КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ЗПР) (6-7 ЛЕТ)
Образовательная область: «Речевое развитие» Планирование составлено на основе тематического планирования к программе «Подготовка к школе детей с ЗПР» С.Г. Шевченко; 64 занятия, 2 раз в неделю
Гондарь Елена Алексеевна Учитель-дефектолог, логопед МБДОУ «Синяя птица» ЯНАО, г. Салехард
Дата Тема занятия Программное содержание Оборудование, дидактические игры и упражнения Методическая литература
19. 09. Гласные звуки Формировать понятие «гласный звук».
Учить выделять гласные звуки из начала и конца слов.
Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память. Аудиозапись различных звуков, маркеры — ухо, рот, маркер гласного звука (красный кружочек), экран, зеркала, предметные картинки, фишки, флажок, колокольчик, косынка, наборное полотно или магнитная доска.
Упражнение «Речевые и неречевые звуки».
Упражнение «Гласные звуки».
Упражнение «Повтори, не ошибись».
Упражнение «Назови первый звук».
Игра «Жмурки с колокольчиком».
Скачать конспект
Игра «Четвертый лишний». Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.
Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 240 с.
Дата
|
Тема занятия
|
Программное содержание
|
Оборудование, дидактические игры и упражнения
|
Методическая литература
|
19.09.
|
Гласные звуки
|
Формировать понятие «гласный звук».
Учить выделять гласные звуки из начала и конца слов.
Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память.
|
Аудиозапись различных звуков, маркеры — ухо, рот, маркер гласного звука (красный кружочек), экран, зеркала, предметные картинки, фишки, флажок, колокольчик, косынка, наборное полотно или магнитная доска.
Упражнение «Речевые и неречевые звуки».
Упражнение «Гласные звуки».
Упражнение «Повтори, не ошибись».
Упражнение «Назови первый звук».
Игра «Жмурки с колокольчиком».
Игра «Четвертый лишний».
|
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.
Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 240 с.
|
21.09.
|
Гласные буквы
|
Закрепить зрительные образы гласных букв А, У, О, Э, И, Ы.
Учить читать сочетания гласных букв.
Учить звуковому анализу и синтезу.
Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Воспитывать навыки организованного поведения.
|
Гласные буквы, в том числе написанные с наложением, тетради с изображением букв с недостающими элементами, красные ручки, кассы букв, маркеры — ухо, рот, глаз, рука, наборное полотно или магнитная доска.
Упражнение «Вспомни и ответь».
Упражнение «Буквы».
Упражнение «Посмотри и прочитай».
Упражнение «Покажи и назови».
Упражнение «Волшебное письмо».
Упражнение «Допиши букву».
|
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.
Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 240 с.
|
26.09.
|
Звуки и буквы М, П, К,Т
|
Формировать понятие «согласный звук».
Формировать умение выделять согласные звуки «М», «П», «Т», «К» из начала и конца слов.
Формировать зрительный образ букв, обозначающих эти звуки.
Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику, графические навыки.
|
Предметные картинки, зеркала, полоски, разделенные на три части, синие ручки, маркер согласного звука (синий кружочек), тетради логопедических заданий, буквы, кассы букв, маркеры - ухо, рот, глаз, рука, наборное полотно или магнитная доска.
Упражнение «Вспомни и ответь».
Упражнение «Согласные звуки».
Упражнение «Повтори, не ошибись».
Упражнение «Назови первый звук».
Упражнение «Добавь согласный звук».
Упражнение «Найди место буквы».
|
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.
Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 240 с.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.
Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 240 с.
|
28.09.
|
Повторить звуки «М», «П», «Т», «К».
Формировать понятие «слог».
Учить делить слова на слоги и практически определять количество слогов в словах.
Учить читать слоги с изученными буквам».
Развивать внимание, память, фонематическое восприятие.
|
Предметные картинки, схемы слогового разбора: длинная и 3 короткие полоски, карточки слогов (см. задание на дом 20), наборное полотно или магнитная доска.
