Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ДЕФЕКТОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дефектология
Автор: Решетникова Лариса Александровна   
06.06.2023 06:40

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ДЕФЕКТОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ДЕФЕКТОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Решетникова Лариса Александровна, учитель-дефектолог, МДОУ д/с «Зернышко» города Балашова Саратовской области

Аннотация. В статье описан опыт работы дефектолога детского сада по применению нейропсихологических игр с дошкольниками с задержкой психического развития.

Ключевые слова: межполушарное взаимодействие, нейропсихология, коррекция.

В настоящее время количество детей с задержкой психического развития растет. С каждым годом меняется структура нарушений, отмечается более выраженный и устойчивый их характер. Задержка психического развития трактуется Л.В. Шиповой как особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующейся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Задержка психического развития — это временное, обратимое к норме замедление темпа созревания отдельных психических функций в результате действия неблагоприятных биологических и социальных факторов.

 

Методов коррекции данного нарушения достаточно много, но в настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми, имеющий в своей основе модель А.Р. Лурии о трех структурно-функциональных блоках, каждый из которых несет свою определенную функцию в психическом устройстве мозга. Данный метод эффективен и научно и практически доказан в работе.

Что же такое нейропсихология? Нейропсихология- это междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Нейропсихологические упражнения позволяют помочь детям при различных видах нарушений, без медикаментов. Использование нейропсихологических игр и упражнений способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств, способствует созданию базы для успешного преодоления психо-речевых нарушений, даёт возможность педагогам более качественно и творчески вести коррекционную работу. Развитие головного мозга начинается внутриутробно и продолжается после рождения ребенка. По данным исследований физиологов правое полушарие – образное, гуманитарное, творческое отвечает за тело, координацию движений, пространственное и зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие – математическое. Речевое, логическое, аналитическое, отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон.

Когда нарушается единство межполушарных связей, это ведет к множеству нарушений у детей. Нейропсихологические методики помогают восстановить связь полушарий, компенсировать поврежденные функции головного мозга.

Данный метод не заменяет коррекционную деятельность учителя-дефектолога, но он активно помогает при индивидуальной и групповой работе с дошкольниками с задержкой психического развития. В своей работе я не провожу полные занятия по нейропсихологической коррекции, использую только некоторые игры и упражнения приемлемые и эффективные для моей работы, с которыми и хочу вас познакомить.

Упражнение «Колечко». Цель: Развитие межполушарного взаимодействия. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец с другими последовательно. Сначала в одном порядке, затем в обратном. Делать сразу двумя руками, если ребенку трудно сразу двумя, то можно сначала правой, потом левой, а потом соединить. Кажется, что легко и просто, но выполнив несколько раз, пальцы начинают сбиваться. Когда выполняете это упражнение, то не руки смотреть не надо.

Упражнение «Ладонь, кулак, ребро». Цель: Улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания. Три положения руки на плоскости стола. По команде «ладонь» кладем ладонь на стол. Команда «ребро» — ставим ладонь на стол на ребро, как заборчик. Команда «кулак» — сжимаем ладонь в кулак и ставим на стол. Меняем по очереди. Выполняем сначала одной рукой, затем второй, а после – двумя вместе. Удобно сначала сделать медленно, а затем ускорять. Делаем сидя за столом.

Упражнение «Что наверху, внизу! Что справа, слева! Что впереди, позади!»

Цель: Развитие пространственных представлений. Взрослому нужно поговорить с ребенком о том, что у него есть верхняя и нижняя части тела, передняя и задняя части тела, правая сторона тела, левая сторона тела.

- Взрослый просит ребенка назвать, что в комнате выше него (потолок), что ниже (пол), что находится впереди (окно), что позади (дверь), что справа (стол), что слева (шкаф).

-Взрослый просит ребенка поменять месторасположение в комнате и спрашивает, что теперь впереди, позади, слева, справа от него.

Упражнение «Встань рядом, повтори движение». Цель: Формирование представления о расположении объектов в пространстве по отношении к его собственному телу. Взрослый встаёт рядом с ребёнком. Взрослый называет движения, ребенок проговоривает вслух и повторяет движения:

  • правой рукой касаюсь своей левой руки
  • левой рукой касаюсь своей правой руки
  • правую руку кладу на правое плечо
  • левую руку кладу на левое плечо
  • левой рукой касаюсь левого уха

-правой рукой касаюсь правого уха, и т.д.

В результате применения в коррекционно-образовательном процессе нейропсихологических игр у воспитанников с задержкой психического развития отмечается положительная динамика. Дети становятся более активными, инициативными, работоспособными, уверенными в своих силах и возможностях, эмоционально устойчивыми. Улучшаются графические навыки, процессы памяти и внимания, произвольность поведения.

Литература:

  1. Роттер С.3. Учитель-логопед. Методическая разработка «Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ», г. Кропоткин, 2022г, 108 стр.
  2. Психология дошкольника с задержкой психического развития: учебное пособие/Л.В.Шипова.-Саратов, 2018. -5 с.
  3. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2ч. Ч.2. /Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. — М.: АЙРИС-пресс,2021. -144с.: ил.

Интернет источники:

1. https://ru. wikipedia. org/wiki/Нейропсихология.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год