Взаимодействие учителя – дефектолога и воспитателя посредством игровых технологий |
Дефектология | |||
Автор: Акшенцева Наталья Евгеньевна Замышляева Анна Владимировна | |||
20.04.2024 22:16 | |||
Взаимодействие учителя – дефектолога и воспитателя посредством игровых технологий Использование «занимательных» кубиков в познавательном и речевом развитии детей с ОВЗ. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер, телевидение, телефон и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Большинство родителей не могут выделить свободное время для общения с детьми. Наблюдения за детьми моей группы компенсирующей направленности показали, что дети играют мало и примитивно, чаще всего выбирают игры, не требующие прямого общения со сверстниками и взрослым; уровень отображения их действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям; могут молча составлять или подбирать картинки, не умеют логически правильно излагать материал.
Кубик – универсальная игрушка. Её применяют многие педагоги, а мне пришла идея использовать их его по-своему, объединив общим названием «Говорящие» (занимательные) кубики». Чтобы заинтересовать детей и расширить их знания и представления об окружающем мире, а также сформировать связную речь я использую кубики. Начинаю свою работу с простых и интересных игр-ходилок. Чуть позже добавляю другие кубики, они разные: маленькие, большие, бумажные, пластиковые с липучками и возможностью менять картинки в соответствии с лексической темой, временем года и т.д. На каждую грань куба приклеены липучки, к которым прикрепляются картинки. К кубикам прилагаются наборы картинок, чтобы разнообразить задания. Бросая кубик, можно выбрать и описать любую картинку, построить высказывание. В процессе образовательной деятельности кубик можно дополнять глаголами, существительными, фигурами. Решаемые задачи: Образовательные:
Коррекционные:
Данные задачи решаются в образовательной деятельности, а так же используется детьми в самостоятельной деятельности в интеграции с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Таким образом, систематическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья с «занимательными кубиками» даёт положительные результаты. «Занимательные кубики» могут использоваться в играх на закрепление знаний по лексическим темам, классификации. Игровое задание «Помогаем маме» (Одному ребёнку даётся задание прикрепить только овощи, а другому – фрукты). Игровое задание «Подбери одежду» (Дети подбирают картинки с изображением одежды для каждого времени года.) Игровое задание «Кто больше назовёт?» (Назвать как можно больше изделий из муки, молока) Обогащение словаря словами-признаками. Игровое задание «Какой?». (Сок какой? – вкусный, апельсиновый, холодный; печенье какое? – бисквитное, песочное, ароматное; груша какая? – спелая, мягкая, крупная;) Задания на закрепление грамматического строя речи Образование единственного – множественного числа (детям предлагается назвать предметы на сторонах кубиков в единственном и множественном числе) Игровое задание «Один – много» (Яблоко – яблоки, платье – платья, телевизор – телевизоры.) Закрепление предложно-падежных конструкций Игровое задание «Чего нет?» (Родительный падеж ед. и мн. числа) Согласование существительных с числительными Игровое задание «Сколько?» (Дети называют количество «купленных» товаров: «Я прикрепила два лимона и пять апельсинов.») Образование относительных имён прилагательных Игровое задание «Из чего сделано?» (Стакан – стеклянный, носки – шерстяные, шапка – меховая, сапоги – резиновые, ведёрко – пластмассовое) Связная речь Образование сложных предложений Игровое задание «Для чего?» (Утюг нужен, чтобы гладить бельё. Магнитофон нужен, чтобы слушать музыку). Игровое задание «Покажи и сравни» (Показать одинаковую посуду; сравнить, чем отличаются две чашки, две сахарницы) Эта чашка красная, а эта жёлтая. Эта сахарница большая, а эта маленькая. Составление рассказа по цепочке «Кубики историй» Для этого нужно взять старые деревянные кубики, дети сами выбирают заранее приготовленные педагогом картинки, вырезают их и наклеивают на кубик. По окончании наклеивания, каждый из детей придумывает по одному предложению о картинке, которую наклеил и в результате получается какая-нибудь интересная история. Игры и задания для развития познавательной деятельности развитие зрительного восприятия Игровое задание «Чего не стало?» (Дети закрывают глаза, с кубиков убираются 1-2 картинки. Дети должны отгадать, какие.) Игровое задание «Найди по описанию». (Дети должны по описанию педагога отгадать предмет.) Игровое задание «Отгадай загадку». (Педагог предлагает детям отгадать загадки по темам. За правильный ответ ребёнок получает картинку-отгадку.) «Овощи-фрукты» 1. Сидит красная девица в темнице, А коса на улице. (Морковь) 2. Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста) 3. Неказиста, шишковата, А придёт на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка) 4. Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели. (Лук) 5. Круглый бок, жёлтый бок, Сидит на грядке колобок. (Репка) 6. Лежит меж грядок, Зелен и сладок. (Огурец) 7. Вверху зелено. Внизу красно, В землю вросло. (Свекла) 8. Круглое, румяное, Я расту на ветке. (Яблоко) Использование методики «УНОквадрат» в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Сейчас очень актуальна проблема малоподвижности детей, вследствие использования телевизоров и гаджетов. Дети, которые постоянно играют в планшетный компьютер или мобильный телефон, практически не двигаются, ведут малоподвижный образ. У них слабо развита координация движений и недостаточно сформирована пространственная ориентация. Отсюда идет отставание в развитии речи, нарушение психических процессов. Из моих наблюдений, выяснилось, что дети стали чаще играть на полу в детском саду. Я стола перед выбором о необходимости использования поверхности пола для игры и, в следствие, отсутствие такого инструментария в группе. Между тем федеральный государственный образовательный стандарт определяет необходимость поддержки самостоятельности и инициативности. И важнейшей задачей педагогической практики выступает организация предметно – пространственной развивающей среды, которая позволяет обогащать игровую деятельность. Совершенствуя и пополняя предметно – пространственную развивающую среду, пришла к выводу, чтобы повысить двигательную, познавательную активность, я решила создать игровое пространство на полу, которое помогло бы нам, педагогамсовместить познавательную и двигательную активность заниматься игровой деятельностью в группе. Так и появился «УНОквадрат» нашей группе, игры представляют собой баннерное полотно с изображением квадратов. Что же такое «УНОквадрат»? «УНО» расшифровывается — это универсальный, наглядный, обучающий. В процессе игр дети могут всесторонне развиваться в соответствии с ФГОС ДО. Целью моей работы стало: разработка и использование напольных игр для развития дошкольников с учетом особенностей и возможностей каждого ребенка. Воспитывать интерес к напольным играм и создать положительные эмоции у детей от совместной деятельности детей и взрослого. Все игры были подобраны в соответствии с возрастом, интересами детей. Напольные игры –это игровое пространство, инструмент для работы с детьми дошкольного возраста, это веселые, разнообразные игры, в ходе которых можно решать множество задач по реализации ФОП ДО: развивать двигательную и познавательную активность; развивать связную речь, обогащать словарный запас; поддерживать инициативу и самостоятельность детей; развивать психические процессы; развивать зрительную и двигательную память; развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Игровое поле за счет своей мобильности можно развернуть в любом месте, свернуть, в соответствии с интересами детей, позволяет задействовать всё пространство пола. Предметно – пространственная развивающая среда очень важна для развития детей. Можно сказать, что, за время использования методики «УНОквадрат», воспитанники с удовольствием включаются в такие игры, они вызывают большой интерес. На мой взгляд данные игровые поля позволяют безопасно двигаться в условиях группы, позволяют использовать в играх любое тематическое содержание. Поверхность позволяет не разуваться, потому что такой материал хорошо обрабатывается и можно применять как по отдельности, так и совмещать коврики друг с другом. Учитель – дефектолог А.В. ЗамышляеваВоспитатель: Н.Е. Акшенцева
|