая бездна серебром усыпана» систематизировать знания детей о космосе – вспомнить и закрепить названия всех планет, их особенности. Развивать познавательный интерес. Наш проект, Что мы хотим сделать?
Как будет называться наш проект? Что будет главным его результатом?
Наш маршрут движения к поставленной цели: Старт: Тема: «Голубая бездна серебром усыпана». Цель:
К кому мы будем обращаться за советом? На чью помощь мы можем рассчитывать? К родителям, друзьям, воспитателям, заведующей, методисту, другим педагогам. Нам надо прочесть эти книги:
Мы рисуем предметы, которые нам пригодятся при получении и выполнении проекта. Надо научиться с ними правильно обращаться. Приложение. Что необходимо сделать, чтобы подготовиться к выполнению задуманного как можно лучше? Подобрать шары разного размера для изготовления планет Солнечной системы. Приготовить и собрать бросовый материал для изготовления поверхности луны, инопланетян, космических средств передвижения. Организовать выставку коллекции «Космические пейзажи». Смоделировать игру «Солнечная система» — подобрать необходимый материал: обруч, ленточки, шапочки – символы планет. Основная часть проекта – финишная прямая. Этапы работы:
Подведём итоги: Выполнили то, что задумали? — Мы выполнили поставленную перед собой задачу, дети получили углубленные знания о вселенной, о Солнечной системе. Получилось ли сделать то, что мы задумали и записали как главный результат проекта? – мы научились отличать звёзды от планет, узнали адрес Земли в Солнечной системе, смоделировали движение планет. Всё ли получилось так, как мы задумали? – да. Что было сделано хорошо? – красиво смоделировали «Солнечную систему», получили новые интересные знания о космическом пространстве. Что было плохо? – Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно? – легко сделали плоскостной макет, а вот для объёмного макета с трудом нашли необходимый материал, пришлось проявить смекалку. Кто бы мог сказать нам спасибо за этот проект? – мы думаем многие – мы сами, т.к. это было познавательно, друзья, родители – т.к. мы и их знакомили с тем, что узнавали сами. Дети других групп, т.к. приходили к нам на экскурсию, и в дальнейшем смогут использовать этот проект на занятиях. Попросим взрослых оценить нашу работу: Что сказали мамы? – очень интересный и познавательный проект, который заинтересовал не только детей, но и взрослых. Что сказала заведующая? – молодцы! вы потрудились не зря, т.к. обогатили свои знания, и принесли пользу другим детям. Что сказал методист? – очень понравилось извержение вулкана, которое демонстрировали во время проведения занятия. проект необычен, загадочен, интересен. Как оценили проект друзья? — с удовольствием познакомились со строением Солнечной системы, выслушали рассказы детей о разных планетах, их особенностях. Познакомились с литературой о космосе – загадками, мифами, сказками. В чём мы с ними согласны, а в чём нет? – мы очень рады, что наш проект принёс пользу не только нам, но и окружающим нас людям. Какие ещё проекты мы могли бы сделать? – нам интересно было бы познакомиться с разными свойствами бумаги. Мы могли бы осуществить проект «Бумага в жизни человека». Приложение. Конспект горизонтального балета «Пластик-шоу» Подготовительная группа «Б». Преподаватель по физвоспитанию Рязанцева Е.Г. Цель: 1. Учить детей ощущать и определять положение и движение тела и его частей в пространстве, выполнять движения красиво, изящно, с сохранением необходимых жестов, поз, мимики. 2. Развивать эстетическую составляющую двигательной активности детей, выполняя физические упражнения под музыку, с использованием элементов хореографии. развивать гибкость суставов, мышц, подвижность позвоночника. Оборудование: большой обруч, кольца диаметром 10-15 см., медленная музыка. Ход: в центре зала расположен обруч. По всей площади зала равномерно разложены кольца-звёзды. В середине зала, расположившись по кругу, в и.п. лёжа на спине, замерли дети, они – звездочёты. Их задача – собрать все звёздочки с неба.
