Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игры на развитие ВПФ для детей старшего дошкольного возраста
Дефектология
Автор: Крутских Оксана Вячеславовна   
05.01.2023 17:25

Игры на развитие ВПФ для детей старшего дошкольного возрастаИгры на развитие ВПФ для детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст, по мнению современных физиологов, является наиболее благоприятным для активного развития речи и познавательных способностей. В этом возрасте активно развиваются все психические процессы, которые лежат в основе успешного усвоения ребенком учебной программы в будущем.

Я предлагаю Вам совершить познавательное путешествие. Нас ждут необычные места.

Город Размышляй-ка:

Мышление — способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности (толковый словарь С.А. Кузнецова).

 

Развитием мышления детей руководят взрослые. Всякая сложная разумная деятельность, отличающая человека от животных, является следствием воспитания и обучения. При этом ребенок — активный участник своего становления, он творчески перерабатывает в своем сознании полученную от взрослых информацию.

Самая элементарная форма мышления ребенка-дошкольника — это наглядно-действенное мышление, которое возникает в тесной связи с его практической деятельностью и направлено на ее обслуживание.

В недрах наглядно-действенного мышления создаются предпосылки, на основе которых возникает новая, более сложная форма — наглядно-образное мышление. Эта форма характеризуется тем, что решение ряда задач может осуществляться ребенком уже в плане манипулирования образами, без участия конкретных предметов, без практических действий с ними.

Наглядно-образное мышление, является ведущей формой мышления ребенка-дошкольника.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно связаны с речью ребенка.

Я предлагаю вам игры и упражнения для развития мышления для детей 4-5 лет.

Игра «Визуальные "да-нет-ки"».

Цели: учить анализировать; развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.

Описание: разложить на столе игрушки или картинки (не более 10), дать ребенку немного времени их рассмотреть.

Затем спросить: «Какой предмет я загадала?»

Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить взрослому. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.

Игра «Сундук с сокровищами».

Цель: развивать воображение, навыки анализа.

Игровой материал и наглядные пособия: коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается в коробку (сумку).

Описание: предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.

Игра «Кто кем был?»

Цель: развивать внимание, воображение.

Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

Например:

- Кем был старичок? (Мальчиком.)

- Чем было дерево? (Ростком.)

- Чем был Буратино? (Поленом.)

Игра «Снаружи — внутри».

Цель: научиться соотносить понятия «большое»«маленькое», «внутри»«снаружи».

Описание: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи. Например: дом — подушка, котлета — кастрюля, сердце — кошка, рыба — река, сахар — чай и т. д. Затем поменяться ролями — пусть ребенок назовет пару слов.

Игра «Я -ты».

Цель: развивать логическое мышление, быстроту реакции.

Описание: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например, воспитатель говорит: «Я — радуга!» Ребенок должен ответить: «Я — солнце!» Воспитатель продолжает: «Я — небо». Ребенок отвечает: «Я — самолет». И т. д.

Игра «Отгадай по описанию».

Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.

Описание: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

Например:

  • Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)
  • Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)
  • Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)
  • Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)
  • Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)

Город «Внимательных».

Внимание – это сосредоточение мыслей или зрения, слуха на чём-либо.

Свойства внимания:

Объём, сосредоточенность (концентрация), распределение, устойчивость, переключаемость.

Виды внимания

Непроизвольное — вызванное действием сильного, контрастного или нового.

Произвольное внимание — активное и волевое, требует сосредоточенности внимания на объекте. В развитии внимания у детей дошкольного возраста — распылённость, рассеянность, неустойчивость, узость, – это показатели недостаточного развития таких свойств внимания, как концентрация, переключение, устойчивость, распределение и объём.

Предлагаю игры, позволяющие развить внимание ребенка 4-5 лет.

Игра «Кто где живет».

Цель: развивать зрительное внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Хлопни в ладоши».

Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание: воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Игра «Верно-неверно».

Цель: развивать внимание, память.

