Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества "Эмоционально-отзывчивый" у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
Дефектология
Автор: Светлана Салова   
06.01.2014 03:34

Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества "Эмоционально-отзывчивый" у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речиПроблема развития речи детей — одна из наиболее важных проблем в логопедии, дошкольной, общей и специальной психологии, и педагогике, поскольку речь занимает особое положение в иерархии психических и эмоционально-волевых процессов.
В структуре речевого дефекта при различных видах речевой патологии часто отмечаются нарушения формирования интонационной выразительности речи, которые оказывают отрицательное воздействие на развитие других компонентов речевой функциональной системы, на становление коммуникативной компетенции детей, снижают эффективность речевого общения.
По мнению В.И. Селиверстова, «отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной» [6. C 22].


Интонационную обеднённость, невыразительность речи отмечают так же, Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова [2.С. 58]. Широкая распространенность нарушений речи у детей дошкольного возраста, трудности преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания как специалистов, так и родителей.
Возраст шести-семи лет является сенситивным не только к развитию познавательных процессов, но и развитию речи и речевой деятельности в целом. Именно в этот период развития у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности. Развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, а также мышления). При этом рост словаря, развитие грамматического строя речи, познавательных процессов и эмоциональности непосредственно зависит от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь весьма велики, несмотря на то, что у ребенка дошкольного возраста отмечается достаточное развитие всех средств языка для овладения анализом и синтезом звукового состава слова, требуются специальные занятия.
У детей с речевой патологией, наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи, отмечаются недостаточные возможности в использовании интонационных средств оформления речи, ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта.
Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой, интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она содержательна, правильна и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова.
Интонация - это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. В письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.
Интонация - явление сложное, целостное. В ней выделяются следующие компоненты: сила голоса, пауза, темп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.
С целью развития интонационной выразительности речи дошкольников с ОНР последовательно и систематично проводилась коррекционно-логопедическая работа с учетом динамики возрастания интонационных навыков детей.

 

Коррекционно-логопедическая работа решала следующие задачи:
1. Развитие интонационных средств выразительности речи: темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей;
2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.
Эти задачи помогает решить такая форма работы, как игровые упражнения. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию.
Перед началом работы была проведена диагностика выразительных средств речи дошкольников с ОНР, в ходе которой определялось:
– умение детей изменять темп речи, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем (нормальном) и в быстром темпе;
– умение узнавать ритмический рисунок фразы, двух стихотворных текстов, контрастных по рисунку, с помощью слогов (та-та-та) или отстукивания;
– возможность изменять высоту голоса при пересказе сказок, изображая голосом, как говорит каждый герой;
– умение изменять силу голоса, произвольно переключать его;
– возможность выделять ударный слог в слове;
– способность произнести фразу с различной интонационной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, ласково);
Результаты диагностики показали, что дети испытывают трудности в умении говорить шепотом; переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже, громче, тише); выделять голосом нужное слово; повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении; передавать голосом эмоциональную окраску текста, исходя из содержания.
На основании полученных результатов были подобраны игровые упражнения с творческими заданиями для последовательного развития элементов интонации:
1. Произносить заданное стихотворение то удивленно, то насмешливо.
2. Предложить детям попросить у товарища что-нибудь так, чтобы всякий раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии они просили (вежливо, с обидой, с нетерпением, одобряя).
3. Предложить детям задавать вопросы, например, от лица 3 медведей, так чтобы слушатели могли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чем спрашивают.
4. Прочитать фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом. Обратить внимание, как изменяется смысл фразы (например: "Школьник прочитал интересную книгу").
5. Чтение пословиц, поговорок, выделяя голосом главные по смыслу слова (например: "Мягко стелет, да жестко спать", "Что написано пером, не вырубить топором").
6. Читать пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы (например: "Жизнь дана на добрые дела", "Старый друг лучше новых двух", "Не верь началу, верь концу").
7. Читать скороговорки, меняя темп речи при их произношении (например: "Новых друзей наживать, а старых не терять", "Счастье не в воздухе вьется, а руками достается").
Итоговый мониторинг позволяет сделать выводы о том, что игровые упражнения помогли детям усвоить разнообразие интонационных средств выразительности речи. Дети научились изменять высоту и силу голоса, выделять ударный слог в слове, главное слово во фразе, передавать эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. Они легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их, научились слушать собеседника, завершать разговор.
Проведенная работа показала, что игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи способствуют устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, и формируют навыки речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Развитие интонационной выразительности речи помогает детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не только правильно и красиво говорить, но и развивает интегративное качество «эмоционально-отзывчивый». Дошкольники учатся внимательно, доброжелательно относится друг к другу и взрослым; овладевать в речи словами, обозначающими моральные качества людей, оценивать их поступки; участвовать в подвижных играх с выраженным эмоциональным характером; использовать диалог как средство отражения выразительной интонационной окраски речи. Развитие всех этих качеств, способствует в дальнейшем формированию интереса к учебной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. –159с.
2. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 2003 . —— 304 с.: ил.
3. Голубева Г. Г. «Коррекция нарушения фонетической стороны речи у дошкольников», 2000. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000.–64 с.
4. Лазаренко О.И. Л17 Диагностика и коррекция выразительности речи де-тей. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед).
5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). —— СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
6. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - м. : владос, 2000. - 208с.
7. Худенко Е., Шаховская С., Ткаченко Т. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей. - М.: РУССИКО, 1995. - 112 с.
8. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи М.: АСТ - 2009. - 222с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год