Россыпи звёзд засияли ярко, пора собирать их с ночного неба, чтобы днём их не было видно. 3. «Дотянись до звёздочки» — и.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять и опустить туловище с опорой на плечи и стопы (4р). руки через стороны вверх за голову, взять звёздочку, положить в обруч. 4. И.п. лёжа на животе, поднять поочерёдно левую, правую ногу, посмотреть на неё (2р). 5. И.п. лёжа на животе звездочёты в созвездии «рыбы». но вот край неба светлеет, дети-звездочёты чуть убыстряют свои движения. 6. И.п. лёжа на животе, руками взяться за стопы. Повороты вправо, влево (2р). 7. И.п. лёжа на спине, руки вдоль туловища, поднять ноги вверх, стопами на себя, повесить на них звёздочки. Поочерёдное опускание и поднимание ног (2р) звёздочки положить в центр. 8. И.п. стойка на лопатках. 9. И.п. сед на пятках, подползание в уголки «космоса». 10. И.п. сед по-турецки. Повороты вправо, влево за кольцами – звёздами. 11. И.п. стоя на коленях, руки вверх. «Здравствуй, новый день!», «Здравствуй, солнышко!». Загадки о космосе. Крыльев нет у этой птицы, Он не лётчик, не пилот, Вечером рассыпался горох, Что видно только ночью? (Звёзды). Поле не меряно, овцы не считаны, Голубой платок, алый клубок, Хвостатая звезда, по небу летает. (Комета). Звезда – пастух. (Полярная звезда). Светит, а не греет. (Луна). То блин, то полблина, то та, то эта сторона. (Луна). Что человек всегда видит, Золотое яблочко по небу катается. (Солнце). Какой дождь на голову не падает? (Метеорит). Бродит одиноко, огненное око. Дидактическая игра «Полёт к звёздам». Цель: развивать внимание, память, воображение, продолжать знакомство с условиями работы в космосе и космическими обитателями (планетами). Игровое задание: побывать в космосе и познакомиться с планетами Солнечной системы. Ход игры: Педагог предлагает детям занять место в воображаемом звездолёте и отправиться в путешествие к планетам Солнечной системы. Используя иллюстрации, рисунки, педагог даёт характеристику каждой планете. Обговаривается вместе с детьми её форма, цвет, расположение в пространстве. В итоге дети выполняют рисунки под впечатлением от предпринятого путешествия. Дидактическая игра «День и ночь». Цель: развивать внимание, воображение, быструю реакцию в изменяющейся ситуации. В игровой форме закрепить знания признаков дня и ночи. Игровое задание: войти в образ птицы или зверя и быстро реагировать на сигналы «день» и «ночь». Ход игры: педагог обговаривает с детьми признаки дня и ночи, поведение птиц и зверей. Затем по сигналу «день» дети под музыку изображают поведение животных днём. Музыка замолкает, что означает наступление ночи. Дети замирают в выбранных позах. Кто не успел вовремя среагировать на сигнал, выходит из игры. Дидактическая игра «Обитатели космоса». Цель: развивать тактильные ощущения, чувство эмпатии, внимание, воображение. В игровой форме закрепить представление о космических объектах (звезда, планета, комета, метеорит, ракета). Игровое задание: жестами показать космический объект, правильно изобразить и назвать предмет, несмотря на стремление ведущего внести путаницу. Предварительно обговаривается форма, цвет, и другие признаки космических объектов. Ход игры: 1 – педагог предлагает детям показать: — ракету, устремлённую в небо (ладонями передаётся треугольная форма носа ракеты);
2 – педагог называет предмет, дети изображают его. Или наоборот. 3 – педагог предлагает повторить за ним жесты и передать воображаемые предметы. Темп постепенно ускоряется. 4 – педагог называет одно, а показывает другое. Дети находят ошибку и верно показывают названный предмет. Игра-моделирование «Солнечная система» Цель: развивать воображение, память, координацию движений, образное мышление, способность языком символов передать своё представление об объектах природы. В игровой форме моделировать процессы, происходящие в природе. Игровое задание: смоделировать движение планет вокруг солнца. Атрибуты: бумажные шапочки – символы планет и Солнца, ленты – символы орбит. Ход игры: педагог предварительно обсуждает с детьми название, цвет планет, их расположение в Солнечной системе, затем вместе с детьми выбирает одного, кто будет представлять в модели Солнце. На голову ему надевают бумажную шапочку-символ, в руки дают обруч. Потом выбирают детей, которые будут представлять планеты. На них тоже надевают шапочки-символы, при этом обговаривают размер, цвет, каждой планеты, место расположения её в Солнечной системе (относительно солнца). В руки ребёнка даётся лента, одним концом привязанная к обручу. Длина ленты зависит от близости планеты к Солнцу. Выстроенные в определённом порядке дети – «планеты» плавно на носочках движутся вокруг ребёнка – «Солнца», который сам в это время вращается вокруг своей оси. Педагог комментирует смоделированное природное явление «Солнечная система» (дети называют свою планету, отвечают на вопросы педагога). Дидактическая игра «Мы изучаем космос». Цель: развивать память, внимание, воображение, коммуникативные способности. Познакомить детей с профессией космонавта, условиями работы в космосе, космическими обитателями. 