Статья «Использование ТРИЗ – технологии Круги Луллия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития» |
Дефектология | |||
Автор: Смоловская И.В., Федосова С.Ю. | |||
01.06.2023 17:03 | |||
Статья «Использование ТРИЗ – технологии Круги Луллия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития» В коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития (ЗПР), мы используем игровые заданий и упражнения, созданные на основе изобретения Раймунда Луллия — «Круги Луллия», которые, непосредственно относятся к технологии ТРИЗ. Основная цель работы с многофункциональным пособием «Круги Луллия» — это освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы. Круги Луллия используются как игровая технология, направленная на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах, для развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей.
Пособия носят полифункциональный характер, их можно использовать для:
Дидактические пособия представляют собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается сектор-разделитель. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под разделителем оказываются определенные сектора. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата. На весь иллюстративный материал (картинки и цифры) с обратной стороны прикреплены липучки, что позволяет обыграть любую проблемную ситуацию разной тематической направленности, с любым героем, с любым сюжетом. Для работы с дошкольниками с ЗПР в младшей группе мы используем только один круг, который разделен на 4 сектора. Д/и «Кто, что ест» (1 круг). На круг раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных (собака, кошка, медведь, заяц). Перед детьми лежат картинки с изображением пищи этих животных (косточка, рыба, мед, морковь). Взрослый называет животное. Например, кошка. Ребенок находит у себя картинку, на которой нарисована пища для этого животного. В средней группе в работе с детьми с ЗПР мы используем только 2 круга разного диаметра от 4 — 5 сектора на каждом. Д/и «Эмоции героев» (2 круга). Суть этой игры заключается в поиске логических пар (герой и эмоция), соединений их путём прокручивания колец. На малом круге педагог располагает картинки с изображением знакомых сказочных героев (грустный Гномик, злой волк, веселый Буратино, удивленный Вини Пух). На большом круге – пиктограммы эмоций (радость, грусть, удивление, злость). Реальное Задание: ребенок по просьбе взрослого называет одного из сказочного героя, изображенного на верхнем круге, затем находит на нижнем круге изображение его эмоцию, называет ее и, поворачивая этот круг, совмещает их. Д/и «Чей малыш?» (2 круга). На малом круге педагог располагает картинки с изображением животных (собака, кошка, лиса, волк и т.д.), на большом — их детенышей. Реальное Задание: ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем находит на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их. Фантастическое Задание: взрослый раскручивает круги. Например, в пустом разделителе оказались изображения коровы и жеребенка. Ребенок должен подумать и сказать, каким образом мама-корова будет ухаживать за одиноким жеребенком? Очень интересные у нас получились полифункциональные дидактические игры по LEGO-конструированию с использованием Кругов Луллия. Вот несколько из них. Д/и «Кто первый» (2 круга). Цель: формирование умения детей соотносить объёмные детали конструктора LEGO с цветом и цифрой, отсчитывая нужное их количество. На нижнее кольцо располагаем картинки с цветом, соответствующим деталям конструктора, на среднее – изображения цифр от 1 до 5. В игру могут играть от двух до пяти человек. Каждый из участников получает по игровому полю. Поочерёдно раскручивают круги и, исходя из того, какая цифра на верхнем круге и цвет на нижнем круге, заполняют своё поле деталями конструктора LEGO. Победителем становится тот, чьё игровое поле будет закрыто первым. В работе с детьми с ЗПР в старшей и подготовительной группе используем 2-3 круга от 6 до 8 сектора на каждом. Д/и «Эмоции героев» (3 круга). На малом круге расположены сказочные герои: грустный Гномик, злой Волк, веселый Буратино, удивленный Вини Пух, смущенный Карлсон, страшная Баба Яга, гневный Кощей Бессмертный и печальный Пьеро. На среднем круге — пиктограммы эмоций (радость, грусть, удивление, злость, гнев, печаль, страх, смущение). На большом круге разложены цветные круги (желтый, серый, коричневый, синий, зеленый, фиолетовый, черный, красный). Реальное Задание: ребенок по просьбе взрослого называет одного из сказочного героя, изображенного на верхнем круге, затем находит на среднем круге изображение его эмоции, а на нижнем круге определяет цвет, который соответствует данной эмоции. Д/и «Подарок для сказочного героя» (3 круга). Цель: формирование умения детей соотносить объёмные детали конструктора LEGO с цветом и цифрой, отсчитывая нужное количество. На нижнее кольцо располагаем изображения деталей конструктора LEGO, на среднее – изображения цифр в пределах 5, и на верхнее – изображения сказочных героев, для которых нужно выполнить постройку и далее обыграть её. Раскручиваем круги и с помощью ограничителя случайным совпадением определяем детали, их цвет и количество, из которых выполняется постройка. Игровые действия: Ставится задача (мотивация) – сконструировать для выпавшего сказочного героя, изображённого на картинке, постройку. Круги раскручиваются, дети смотрят, какие случайные изображения на кругах оказались под стрелкой — ограничителя, называют их. Выполняют постройку. По итогам преобразования организуется обыгрывание постройки. Если под разделителем выпадает пустой сектор, в этом случае ребенок может выбрать для постройки любые детали конструктора LEGO. Работа с полифункциональным пособием «Кругами Луллия» может проводиться во всех образовательных областях и во всех организованных учебных деятельностях, включая как индивидуальную работу с детьми, так в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной организованной учебной деятельности осуществляется в зависимости от поставленных целей, задач и проблем. Таким образом, преимуществом дидактического пособия «Круги Луллия» считаем возможность приготовить самостоятельно по любой лексической теме для проведения любой игры, при этом применять авторские варианты использования. Учителя – дефектологи МДОУ «Детский сад №87» Смоловская И.В., Федосова С.Ю. город Ярославль
|