Описание: Ведущий произносит разные фразы — верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед — это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

Игра «Маленький жук».

Цель: развивать внимание, пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

Описание: воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

Игра «Выполни по образцу».

Цель: развивать концентрацию внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

Описание: ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

Город «Воспринимай-ка»

Восприятием называют отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. Восприятие — сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого свой прошлый опыт. Иначе говоря, восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления. В процессе восприятия не все анализаторы играют одинаковую роль. Один из анализаторов обычно ведущий. В зависимости от этого различают виды восприятия. Наиболее распространены такие виды, как зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Предлагаю Вам игры на развитие восприятия для детей 4-5 лет.

Игра «Найди цветок для бабочки»

Цель: учить различать цвета.

Оборудование: четыре цветка, вырезанных из картона (красный, зеленый, синий, желтый); четыре плоские фигурки бабочек таких же цветов.

Ход игры: предложить детям помочь бабочкам спрятаться, чтобы никто их не поймал. Для этого каждую бабочку нужно посадить на цветок такого же цвета. По окончанию игры дети называют цвет бабочек и цветков.

Игра «Что бывает такого цвета»

Цель: соединять представление о цвете с представлением о реальных предметах; дать понять, что цвет – одно из свойств предмета.

Оборудование: наборы предметов разного цвета: овощи и фрукты, ягоды, картинки с изображением животных, игрушки разного цвета, картинки с изображением предметов.

Ход игры: предложить детям найти предметы определенного цвета (например, зеленое яблоко, огурец, крыжовник, лягушка, мячик, машинка и т. д.)

Игра «Круг, квадрат»

Цель: учить группировать предметы по форме.

Оборудование: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета, подносы (или тарелки) круглой и квадратной формы.

Ход игры: воспитатель демонстрирует геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Сопровождает демонстрацию: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглый поднос, а квадрат – на квадратный поднос». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (круг). А это? (квадрат) и т. п.».

Игра «Найди заплатку»

Цель: учить детей соотносить предметы определенной формы с соответствующими отверстиями.

Оборудование: вырезанная из картона матрешка с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и сарафан.

Ход игры: воспитатель показывает детям матрешку и обращает внимание на то, что у матрешки дырявый сарафан. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешке найти правильную. Дети выполняют задание, матрешка благодарит их.

Игра «Высокий — низкий»

Цель: составление сериационных рядов по высоте.

Оборудование: наборы брусков разной высоты.

Ход игры: ребенку предлагается разложить бруски по высоте, начиная от самого высокого и заканчивая самым низким, а затем назвать их высоту в порядке возрастания (самый низкий, низкий, высокий, самый высокий). Вариант игры – по просьбе воспитателя показать определенный брусок (самый высокий, самый низкий и т. п.)

Игра «Зоопарк»

Цель: продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем наложения.

Оборудование: трафареты с изображением животных разной величины (заяц, лиса, волк, тигр, лев, слон, клетки для них из картона, наборное полотно.

Ход игры: воспитатель просит детей помочь животным в зоопарке каждому найти свой домик-клетку.

Город «Запоминай-ка»

Память — когнитивный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.

По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида:

Кратковременная — запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание.

Долговременная — откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок.

Виды памяти:

  • зрительная — запоминание видимых образов;
  • слуховая — запоминание услышанного;
  • тактильная, моторная (двигательная) — запоминание ощущений и движений;
  • эмоциональная — запечатление ярких эмоций;
  • вербально-логическая — усваиваются речевые конструкции, смысловые связи.

Предлагаю Вам игры на развитие памяти для детей 4-5 лет.

Игра «Фотоаппарат».

Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Игра «Найди отличия».

Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра «Сорока-белобока».

Цель: развивать концентрацию внимания, память.

Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).

Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Повтори орнамент».

Цель: способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

Описание: Дайте ребенку половину игрового материала, остальную половину возьмите себе, выложите из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

Игра «Запомнил — нарисовал».

Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

Игровой материал и наглядные пособия: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

Описание: наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год