1вариант: постройка космического корабля и путешествие в нём. Педагог, используя заранее приготовленную схему, обговаривают устройство космического корабля. Сверяясь с чертежом дети строят корабль (выделяют отсеки: рабочий, технический, пульт управления, иллюминаторы, трап). Обговаривают одежду космонавта, пробуют надеть воображаемый скафандр, шлем. Обсуждают, какими качествами должен обладать космонавт, в чем заключается смысл этой профессии. Затем занимают места в корабле и воображают себя в открытом космосе. 2 вариант: Цель: развиваем воображение, внимание, память, ассоциативное мышление. В игровой форме познакомить с обустройством орбитальной станции, обязанностями и образом жизни, работы космонавтов. Подчеркнуть значение этой профессии. Игровое задание: вообразить себя космонавтом, изучающим космическое пространство. Ход игры: педагог вводит детей в игровой образ космонавта. Дети надевают воображаемый скафандр, шлем, ботинки на магнитах, проверяют связь, работу всех устройств, садятся в космический корабль (построенный заранее) и летят на орбитальную станцию, где слушают рассказ педагога о Полярной звезде. Работают с картой звёздного неба. Отыскивают знакомые созвездия, зарисовывают в журнал свои впечатления от увиденного и услышанного. Возвращение с полёт «Космическое путешествие» Цель: повторить, обобщить знания детей о космосе, развивать познавательный интерес. Совершенствовать навыки включения в игру, умение воображать, входить в роль, ориентироваться в решении коллективных задач. Продолжать развивать творческие способности детей, формировать коммуникативные навыки, свободное проявление эмоционального удовлетворения радости. Игровое задание: подготовиться к полёту на ракете к звёздам. Ход игры: ребята, сегодня вы отправитесь в космическое путешествие на ракетах. Каждый из вас – капитан своего космического корабля. Прежде чем отправиться в путешествие необходимо дать своему кораблю название. Это может быть «Заря», «Салют», «Восток». Всем капитанам надо быть сообразительными и очень внимательными. Сейчас мы проведём небольшой конкурс загадок и посмотрим насколько вы сообразительны: Хвостатая звезда, по небу летает. (Комета). Звезда – пастух. (Полярная звезда). Светит, а не греет. (Луна). То блин, то полблина, то та, то эта сторона. (Луна). Что человек всегда видит, А достать не может? (Звёзды, месяц, солнце). Молодцы, все капитаны загадки отгадали, были внимательны. Четверо из ваших пассажиров – жители иных планет. Они вам неизвестны (выставляется на доску карточка – приложение 1, рис. 1). нарисуйте недостающего инопланетянина на квадрате бумаги и поместите его в правый угол верхнего ряда окошек ракеты. Второго пассажира вы узнаете, если догадаетесь, какая фигура должна быть нарисована следующей (приложение 1, рис. 2). Нарисуйте эту фигуру в квадрате и поместите в ракете в левом окошке среднего ряда. Третьего пассажира вам нужно нарисовать на квадрате в клеточку (приложение 1, рис. 3). Цифры на карточках соответствуют количеству клеток, которые нужно обвести, стрелки указывают направление движения карандаша. Начинайте с любой клетки. Поместите получившийся «портрет» инопланетянина в правый угол нижнего ряда окон ракеты. Ещё один пассажир – тоже инопланетянин. Найдите, кого не хватает в нижнем ряду на карточке (приложение 1, рис. 4) и вы узнаете, как выглядит этот инопланетянин. Нарисуйте его и поместите в верхнем левом окошке ракеты. Звучит космическая музыка и в группе появляется инопланетянин. - кто вы? - я житель планеты «Антарес». А вы кто? - мы жители планеты «Земля», как вы к нам попали? - мой корабль потерпел кораблекрушение и оказался на вашей планете. Расскажите мне о ней. Где находится ваша планета? Какой ваш космический адрес? - давайте объясним где находится наша планета, назовём космический адрес. (дети рассказывают и