В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, единой горсти – бесконечность И небо - в чашечке цветка. Уильям Блейк
Дошкольное детство – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. Мы - воспитатели всегда стремимся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешной учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонениям надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать психику ребенка. Для решения выше перечисленных задач важную роль играет развитие мелкой моторики рук и ознакомление с целостной картиной мира. Все это находит свое отражение в изобразительной деятельности – одним из важнейших средств познания мира, эстетического восприятия, развития любознательности и самостоятельного творчества. Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования, но особый интерес у детей вызывает рисование песком. Податливость песка и его природная магия завораживают детей с самого раннего детства. Любимым местом летом во дворе у малыша является песочница, а любимое занятие на берегу реки - строительство песочных замков и тоннелей. Техника рисования песком играет огромную роль в познавательно – речевом развитии дошкольника. В данной технике рисования ребенок успешно использует все пальцы и ладони обеих рук, действует ими поочередно или одновременно.
Известно, что речь ребенка во многом зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук, так как пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому этот вид деятельности наиболее способствует развитию обоих полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за устную и письменную речь, а правое отвечает за эмоциональную окраску и интонацию устной речи. Ребенок рождается «двуполушарным», у него еще нет «словесного» полушария, которое отвечает за речь и абстрактное мышление. Рисование песком – это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Как и любое рисование, рисование песком на стекле развивает фантазию, внимание, моторику пальцев и пространственное восприятие. По утверждению специалистов парапсихологов песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние. В связи с этим мною проводится мониторинг детей на развитие творческого мышления, воображения и восприятия, а так же на развитие мелкой моторики пальцев рук. (см. Приложение) Результаты мониторинга показали, что у детей слабо развито не только творческое мышление, но и имеется отставание в развитие мелкой моторики рук. Для более успешного познавательно - речевого развития детей мной была организована кружковая работа в группе по технике рисования песком «Волшебный песок». Целью кружковой деятельности является: 1. Развитие связной речи ребенка и обогащение словарного запаса детей через стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком. В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие задачи: 1. развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени; 2. обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;
3. развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета; 4. упражнение пальцев и кистей рук; 5. развитие художественно-эстетического вкуса. Моя работа ведется в соответствие с тематическим планом кружковой деятельности. Темы изобразительной деятельности кружка часто пересекаются с тематическим планом логопеда, а так же могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла детей. Для рисования я использую мелкозернистый белый песок. Предварительно его необходимо просеять и прокалить. Помимо песка можно использовать и другие мелкие сыпучие вещества (кофе, соль, манная крупа). Чтобы получить цветное изображение, я использую подкрашенный материал ( в основном, в конце обучения). Для рисования песком в нашей группе имеется специальный короб, размером 70* 100 см. с подсветкой изнутри (лампа дневного света) и отделением для хранения песка.
Для более успешной работы по данной технике рисования занятия проходят индивидуально или небольшими подгруппами (5 – 7 человек). Я провожу этот вид деятельности в любое свободное время, в качестве кружковой работы – 2 раза в неделю. Для создания наиболее интересных и творческих рисунков нам необходима предварительная работа : наблюдение, беседа, экскурсии, проекты, опыты, рассматривание(ОО познание),чтение художественной литературы. В ходе работы дети учатся договариваться друг с другом, описывают свои работы, составляют по ним небольшие рассказы, сказки (ОО коммуникация и ОО социализация). Непосредственно перед рисованием песком я со своими детьми провожу пальчиковую гимнастику (см. приложение №1). Содержание пальчиковой гимнастики часто соответствует теме занятия. Так же в своей работе я использую комплексы асинхронной гимнастики (см. Островская А.А. «Шестое чувство) и развивающие кинезиологические упражнения (см. приложение №2). Всё содержание изобразительной деятельности моего кружка состоит из трёх этапов:
1. знакомство с песком, подготовка рук, развитие воображения, предметное рисование по песку 2. сюжетное рисование по теме, подготовка к коллективной работе, рисование насыпанием песка 3. сюжетное рисование по замыслу, «раскрашивание» картин с помощью цветного песка и других сыпучих веществ. На начальном этапе обучения дети могут создавать простейшие изображения, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою песка (домик, кубик, мяч и т.д.) при этом проговаривая свои действия и описывая свой рисунок. Если ребенок что – то захочет добавить или изменить в рисунке, ему достаточно провести ладошкой по песку и вновь начать творить. Затем дети могут создавать картины, используя технику насыпания песка. Мои темы работ постепенно усложняются, появляются сюжетные картины, пейзажи и т.д. Используются мелкие фигурки животных, деревьев, персонажей из сказок. В ходе работы и по окончании ее ребенок сам рассказывает о своей картине, уделяя внимание, как крупным, так и мелким объектам, что способствует познанию мира и развитию связной речи детей, так же пополняется словарный запас детей (например при описании дерева: ветви дерева изгибистые, дорожка извилистая и т.д.) Опираясь на свой опыт работы, я пришла к выводу, что процесс рисования песком будет наиболее успешным, если будет проходить в слегка затемненной комнате под тихую и приятную музыку. Обстановка при этом будет непринужденной, располагающей к самостоятельному творчеству. А изображение на стекле будет более выразительным, ведь техника рисования песком работает по принципу «света и тени».
|