Методические рекомендации по использованию дидактического игрового пособия «Любопытные стрелочки» |
Дефектология | |||
Автор: Дряницына Наталья Юрьевна | |||
01.06.2024 08:39 | |||
Методические рекомендации по использованию дидактического игрового пособия «Любопытные стрелочки» Главной функцией пространственного мышления являются воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины, взаимного положения частей. Под пространственными соотношениями понимаются соотношения между объектами пространства или их пространственными признаками. Они выражаются понятиями о направлениях (вперед — назад, вверх — вниз, налево — направо), расстояниях (близко — далеко), отношениях (ближе — дальше), местоположении (в середине), протяженности объектов пространства (высокий — низкий, длинный — короткий). Исследования пространственных представлений имеют сравнительно короткую историю. Начало здесь положено трудами Г. Экаена, М. С. Лебединского, А. Р. Лурия и других исследователей. Учеными Л.С. Выготским, А.Р. Лурией, А.Н. Леонтьевым и другими была выявлена взаимосвязь развития речи и других психических процессов у детей. В их работах показано, что основой для развития речи является выяснение реальных связей, отношений между предметами и явлениями окружающей действительности. Обозначая предметы, признаки, действия предметов, отношения между ними с помощью слов и их связей, дети овладевают языком не только как средством общения, но и как орудием мышления.
Пространственные представления, как и другие психические процессы, активизируются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, в развитие которого правая и левая мозговые гемисферы вносят свой специфический функциональный вклад. Ответственными за выполнение движений в пространстве являются теменные и теменно-затылочные зоны коры, а также совместная деятельность пространственного, слухового и вестибулярного анализаторов. В целом пространственные действия обеспечивает височно-теменно-затылочная зона. Дети с задержкой психического развития представляют собой неоднородную группу. Для психической сферы детей с ЗПР характерно сочетание деффицитарных функций с сохранными. ЗПР это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты психической и физической деятельности. У детей отмечается значительное отставание психических процессов от нормы и серьезные недостатки в познавательной и речевой сфере. Отмечается недостаточное формирование пространственных представлений, связанные с особенностями развития детей с данной патологией. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ЗПР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела — формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). У многих из них восприятие целостного образа предмета: не могут сложить разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала. Целевая аудитория. Дидактическое пособие ориентировано на детей дошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития. Назначение дидактического игрового пособия. Дидактическое пособие помогает ребенку:
Цель игры: развитие наблюдательности, логического мышления, ориентировки в пространстве. Задачи:
Использовать дидактическую игру можно:
Дидактический материал: Пособие представляет собой:
Дидактическое игровое пособие является частью РППС группы № 13 «Грамотейки» и отвечает принципам трансформируемости, полифункциональности и вариативности. Игровое пособие стимулирует: познавательную, мыслительную деятельность, двигательную детей. Примерные варианты игровых заданий: А) «Выложи по образцу» (простой вариант) Ход игры: Ребенку предлагается расположить стрелки по предложенному образцу. Б) «Выложи по образцу» (усложненный вариант) Ход игры: ребенку предлагается расположить стрелки по предложенному образцу, а далее выложить заданные предметы согласно направлению стрелок. В) «Выполни согласно словесной инструкции» Ход игры: педагог дает словесную инструкцию направления стрелок, ребенок выполняет задание.
|