Пропедевтический этап дошкольного образования детей с ОВЗ |
Дефектология | |||
Автор: Колесникова Ольга Анатольевна Яцюк Валентина Викторовна | |||
20.05.2023 09:39 | |||
Пропедевтический этап дошкольного образования детей с ОВЗ
«Детский сад №1 «Буратино», Иркутская область, г. Шелехов Коррекционно — образовательная деятельность с дошкольниками, в условиях группы компенсирующей направленности детского сада, организуется также с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). Трудности в создании особых образовательных условий связаны, в первую очередь, с нарушением у детей социального взаимодействия, низким уровнем предсказуемости динамики.
«Отмеченные особые образовательные потребности отражают специфические для РАС проблемы воспитания и обучения, однако, помимо них, трудности образовательного процесса могут быть связаны со следствиями особых образовательных потребностей (например, искажение и задержка речевого развития в силу невозможности восприятия сукцессивно организованных процессов), а также с коморбидными расстройствами. Это полностью согласуется с практикой: как правило, у ребёнка с РАС помимо сугубо аутистических проявлений могут быть и другие, свойственные не только аутизму расстройства (интеллектуальные, речевые, сенсорные, двигательные)» [2, с.61]. К особым образовательным потребностям обучающихся с РАС относятся:
При построении образовательного процесса мы опираемся на классификацию DSM-5 ( «Руководство по диагностике и статистике психических расстройств» пятого пересмотра, разработанное и опубликованное Американской Психиатрической Ассоциацией), это помогает определить уровень потребности в поддержке. Дефектологическая работа заключается в выделении проблем ребенка, которые требуют комплексной коррекции, определения образовательной траектории, мониторинга реализации принятой индивидуальной коррекционно-образовательной программы. Решение о выборе методической помощи принимает учитель-дефектолог, непосредственно работающий с данным ребёнком, он будет зависеть от наличия достаточного уровня собственных ресурсов ребенка. Пропедевтический этап является ведущим при подготовке ребенка с РАС к школьному обучению. Он включает навыки самообслуживания и бытовые навыки, социально-коммуникативные, поведенческие, организационные, академические задачи. Если нарушения развития носят достаточно тяжелый характер, то основной акцент в работе делается на формирование у ребенка жизненных компетенций. Рассмотрим подробнее задачи пропедевтического этапа. Для ребенка с РАС оптимальным уровнем будет считаться сформированность социально-коммуникативных функций, которые позволят ребенку общаться со взрослыми и сверстниками. Анализируя опыт работы с данной категорией детей, можно утверждать, что подобный уровень достигается крайне редко. Мы стараемся добиться уровня коммуникации, при котором ребенок способен находиться в одном помещении со сверстниками и воспринимать на слух инструкцию. Использование поведенческих методик обеспечивает дошкольнику с РАС возможность обучения. Для решения организационных проблем перехода к обучению в школе, необходимо приучать ребенка к соблюдению требований школы: сохранять необходимый уровень работоспособности, спокойно относиться к чередованию уроков и перемен (что с учётом стереотипности детей с аутизмом не всегда легко), уметь правильно (хотя бы не асоциально) вести себя в различных ситуациях. Для этого мы рекомендуем родителям заранее пройти обследование на ТПМПК и начать подготовку к школе (на базе школы, которую будет посещать ребенок), это повышает возможность более успешной адаптации к школе. Навыки самообслуживания и бытовые навыки, необходимые ребёнку с аутизмом к началу обучения в школе, прививаются на протяжении всего пребывания ребенка в группе. Его обучают самостоятельно раздеваться и одеваться, самостоятельно принимать пищу, справляться со своими проблемами в туалете. Опыт обучения детей с аутизмом академическим навыкам, позволяет сделать вывод о существенном отличии использования приемов работы с детьми с нормотипичным развитием. Особенно это отмечается в обучении детей написанию письменных букв и технике безотрывного письма, выполнению правил оформления письменной работы: поля, красная строка, где принято пропускать строку, правила исправления ошибок написания. Если ребенок с аутизмом усвоит эти правила, то в дальнейшем это во многом облегчит ему выполнение письменных заданий. Обучение технике чтения даётся легче, если при обучении учитываются особенности развития ребёнка с аутизмом. Не исключено, что экспрессивную речь сформировать не удастся, но выученные буквы (в дальнейшем — слоги) станут предпосылкой для узнавания слов в рамках так называемого «глобального чтения», для использования письменных табличек в целях элементарной коммуникации. В целом можно заключить, что обучение аутичных детей не только возможно, но и необходимо, но при этом необходимо соблюдать условия:
«Стоящие перед педагогом ДОУ или общеобразовательной (массовой) школы проблемы очерчены ясно, и решение представляется достаточно просто: индивидуальный подход с учетом проявлений аутизма, таких как ранимость, повышенная пресыщаемость и утомляемость, неравномерность развития интеллектуальных, речевых и моторных навыков, часто замедленность реакции, отсроченность результатов обучения (ребенок часто отвечает не тотчас, а спустя некоторое время), трудность восприятия фронтальных занятий в сравнении с индивидуальными, трудность ответа у доски и др. Главное условие успешной помощи аутичному ребенку, обучающемуся в массовой школе — не торопиться с выводами и организационными решениями» [1, с.7]. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного обучения представлены в соответствии с подгруппами детей с РАС и зависят от уровня тяжести нарушения. От успешности решения проблем пропедевтического периода зависит уровень жизненной компетенции и дальнейшее обучение ребенка в школе. Литература
|