показывают как выглядит Солнечная система). - теперь я знаю, как выглядит «Земля», какая она красивая, и где находится. Только почему она голубая и зелёная? - потому что на ней есть воздух и вода, растения и животные. - а что ещё есть у вас на Земле? - день и ночь. Давайте объясним, почему бывает день и ночь. (объясняют). А ещё мы очень любим танцевать. - а что такое танцевать? - это двигаться под музыку. Мы сейчас тебе покажем (исполняют танец). - я тоже хочу научиться танцевать. - ребята, давайте научим нашего друга танцевать танец «Утят», «Наши ручки». (танцуют вместе). - мне очень понравилось, спасибо! Но мне пора возвращаться на свою планету Антарес, как же мне быть? - не переживай друг, мы как раз готовились к космическому путешествию и наши ракеты уже готовы к запуску. Осталось подключить компьютер, давайте проверим соединение важного провода №5 (приложение 1, рис 5). Провода нельзя трогать руками. Глазами нужно проследить весь путь провода и узнать, с какой цифрой он соединяется. Напишите её на карточке-квадрате и поместите в любое свободное окошко ракеты. У вас остались свободные окошки? Нарисуйте там любые геометрические фигуры. Как называются эти фигуры? В каких окнах ракеты вы их нарисовали? Теперь всё готово к полёту. Каждая ракета полетит в определённый день недели. Посмотрите на цифру на вашей ракете и скажите кто, в какой день недели летит. А сейчас приготовиться к полёту тем, у кого стоит цифра данного дня, они помогут нашему другу добраться до своей планеты. - спасибо вам друзья за интересный рассказ о вашей планете, и за танцы, которым я научу своих друзей. До свиданья! - до свиданья! А нам осталось дождаться старта остальных ракет, а потом их возвращения на землю. Я поздравляю всех детей прошедших подготовку к полёту. Счастливого путешествия. Мы с вами встретимся по окончании вашего полёта. Викторина «Что, где, когда?» — «Космос глазами детей» Цель: завершить работу в познавательно-эстетическом проекте «Голубая бездна серебром усыпана». Систематизировать знания детей о космосе, вспомнить и закрепить названия всех планет, их особенности. Развивать познавательный интерес. Материал: макеты Солнечной системы, кроссворд, вопросы на карточках, музыкальное сопровождение. Ход викторины: ребята, сегодня мы завершаем работу над нашим проектом и устроим небольшое командное соревнование. Сейчас вы поделитесь на две команды, выберете капитанов, и назовёте свои команды. и так, у нас есть две команды «Комета» и «Метеор».
Физминутка: Космические пришельцы выбирают для жизни планету, находят её, изображают как они её себе представляют, «летят на неё». 12. Какая планета в Солнечной системе самая маленькая и дальняя от Солнца? (Плутон). 13. Что ещё входит в состав Солнечной системы помимо планет? (Пояс астероидов). 14. Что такое метеор? 15. Что такое метеорит? 16. Какие планеты называют близнецами? (Уран, Нептун). 17. На какой планете дуют самые сильные ветры? (Нептун). 18. На какой планете бушуют бури, имеется огромное красное пятно? (Юпитер). 19. Конкурс «Фантазёр» на лучшую загадку о планетах. Итог викторины, подсчёт очков, вручение призов. Защита проекта. «Голубая бездна серебром усыпана». Звездочёт-воспитатель: Базыка В.В. Космонавты: Рома Тарада. Аня Кривошеева. Инопланетянка: Алёна Голубь. Живёт во вселенной дружная семейка – Солнечная система. Маму – зовут Солнце, а её детей – планетами. Как цыплята вокруг курицы, кружатся планеты вокруг солнца, и всех оно любит, согревает. Рома Т.: – Самого быстрого сыночка зовут Меркурий. Аня К.: – Самую красивую дочку – Венерой. Алёна Г.: – А самую добрую – Землёй. Звездочёт: — Самый драчливый сын носит имя Марс. Рома: Самого толстого зовут Юпитер. Звездочёт: Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. Рома: Сатурн считается весельчаком, и только маленький Плутон всегда плаксивый и мрачный. Аня: У планет есть друзья – спутники. Алёна: Например, у Земли подружку зовут Луной, никогда не разлучаются они, так и вертится Луна в жёлтом сарафанчике вокруг Земли, заглядывая ей в глаза. Все: Нельзя в космосе жить без дружбы! Инопланетянка: Я не знаю ничего о планете Земля. Космонавты: А вот мы тебе сейчас и расскажем. Есть одна планета – сад Лишь на ней одной цветут Береги свою планету – Инопланетянка: А как же мне вернуться домой на свою планету Астериск? Аня: Если очень постараться, И всерьёз не понарошку Инопланетянка: Спасибо, вам ребята, за интересное путешествие. Я очень рада, что познакомилась с вами.
|