Подготовка ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания к обучению в общеобразовательной школе |
Дефектология | |||
Автор: Вера Дворникова | |||
23.04.2014 17:13 | |||
Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения установлены требования к реализации основной образовательной программы. Одним из пунктов программы является создание среды, учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования, с использованием в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа [6 c.7]. Проблема перехода ребенка из детского сада в общеобразовательное учреждение, а также его адаптация волнует не только родителей, но и педагогов, психологов. Особенно актуальной она становится, когда дело касается подготовки к обучению в школе детей с особыми образовательными потребностями. К категории «особых» детей относятся дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи в рамках образовательного процесса. В последнее время среди таких детей все чаще встречаются гиперактивные дети. В 80-х годах двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности внесли в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется в том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы. Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточная подвижность малыша, основным дефектом в структуре этого заболевания является дефицит внимания: малыш не может ни на чем сосредоточиться надолго. В России для этого феномена часто используют устаревший и менее точный термин : минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это наиболее легкая форма церебральной патологии, возникающая вследствие разнообразных причин, но имеющая однотипную, невыраженную, стертую неврологическую, симптоматику и проявляющаяся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. [10 c. 7]. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует детей с СДВГ: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов» [1 c.126 ]. СДВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации [4]. Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет (раздражительность, громкий плач, нарушение сна, отставание в двигательном и речевом развитии). Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти "неожиданные" проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок. Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление [4]. Пик гиперактивности приходится на возраст шести-семи лет. Самый яркий ее показатель – несформированность произвольного внимания. Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте-предмете, событии, образе, рассуждении и т.п. Произвольное внимание – направлено и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью. В условиях затрудненной деятельности оно предполагает волевую регуляцию и использование специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения и переключения внимания. К семи годам у детей при норме развития произвольное внимание должно быть сформировано [3 с.7]. Эмоциональное развитие малышей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СНВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. В начале ХХ века Л. С. Выготский доказал, что своевременные изменения социальной ситуации развития, приводящие к тому, что обучение и воспитание осуществляется «в обход» основного дефекта с опорой на сохранные функции, позволяет достичь полноценного развития психики ребенка и адаптировать его к социуму [10 с.4 ]. Если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок проявляет свои особенности в гораздо меньшей степени. “Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свети до минимума симптомы своей гиперактивности” - В. Оклендер [1 с. 112]. Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в рамках игровой терапии. Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к. они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль. Вашему вниманию предлагается конспект группового занятия психолога с детьми шести-семи лет с синдромом дефицита внимания, направленный на развитие навыков произвольного внимания, развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы. На первых этапах занятия могут проходить индивидуально, затем – в группе. Оптимальное количество участников: 4-6 человек. Занятия проводятся в первой половине дня, продолжительностью 15 минут, два раза в неделю. Ход занятия* Дети входят в зал, психолог здоровается: «Здравствуйте, ребята! На стульчиках разложены разные мягкие игрушки, выберите себе любимую игрушку» Упражнение «Приветствие» Цель: приветствие, сосредоточение внимания. «Ребята, давайте поздороваемся друг с другом – игрушками, разными способами» - «Привет, медвежонок!» (за лапку), и так каждый ребенок берет в руки понравившуюся игрушку и здоровается с ним разными способами. Упражнение «Замри» Цель: развитие внимания и памяти. «Ребята, а сейчас мы все будем прыгать в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам – психолог показывает), когда она оборвется, мы должны застыть на месте. Если кто-то продолжает двигаться – выбывает из игры». Упражнение «Говори!» Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия. «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (пауза) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе потолок?»