Применение дидактической игры «Продолжи ряд» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата |
Дефектология | |||
Автор: Белова Наталья Васильевна Рахаева Жанна Васильевна, | |||
01.02.2023 07:33 | |||
Применение дидактической игры «Продолжи ряд» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
МАДОУ «Детский сад №122», г.Череповец Аннотация: В статье описывается опыт применения вариантов дидактической игры «Продолжи ряд», как средства коррекции и развития процессов восприятия и мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. В первом случае очаг поражения находится в головном или спинном мозге. Чаще всего такая аномалия развития мозга является причиной возникновения детского церебрального паралича (ДЦП). Симптомы центрального пареза: повышение тонуса мышц (спастичность), расторможенность рефлексов, патологические синкинезии (непроизвольные движения в парализованных конечностях), утрата ловкости и контроля над произвольными движениями, образование контрактур. Повреждение периферического нерва у детей может возникнуть вследствие неправильного формирования позвоночника (искривления, неровная осанка и др.). При повреждении периферического нерва возникает вялый парез, основными проявлениями которого являются: слабость мышц, снижение или даже отсутствие рефлексов, гипотрофия и атрофия мышц. Изменения мышечной силы и тонуса, координации движений у детей с НОДА препятствуют совершению полноценного моторно-двигательного акта. Такая двигательная депривация ведет к разнообразным нарушениям всех тех психических функций, для реализации которых необходимы движения. В раннем возрасте, к примеру, возникаетзатруднение в формировании ориентировочной реакции вследствие трудностей поворота головы, или затруднение в возникновении предметного восприятия, вызванное невозможностью приближения к интересующему предмету и запаздыванием в формировании акта хватания. Таким образом, при дефиците двигательной активности, задействующей все группы мышц, ребенок не получает возможности для всестороннего обследования предметов и явлений, а вместе с ней и сенсорной пищи, необходимой для развития мозга. Важно отметить, что развитие восприятия и мышления тесно связаны между собой. Именно в ходе собственных действий с предметамиу ребенка возникаютпервые мыслительные процессы. Начальные проблески детского мышления носят практический (действенный) характер. Так формируется наиболее ранняя форма мышления — «наглядно-действенная». Серьезные нарушения функций двигательного аппарата не даюттаким детям возможности полноценно освоить все многообразие наглядно-действенных задач, поэтому наглядно-действенное мышление у них формируется с опозданием и весьма своеобразно. Учитывая изложенное выше, принципиальное значение приобретает необходимость постоянно обогащать практический опыт детей с НОДА, целенаправленно обучать их приемам умственной деятельности, активизировать работу их органов чувств, используя различные сенсорные стимулы. В комплексе коррекционно-развивающей работы, проводимой педагогами с дошкольниками с НОДА, особое место принадлежит дидактическим играм. Развивающая игра «Продолжи ряд» предусматривает установление закономерности и продолжение ряда последовательно чередующихся предметов. В ходе игры дети учатся определять одинаковые предметы, выявлять закономерности следования порядка согласно образцу, и, используя такую мыслительную операцию, как «сериация», выкладывать предметный ряд. Чередование предметов осуществляется по таким признакам, как цвет, форма, величина, материал (ткань, картон, бумага, дерево, пластик), вес (баночки с разным количеством речного песка), звук, температура (баночки с теплой и холодной водой). Также в качестве чередующихся предметов обязательно используется природный материал (шишки, желуди, орехи, семена, камешки, ракушки и др.). Данная игра развивает не только наглядно-действенное мышление, но и умение определять нужный способ для опознания предметов. Важносоздавать такие сенсорно-стимулирующие условия, при которых будет обогащаться сенсорный опыт детей, и будут оптимально задействованы психомоторные возможности ребенка. Серии предметов постепенно усложняются. Сначала задействуются серии из двух предметов. Последовательность комбинаций этих предметов: 1:1 (например, большой-маленький), 1:2 (большой-маленький-маленький), 2:1, 1:2: 1 (маленький-большой-большой-маленький). Позднее количество предметов в серии увеличивается до трех. Такую серию удобно использовать при запоминании названий животных, когда чередуются мама, папа и детеныш. Например, дошкольник выявляет по предложенному на картинке образцу и озвучивает серию: петух-курица-цыпленок, или курица-цыпленок-цыпленок-петух и так далее; а потом продолжает ряд. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивных процессов у дошкольников с НОДА можно, используя следующие варианты дидактической игры «Продолжи ряд»:
Таким образом, зная об особой потребности детей с НОДА в приобретении и расширении двигательного и сенсорного опыта, как основы для развития мышления и познания окружающего мира, мы посредством дидактической игры «Продолжи ряд» обучаемдошкольников с ОВЗ приемам сенсорного обследования и узнавания предметов, развиваем их зрительно — моторную координацию, учим совершению мыслительных операций и приемам переработки информации. Список литературы
|