Игры на развитие ВПФ для детей старшего дошкольного возраста |
Дефектология | |||
Автор: Крутских Оксана Вячеславовна | |||
05.01.2023 17:25 | |||
Игры на развитие ВПФ для детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст, по мнению современных физиологов, является наиболее благоприятным для активного развития речи и познавательных способностей. В этом возрасте активно развиваются все психические процессы, которые лежат в основе успешного усвоения ребенком учебной программы в будущем. Я предлагаю Вам совершить познавательное путешествие. Нас ждут необычные места. Город Размышляй-ка: Мышление — способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности (толковый словарь С.А. Кузнецова).
Развитием мышления детей руководят взрослые. Всякая сложная разумная деятельность, отличающая человека от животных, является следствием воспитания и обучения. При этом ребенок — активный участник своего становления, он творчески перерабатывает в своем сознании полученную от взрослых информацию. Самая элементарная форма мышления ребенка-дошкольника — это наглядно-действенное мышление, которое возникает в тесной связи с его практической деятельностью и направлено на ее обслуживание. В недрах наглядно-действенного мышления создаются предпосылки, на основе которых возникает новая, более сложная форма — наглядно-образное мышление. Эта форма характеризуется тем, что решение ряда задач может осуществляться ребенком уже в плане манипулирования образами, без участия конкретных предметов, без практических действий с ними. Наглядно-образное мышление, является ведущей формой мышления ребенка-дошкольника. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно связаны с речью ребенка. Я предлагаю вам игры и упражнения для развития мышления для детей 4-5 лет. Игра «Визуальные "да-нет-ки"». Цели: учить анализировать; развивать мышление. Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки. Описание: разложить на столе игрушки или картинки (не более 10), дать ребенку немного времени их рассмотреть. Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить взрослому. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры. Игра «Сундук с сокровищами». Цель: развивать воображение, навыки анализа. Игровой материал и наглядные пособия: коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается в коробку (сумку). Описание: предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри. Игра «Кто кем был?» Цель: развивать внимание, воображение. Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель. Например: - Кем был старичок? (Мальчиком.) - Чем было дерево? (Ростком.) - Чем был Буратино? (Поленом.) Игра «Снаружи — внутри». Цель: научиться соотносить понятия «большое» — «маленькое», «внутри» — «снаружи». Описание: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи. Например: дом — подушка, котлета — кастрюля, сердце — кошка, рыба — река, сахар — чай и т. д. Затем поменяться ролями — пусть ребенок назовет пару слов. Игра «Я -ты». Цель: развивать логическое мышление, быстроту реакции. Описание: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например, воспитатель говорит: «Я — радуга!» Ребенок должен ответить: «Я — солнце!» Воспитатель продолжает: «Я — небо». Ребенок отвечает: «Я — самолет». И т. д. Игра «Отгадай по описанию». Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа. Описание: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ. Например:
Город «Внимательных». Внимание – это сосредоточение мыслей или зрения, слуха на чём-либо. Свойства внимания: Объём, сосредоточенность (концентрация), распределение, устойчивость, переключаемость. Виды внимания Непроизвольное — вызванное действием сильного, контрастного или нового. Произвольное внимание — активное и волевое, требует сосредоточенности внимания на объекте. В развитии внимания у детей дошкольного возраста — распылённость, рассеянность, неустойчивость, узость, – это показатели недостаточного развития таких свойств внимания, как концентрация, переключение, устойчивость, распределение и объём. Предлагаю игры, позволяющие развить внимание ребенка 4-5 лет. Игра «Кто где живет». Цель: развивать зрительное внимание, память. Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке. Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Игра «Хлопни в ладоши». Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор. Описание: воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми. Игра «Верно-неверно». Цель: развивать внимание, память. Описание: Ведущий произносит разные фразы — верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например: Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.) Лед — это замерзшая вода. (Дети хлопают.) Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.) Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.) Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.) Игра «Маленький жук». Цель: развивать внимание, пространственное мышление. Игровой материал и наглядные пособия: игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы. Описание: воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку. Игра «Выполни по образцу». Цель: развивать концентрацию внимания. Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников. Описание: ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.). Город «Воспринимай-ка» Восприятием называют отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. Восприятие — сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого свой прошлый опыт. Иначе говоря, восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления. В процессе восприятия не все анализаторы играют одинаковую роль. Один из анализаторов обычно ведущий. В зависимости от этого различают виды восприятия. Наиболее распространены такие виды, как зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Предлагаю Вам игры на развитие восприятия для детей 4-5 лет. Игра «Найди цветок для бабочки» Цель: учить различать цвета. Оборудование: четыре цветка, вырезанных из картона (красный, зеленый, синий, желтый); четыре плоские фигурки бабочек таких же цветов. Ход игры: предложить детям помочь бабочкам спрятаться, чтобы никто их не поймал. Для этого каждую бабочку нужно посадить на цветок такого же цвета. По окончанию игры дети называют цвет бабочек и цветков. Игра «Что бывает такого цвета» Цель: соединять представление о цвете с представлением о реальных предметах; дать понять, что цвет – одно из свойств предмета. Оборудование: наборы предметов разного цвета: овощи и фрукты, ягоды, картинки с изображением животных, игрушки разного цвета, картинки с изображением предметов. Ход игры: предложить детям найти предметы определенного цвета (например, зеленое яблоко, огурец, крыжовник, лягушка, мячик, машинка и т. д.) Игра «Круг, квадрат» Цель: учить группировать предметы по форме. Оборудование: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета, подносы (или тарелки) круглой и квадратной формы. Ход игры: воспитатель демонстрирует геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Сопровождает демонстрацию: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглый поднос, а квадрат – на квадратный поднос». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (круг). А это? (квадрат) и т. п.». Игра «Найди заплатку» Цель: учить детей соотносить предметы определенной формы с соответствующими отверстиями. Оборудование: вырезанная из картона матрешка с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и сарафан. Ход игры: воспитатель показывает детям матрешку и обращает внимание на то, что у матрешки дырявый сарафан. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешке найти правильную. Дети выполняют задание, матрешка благодарит их. Игра «Высокий — низкий» Цель: составление сериационных рядов по высоте. Оборудование: наборы брусков разной высоты. Ход игры: ребенку предлагается разложить бруски по высоте, начиная от самого высокого и заканчивая самым низким, а затем назвать их высоту в порядке возрастания (самый низкий, низкий, высокий, самый высокий). Вариант игры – по просьбе воспитателя показать определенный брусок (самый высокий, самый низкий и т. п.) Игра «Зоопарк» Цель: продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем наложения. Оборудование: трафареты с изображением животных разной величины (заяц, лиса, волк, тигр, лев, слон, клетки для них из картона, наборное полотно. Ход игры: воспитатель просит детей помочь животным в зоопарке каждому найти свой домик-клетку. Город «Запоминай-ка» Память — когнитивный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации. По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида: Кратковременная — запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Долговременная — откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Виды памяти:
Предлагаю Вам игры на развитие памяти для детей 4-5 лет. Игра «Фотоаппарат». Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь. Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки. Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д. Игра «Найди отличия». Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия. Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки. Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось. Игра «Сорока-белобока». Цель: развивать концентрацию внимания, память. Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек). Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила. Игра «Повтори орнамент». Цель: способствовать развитию концентрации внимания, памяти. Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук). Описание: Дайте ребенку половину игрового материала, остальную половину возьмите себе, выложите из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы. Игра «Запомнил — нарисовал». Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте. Игровой материал и наглядные пособия: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов. Описание: наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.
|