Упражнение «Делим слева на слоги».
Упражнение «Угадай слово».
Упражнение «Слово или слог?».
Упражнение «Составь схему».
Упражнение «Сложи слово».
|
04.10.
|
Слова-предметы
|
Познакомить с понятиями «слово», «слово-предмет».
Закрепить понятие «ряд».
Повторить обобщающее понятие «игрушки».
Формировать умение ориентироваться относительно своего тела.
Развивать внимание, память.
Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего.
|
Предметы ближайшего окружения, игрушки, картинки, полоски, обозначающие слова, наборное полотно или магнитная доска.
Упражнение «Предмет и слово».
Упражнение «Сосчитай слова».
Упражнение «Измени и посчитай слова».
Упражнение «Что появилось?».
Упражнение «Подумай и скажи».
|
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.
Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 240 с.
|
05.10.
|
Формировать понятия «слово», «слово-предмет»;
Формировать понятия о словах, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы.
Учить задавать вопросы к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленные предметы.
Закрепить понятие «ряд».
Развивать внимание, память, мышление.
Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего.
|
Предметы ближайшего окружения (одушевленные, неодушевленные), предметные и сюжетные картинки, карточки- символы слов-предметов, наборное полотно или магнитная доска.
Упражнение «Подумай и ответь»
Упражнение «Сосчитай, не ошибись».
Упражнение «Подумай и скажи».
Упражнение «Живое — неживое».
Упражнение «Кто это? Что это?».
Игра «Живое — беги, неживое — замри».
Игра «Найди свою команду».
Игра «Вопрос - ответ».
|
10.10.
|
Слова-действия
|
Формировать понятие о слове, обозначающем действие (слово - действие).
Учить задавать вопросы к словам-действиям.
Учить точно отвечать на поставленный вопрос, одним словом.
Формировать элементы диалогической речи.
Развивать внимание, память, мышление.
Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего.
|
Предметные и сюжетные картинки, карточки-символы слов-действий, мяч, юла и другие игрушки, наборное полотно или магнитная доска.
Упражнение «Подумай и ответь
Упражнение «Что делает?».
Упражнение «Считай слова»
Упражнение «Смотри внимательно, выполняй старательно»
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».
Упражнение «Что делает?».
Игра «Вопрос - ответ».
Упражнение «Подбери словечко».
|
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.
Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 240 с.
|
12.10.
|
Слова-признаки
|
Расширять и обогащать словарь по теме относительными и качественными прилагательными.
Учить точно отвечать на поставленный вопрос.
Формировать понятие о слове, обозначающем признак предмета (слово-признак).
Учить задавать вопросы к словам-признакам.
Закрепить понятия о словах, обозначающих предметы.
Развивать внимание, память, мышление.
Воспитывать навыки организованного поведения, бережного отношения к окружающим предметам.
|
Предметные картинки, игрушки (в том числе мячи, кубики), карточки-символы слов-признаков, карточки с маркерами - глаз, ухо, рука, нос, язык; картинно-графический план описательного рассказа - на карточках, наборное полотно или магнитная доска.
Упражнение «Кто это? Что это?».
Упражнение «Признаки предмета».
Упражнение «Какой, какая, какое, какие?».
Упражнение «Угадай по описанию».
|
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.
Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 240
|
12.10.
|
Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки
|
Закрепить понятия о словах-предметах, словах-действиях и словах-признаках.
Закрепить умение правильно задавать вопросы к этим словам.
Развивать внимание, память, мышление.
Воспитывать навыки организованного поведения.
|
Предметные и сюжетные картинки, фишки, флажок чемпиона, косынка, наборное полотно или магнитная доска.
Упражнение «Подумай и ответь».
Упражнение «Олимпийский чемпион».
Игра «Жмурки».
Упражнение «Послушай, подумай и ответь».
|
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.
Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 240
|
17.10.
|
Предложение из 2-х слов
|
Закрепить понятия о словах, обозначающих предметы и действия.