... «Говори!»; «Какой сегодня день недели?», «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.» Упражнение «Оловянный солдатик» Цель: развитие навыка саморегуяции. «Мальчики и девочки, когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы — стойкие солдатики на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальней. Молодцы!» Упражнение «Прощание» «А теперь давайте попрощаемся со своими любимыми игрушками»: «До свидания, зайчик!», «Пока!» так по очереди. Психолог прощается: «До скорой встречи, ребята! Досвидания!» Для определения результативности работы проведенного занятия можно использовать критерии Е.В. Карповой и Е.К. Лютовой-Робертс [7 c. 124]: - возрастающий интерес к выполнению совместных домашних заданий для родителя и ребенка; - увеличение заинтересованности в упражнениях, направленных на развитие коммуникативных склонностей; - повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка. Занятия по психологической коррекции детей в возрасте шести-семи лет в условиях ДОУ направлены на формирование у детей предпосылок для последующей интеграции в школьной среде, т.е. активное участие в учебной деятельности и жизни школьного социума, а так же своевременному приобщению к навыкам управления своим телом и эмоциями. Работа с гиперактивными детьми должна проводиться индивидуально в каждом конкретном случае. Однако специфика психологии таких малышей позволяет дать общие рекомендации для родителей , облегчающие воспитание: соблюдение распорядка дня, позитивная модель общения, определение рамок и критериев поведения, создание комфортных условий и возможностей для расходования избыточной энергии. Приводимые в литературе показатели распространенности гиперактивных детей по России колеблются от 2 до 47%, среди школьников – от 2 до 20% [5 с. 33], что является широко распространенной проблемой современного общества, которую нужно решать комплексно: совместными усилиями педагогов, родителей и психологов. * В занятии использованы упражнения авторов: Габдракиповой В. И., Эйдемиллер Э. Г.; Чистяковой М.И.; Лютовой Е.К., Мониной Г.Б.; Сыроежко М.
Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения установлены требования к реализации основной образовательной программы. Одним из пунктов программы является создание среды, учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования, с использованием в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа [6 c.7].
Проблема перехода ребенка из детского сада в общеобразовательное учреждение, а также его адаптация волнует не только родителей, но и педагогов, психологов. Особенно актуальной она становится, когда дело касается подготовки к обучению в школе детей с особыми образовательными потребностями. К категории «особых» детей относятся дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи в рамках образовательного процесса. В последнее время среди таких детей все чаще встречаются гиперактивные дети. В 80-х годах двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности внесли в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется в том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы. Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточная подвижность малыша, основным дефектом в структуре этого заболевания является дефицит внимания: малыш не может ни на чем сосредоточиться надолго. В России для этого феномена часто используют устаревший и менее точный термин : минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это наиболее легкая форма церебральной патологии, возникающая вследствие разнообразных причин, но имеющая однотипную, невыраженную, стертую неврологическую, симптоматику и проявляющаяся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. [10 c. 7]. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует детей с СДВГ: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов» [1 c.126 ]. СДВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации [4]. Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет (раздражительность, громкий плач, нарушение сна, отставание в двигательном и речевом развитии). Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти "неожиданные" проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок. Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление [4]. Пик гиперактивности приходится на возраст шести-семи лет. Самый яркий ее показатель – несформированность произвольного внимания. Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте-предмете, событии, образе, рассуждении и т.п. Произвольное внимание – направлено и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью. В условиях затрудненной деятельности оно предполагает волевую регуляцию и использование специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения и переключения внимания. К семи годам у детей при норме развития произвольное внимание должно быть сформировано [3 с.7]. Эмоциональное развитие малышей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СНВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. В начале ХХ века Л. С. Выготский доказал, что своевременные изменения социальной ситуации развития, приводящие к тому, что обучение и воспитание осуществляется «в обход» основного дефекта с опорой на сохранные функции, позволяет достичь полноценного развития психики ребенка и адаптировать его к социуму [10 с.4 ]. Если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок проявляет свои особенности в гораздо меньшей степени. “Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свети до минимума симптомы своей гиперактивности” - В. Оклендер [1 с. 112]. Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в рамках игровой терапии. Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к. они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль. Вашему вниманию предлагается конспект группового занятия психолога с детьми шести-семи лет с синдромом дефицита внимания, направленный на развитие навыков произвольного внимания, развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы. На первых этапах занятия могут проходить индивидуально, затем – в группе. Оптимальное количество участников: 4-6 человек. Занятия проводятся в первой половине дня, продолжительностью 15 минут, два раза в неделю. Ход занятия* Дети входят в зал, психолог здоровается: «Здравствуйте, ребята! На стульчиках разложены разные мягкие игрушки, выберите себе любимую игрушку» Упражнение «Приветствие» Цель: приветствие, сосредоточение внимания. «Ребята, давайте поздороваемся друг с другом – игрушками, разными способами» - «Привет, медвежонок!» (за лапку), и так каждый ребенок берет в руки понравившуюся игрушку и здоровается с ним разными способами. Упражнение «Замри» Цель: развитие внимания и памяти. «Ребята, а сейчас мы все будем прыгать в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам – психолог показывает), когда она оборвется, мы должны застыть на месте. Если кто-то продолжает двигаться – выбывает из игры». Упражнение «Говори!» Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия. «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (пауза) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе потолок?»... «Говори!»; «Какой сегодня день недели?», «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.» Упражнение «Оловянный солдатик» Цель: развитие навыка саморегуяции. «Мальчики и девочки, когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы — стойкие солдатики на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальней. Молодцы!» Упражнение «Прощание» «А теперь давайте попрощаемся со своими любимыми игрушками»: «До свидания, зайчик!», «Пока!» так по очереди. Психолог прощается: «До скорой встречи, ребята! Досвидания!» Для определения результативности работы проведенного занятия можно использовать критерии Е.В. Карповой и Е.К. Лютовой-Робертс [7 c. 124]: - возрастающий интерес к выполнению совместных домашних заданий для родителя и ребенка; - увеличение заинтересованности в упражнениях, направленных на развитие коммуникативных склонностей; - повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка. Занятия по психологической коррекции детей в возрасте шести-семи лет в условиях ДОУ направлены на формирование у детей предпосылок для последующей интеграции в школьной среде, т.е. активное участие в учебной деятельности и жизни школьного социума, а так же своевременному приобщению к навыкам управления своим телом и эмоциями. Работа с гиперактивными детьми должна проводиться индивидуально в каждом конкретном случае. Однако специфика психологии таких малышей позволяет дать общие рекомендации для родителей , облегчающие воспитание: соблюдение распорядка дня, позитивная модель общения, определение рамок и критериев поведения, создание комфортных условий и возможностей для расходования избыточной энергии. Приводимые в литературе показатели распространенности гиперактивных детей по России колеблются от 2 до 47%, среди школьников – от 2 до 20% [5 с. 33], что является широко распространенной проблемой современного общества, которую нужно решать комплексно: совместными усилиями педагогов, родителей и психологов. * В занятии использованы упражнения авторов: Габдракиповой В. И., Эйдемиллер Э. Г.; Чистяковой М.И.; Лютовой Е.К., Мониной Г.Б.; Сыроежко М. Литература 1. Белокрылова Т.С. Сборник материалов по некоторым проблемам консультирования «от А до Я» ч. 1. Методические рекомендации [Текст]. Ханты-Мансийск.- Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. - 2004. – 722 с. 2. Бондарь Т. А., Захарова И.Ю., Константинова И.С., Посицельская М. А., Яремчук М. В. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе [Текст]. 2-е изд. – М.: Теревинф, 2012. – 280 с. 3. Габракипова В. И., Эйдемиллер Э. Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Программа, методические рекомендации [Текст]. – М.: УЦ «Перспектива», 2009. – 44 с. 4. Заботина Е.Ю. Гиперактивность и СДВГ у ребенка. Коррекция с помощью ТДТ (Электронный ресурс) /Заботина Е.Ю. – URL: http://www.b17.ru/article/16277/ 5. Заломихина И.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей [Текст] // Логопед. 2007. – N3. – С. 33–39 6. Методические рекомендации «Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» 7. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) [Текст]. — СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 224 с. 8. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь [Текст]. СПб: Речь, 2007. — 186 с 9. Сыроежко М. Стойкий оловянный солдатик [Текст] : игры и упражнения из программы работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста / М. Сыроежко // Школьный психолог: прил. к газ. "Перв. сент.". - 2006. - N 23 (1/15 декабря). - С. 46-47 10. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций [Текст]. Методическое руководство - СПб.: ГП "ИМАТОН", 1997 - 80 стр.
|