«Роль учителя-дефектолога и учителя-логопеда в процессе усвоения детьми с нарушениями слуха временных представлений» |
Дефектология | |||
Автор: Мельникова Ирина Валерьевна, Рамазанова Наталия Модестовна, Сандркина Мария Валерьевна | |||
25.02.2023 16:18 | |||
«Роль учителя-дефектолога и учителя-логопеда в процессе усвоения детьми с нарушениями слуха временных представлений» «Я пришел к Вам, я Вас вижу, мне с Вами интересно, я даже Вас понимаю, но чего-то… не хватает. Я тоже хочу услышать пение птиц, шум улицы, веселый смех, Ваш голос. Вы можете мне помочь! Научить меня слышать звуки мира, понимать мою семью и друзей, героев любимых мультфильмов». Эти мысли буквально можно прочитать по взгляду и движениям ребят, которые приходят в наш детский сад. Эти дети особенные, у них нарушен слух. И мы задались вопросом: как и чем мы можем им помочь? И ответы ищем каждый день. Через общение с ними, занятия, игру. Так, у нас выстроилась система работы, реализуемая через создание слуховой и речевой среды, подбор эффективных методов и интересных материалов для успешной социализации и компенсации детей с нарушениями слуха, включающая четыре этапа:
I этап. Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков. На этом этапе мы учим ребенка обнаруживать звук и выполнять определенное действие в ответ на звук, который подает взрослый, учим ребенка различать звуки окружающего мира, определять их количество, длительность звучания, громкость, высоту, направление, учим ребенка различать слова, состоящие из одного, а потом и 2-3 слогов, звукоподражания. II этап. Различение часто используемых слов и простых фраз. Здесь мы учим ребенка различать имена близких людей, названия частей тела и лица людей и животных, учим различать слова, обозначающие продукты питания, игрушки, домашних и диких животных, предметы посуды, различных видов транспорта, то есть того, что ежедневно окружает ребенка; учим ребенка узнавать на слух словосочетания и короткие предложения. III этап. Развитие фонематического слуха. На данном этапе учим детей различать резко отличающиеся по частоте звуки, затем сходные по высоте, различать слоги, определять наличие или отсутствие звука в слове, а потом и его местоположение, учим подбирать картинки, названия которых начинаются на заданный звук. IV этап. Распознавание устной речи, в ходе которого обогащается пассивный словарь ребенка существительными, глаголами, прилагательными и другими частями речи, развиваются грамматические представления на слух, учим понимать вопросы на слух и затем самостоятельно их задавать, понимать многосоставные инструкции, небольшие монологи, в целом устную речь. В ходе работы, мы отметили, что детям с нарушениями слуха тяжело понимать и усваивать временные понятия: минута, час, день, неделя, месяц, год. Поэтому, нами разработан и внедрен долгосрочный проект «Я учусь слышать времена года!», целью которого стало знакомство детей с нарушениями слуха с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени, имеют длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм. Чтобы овладеть данными понятиями, детям нужно пройти все этапы развития слухового восприятия. К каждому этапу систематизированы картотеки игр и упражнений: На I этапе задания направлены на различение неречевых и речевых звуков, звукоподражаний в различное время года: осенью – шуршание листьев, звуки дождя, зимой – завывание ветра, скрип шагов по снегу, весной – капель, журчание ручья, голоса птиц, летом – шум моря, голоса детей на улице. Так, например, это может быть упражнение «Угадай время года» через прослушивание звуков природы в течение нескольких занятий, а затем распознавание. Начинаем с дифференциации двух времен года, затем добавляя по одному еще два. Или отдельно примету, как в упражнении «Дождик» — услышать ритм и его повторить. На II этапе к каждому времени года подбирается словарь наиболее часто используемых слов и фраз: например, ребенок собирает разрезную картинку и называет слова, которые больше употребляются к слову «осень» – лист, листья, листопад, листья желтеют и опадают, тучи, часто идет дождь, лужи, зонт, грибы, ягоды, лес и так далее. Каждое слово повторяется много раз в различных упражнениях, например, «Посчитай» — один лист, два листа, три листа и т.д. На III этапе ребенок учится слышать, понимать и правильно произносить слова, связанные с временами года, делить их на слоги, определять последовательность слогов и звуков. Например, на видео девочка делит слова «сне-го-вик» и «зи-ма» на слоги, одновременно отхлопывая в ладоши. На этапе распознавания устной речи, мы учим детей слышать и самостоятельно составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты о различных явлениях в разное время года. Отвечая на запрос ребенка, мы ответим, что хотим помочь ему слышать пение птиц, шум улицы, веселый смех, мой голос, слышать звуки мира, научим понимать его семью и друзей, героев любимых мультфильмов.
|