Практически познакомить с понятием «предложение».
Учить составлять предложения из двух слов - по действию и сюжетным картинкам.
Дифференцировать понятия «слово» и «предложение».
Развивать внимание, память, общую моторику.
Воспитывать умение слушать педагога и сверстников.
|
Предметные и сюжетные картинки, карточки-символы слов-предметов и слов-действий, игрушка машинка, схемы предложения (длинные и короткая полоски), наборное полотно или магнитная доска.
Упражнение «Подбери слово к символу».
Упражнение «Подружи слова».
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели - покажем».
Упражнение «Слово или предложение?».
Упражнение «Составь предложение»
Упражнение «Скажи по схеме»
|
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.
Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 240
|
19.10.
|
Звук и буква Х
|
Познакомить со звуком и буквой X.
Учить давать полную характеристику согласного звука.
Формировать умение определять позицию звука в слове.
Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения.
Развивать внимание, память, фонематическое восприятие, мелкую моторику и графические навыки.
|
Предметные и сюжетные картинки, маркер звука, изображение феи Фонетики, зеркала, карточка с изображением буквы X, синие ручки, тетради логопедических заданий, наборное полотно или магнитная доска.
Упражнение «Вспомни и ответь».
Упражнение «Звук „X"».
Упражнение «Где звук?».
Упражнение «Закончи предложение».
Упражнение «Буква X».
|
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.
Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 240
|
24.10. 26.10.
|
Закрепить четкое произношение звука «X» в слогах, словах, предложениях.
Формировать навыки звуко-слогового анализа слов типа «мох».
Учить читать и писать односложные слова.
Формировать интонационную сторону речи.
Развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику графические навыки.
|
Кассы букв, маркеры согласного, твердого, глухого и гласного звуков, предметные картинки, красные и синие карандаши, схемы звуко-слогового анализа слов, тетради логопедических заданий, наборное полотно или магнитная доска.
Упражнение «Вспомни и ответь».
Упражнение «Повтори, не ошибись».
Упражнение «Читаем слоги»
Упражнение «Составь схему».
|
31.10.
|
Звуки К-Х
|
Учить дифференцировать на слух и в речи звуки «К»-«Х».
Формировать навыки звуко-слогового анализа.
Учить составлять предложения из набора слов.
Развивать память, внимание, мышление, фонематическое восприятие.
|
Зеркала, предметные картинки, маркер согласного, твердого, глухого звука, изображения девочки и мальчика, игрушки корова и хлев, наборное полотно или магнитная доска.
Упражнение «Звуки „K"-Х"».
Упражнение «Подари картинку»
Упражнение «Составь предложение».
Игра «Четвертый лишний».
Упражнение «Корова и хлев».
Упражнение «Найди букву».
Упражнение «Читаем слоги»
Упражнение «Составь схему».
|
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.
Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 240 с.
|
02.11.
|
Звук и буква С
|
Учить правильно произносить звук «С» в слогах, словах, предложениях и рассказе.
Учить выделять звук «С» из начала слова.
Учить определять позицию звука «С» в слове.
Познакомить с буквой С.
Обучать звуко-буквенному анализу и синтезу, чтению обратных и прямых слогов.
Развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память, мелкую моторику, графические навыки.
|
Предметные и сюжетные картинки, мяч, схема рассказа, маркер согласного, твердого, глухого звука, тетради логопедических заданий, синие ручки, веревочка, карточка с буквой С, изображения девочки и мальчика, наборное полотно или магнитная доска.
Упражнение «Вспомни и ответь».
Упражнение «Звук „ С"».
Упражнение «Повтори, не ошибись».
Упражнение «Где звук?».
Упражнение «Буква С».
Упражнение «Добавь словечко».
Упражнение «Составь вместе».
Упражнение «Сосчитай и назови».
Упражнение «Посмотри и прочитай»
|
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.
Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. — 240 с.
|
|