Обогащение словаря старших дошкольников |
Дефектология | |||
Автор: Литвинова Наталья Васильевна | |||
04.03.2023 13:23 | |||
Обогащение словаря старших дошкольников Н.В. Литвинова, учитель – дефектолог, г. Ясный Ясненский городской округ Оренбургской области Цель: Познакомить родителей с приемами, позволяющими обогатить словарь детей, через игровые упражнения. Задачи:
Материал: разрезанные буквы названия команд «Знайки», «Почемучки».
Части домов для 2-х команд, символы слов предметов, признаков, действий, антонимов, синонимов, секундомер. 2 чистых листа А-4, 2 клея карандаша, 4 ножниц, Форма проведения –КВН. Жюри: Оформление доски. КВН ЗНАЙКИ ПОЧЕМУЧКИ Ход собрания. Слайд 1 Мы рады приветствовать вас, уважаемые родители! Предлагаю сегодня поговорить о том, как легко и увлекательно можно помочь нашим детям обогатить и расширить их словарный запас, для того чтобы речь наших детей стала понятной, точной, красивой и грамотной. В русском языке много слов и сегодня мы постараемся объединить их в группы. (Демонстрация кругов на доске) А проходить наша встреча (собрание) будет в форме игры находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи – игры – КВН Слайд 2 Вы сегодня будете выполнять те задания, которые предстоит выполнять ребятам в течение 1-2 года пребывания в детском саду. Мы будем учиться приемам, которые помогут вам в этой работе с вашими детьми. Тихая музыка Уважаемые родители, предлагаю вам разделиться на две команды. Жеребьевка- по количеству родителей. Родители достают жетоны из «Чудесного мешочка» и садятся, соответственно, за красный или синий стол. Игра на сплочение группы. Во время игры громкая музыка Пока звучит музыка все ходят по группе, как только музыка останавливается –все здороваются за руку и называют свое имя. Выбор капитанов. Тихая музыка Слова, как кирпичики и чем больше кирпичей, тем выше прочнее и красивее будет дом. И сегодня за победу в конкурсах команды будут получать части дома. Та команда, которая быстрее построит дом и станет победителем нашей игры. Представление жюри. Слайд 3 I. Конкурс «Приветствия команд» 1. Задание Из букв собрать название команды и прикрепить к доске. Кто выполнит первым получает 1 балл Тихая музыка во время выполнения задания 1. Приветствие команды – «Знайки»: «Мы команда Знайки, Знайки не зазнайки, В игры разные играем, в КВН мы побеждаем». Наш девиз: «Знание – это сила» Приветствие команды – «Почемучки». Мы хотим про все узнать, прочитать и рассказать! Любим в КВН играть, дружно, честно побеждать! Наш девиз: «Все хотим на свете знать, все загадки отгадать» Время движется, не вправе Мы об этом забывать. Делу — время, час — забаве, КВН пора начать. Слайд 4 II. Конкурс «Разминка». Слова предметы Все что нас окружает –это предметы, каждый предмет мы называем словом. Иногда нашим ребятам трудно называть предметы словами, если они редко употребляются в речи, им легче их описать, показать действиями. Отгадайте что это? Например: Это очень важное место у человека, там расположены макароны, компот, борщ. Среди всего этого где-то еще сердце помещается. (живот) Участники команд получат конверт в котором изображен предмет, они должны будут его:
Тихая музыка Команды получают конверт с изображением веретена и репейника.
Вывод: для того, чтобы узнать предмет дошкольником необходимо его увидеть, потрогать, понюхать, послушать. Слайд 5 Редкоупотребляемые слова из диагностики, учим детей спрашивать: Что это? Папка передвижка с иллюстрациями предметов по теме. Если вы будете спрашивать что это?, то будете знать знает ваш ребенок этот предмет или нет, в активном словаре это слово или в пассивном, за неделю вы поможете ребенку запомнить слова, которые раньше он не знал или не называл. Приемы, помогающие понять слово: прочитать в словаре, картинку подобрать или нарисовать, изобразить, Если затрудняется назвать предмет? - дозированную помощь (3 слова, 1 правильное -2 неправильных) Приемы, помогающие запомнить новое слово: «На пальчики», «на ладошку», «к ушку», «отпустить слово» III. IМногозначные слова В русском языке существует ситуация, когда одним словом обозначено много предметов. Слайд 6 Это слово есть у ботинка, у собаки., у пламени от свечи, у девочки. Что это за слово? (Язычок) Слайд 7 Команде дается слово, которое имеет несколько значений – многозначное слово, нужно выбрать и приклеить на лист картинки предметы, у которых есть это слово. Ручка, ножка. Команда называет предметы, где есть это слово и если угадывают слово, получают 1 балл Слайд 8 Послушайте внимательно стихотворение и выпишите слова, которые имеют несколько значений. 1. Стихотворение про папу депутата. IV Блиц Слова признаки (схема) Капитаны выбирают слово для работы (роза, осень), команда в течение 5 мин, записывает слова. слова действия (самолет, снежинка) Капитаны выбирают слово для работы, команда в течение 5 мин, записывает слова. V. Конкурс «Капитанов» символы слов синонимов и антонимов. слова антонимы – капитан читает слово, а команда хором слово наоборот. Побеждает команда. Которая потратит на выполнение задания меньшее время. слова синонимы, Слова приятели (если капитан затрудняется, может помочь команда: рисовать, показать, дозированную помощь) Дети Дом Врач Грустный Большой Веселиться Бегает Шагает Радуется Плачет Слайд 9 2. Домашнее задание. Родственные слова Читают стихотворение и находят родственные слова Капитан читает стихотворение, а команда, когда слышит родственное слово- хлопает. Если наши ребята научатся различать слова предметы, действия признаки, в школе они легче усвоят тему «Части речи», «Главные члены предложения», «Сложные предложения». Умение подбирать родственные слова поможет правильно подбирать проверочные слова к безударным гласным в корне. Умение подбирать слова признаки, антонимы и синонимы сделает их речь образной, красивой и точной. Слайд10 Пришло время подвести итоги. Мы хотели бы всех поблагодарить за участие в нашей игре. Неважно, кто победил, важно то, что все мы вместе – педагоги, родители и дети. Каждому участнику вручается шоколадная медаль за 1-ое место и воздушный шарик за 2-е место. Слово жюри Праздник удался на славу! Веселились все сполна! А сейчас мы все по праву, крикнем дружное «Ура». Литература. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития
|